Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Ноктюрн" (СССР, 1966), "Третья молодость" (СССР–Франция, 1966), "Не забудь… станция Луговая" (СССР, 1967): "за" и "против"

Третья молодость. СССР–Франция, 1966. Режиссеры Жан Древиль, Исаак Менакер. Сценаристы Александр Галич, Поль Андреота (по роману Пьера Жильбера). Актеры: Жиль Сегаль, Олег Стриженов, Жак Ферьер, Наталья Величко, Николай Черкасов, Николай Трофимов, Геннадий Нилов, Алла Ларионова, Владислав Стржельчик и др. 17,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Исаак Менакер (1905–1978) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, из которых только «Третьей молодости» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Эта музыкальная мелодрама о жизни знаменитого балетмейстера и хореографа Мариуса Петипа в год прокат покорила немало зрительских сердец, но в связи с эмиграцией одного из сценаристов – Александра Галича (1918–1977) через несколько лет как бы «ушла в тень»…

Театровед Элла Бочарникова писала о «Третьей молодости» так: «Известны два пути в создании биографического фильма. Один, если можно так сказать, «сюжетный», когда внимание сосредоточивается на внешнем течении событий, на занимательно и эффектно восстановленных фактах биографии. Другой путь предполагает более глубокую авторскую работу, которая ставит задачей исследовать содержание жизни, суть деяний изображаемого лица. Авторы фильма «Третья молодость» пошли по первому пути. События в картине скорее излагаются, чем осмысливаются, «подаются», а не раскрываются. … Эстетическая ценность творчества Петипа, в сущности, не вскрыта, даже в тексте о ней не говорится нигде по–серьезному. Вероятно, потому и не показаны в фильме лучшие фрагменты из балетов Петипа, наиболее ярко характеризующие его художественный стиль, манеру. … Правда, нельзя в то же время не отметить определенного познавательного значения картины. И я понимаю признательность зрителей авторам «Третьей молодости» за ожившую страницу истории русского балета, хотя страница эта лишь приоткрывает интереснейшую ее главу» (Бочарникова, 1966: 31, 33).

Зрители старшего поколения до сих пор вспоминают эту музыкальную мелодраму:

«Чудесный фильм! Как хороши актеры – неповторимый, великий Н. Черкасов в роли Гедеонова, юная и очаровательная Н. Величко в роли Марии Петипа, великолепно сыграли даже небольшие роли Чайковского – Олег Стриженов, Николая Первого – В. Стржельчик, Всеволожского – В. Емельянов. Очень понравились французы – Жиль Сегаль в роли Петипа и Жак Ферьер в роли Минха, очень колоритно и темпераментно сыграно. Здесь вообще просто созвездие талантов… Фильм, наверное, еще и потому удался, что талантливый режиссер Ж. Древиль не первый раз работал с русско–французским материалом. Фильм так же красив, как красиво искусство балета» (НВЧ).

«Видел этот фильм в год премьеры. Один из первых советских широкоформатных фильмов, ещё редких в 60–е годы. Пересматривать с тех пор ни разу не довелось, да и в телевизоре далеко не тот эффект будет. Балет на широком формате очень эффектно смотрелся, и Жиль Сегаль в роли Петипа был обаятелен и артистичен. В односерийный фильм многое, конечно, не вошло. … Алле Ларионовой, играющей вторую жену Петипа, в фильме, по–моему, не очень повезло. Слишком маленькая у неё роль, чисто служебная» (Б. Нежданов).

«Посмотрел этот фильм сразу после выхода на экран. Меня он тогда по–детски поразил тем, что я впервые внезапно осознал, что движения в балете – это такое же творчество, как и любое другое. Это придумывается, записывается, как ноты. Раньше об этом не задумывался» (П. Шлаг).

Киновед Александр Федоров

-2

Ноктюрн. СССР, 1966. Режиссер Ростислав Горяев. Сценарист Антон Станкевич (по одноименному рассказу Жана Грива). Актеры: Пола Ракса, Гунар Цилинский, Юрис Плявиньш, Олег Хабалов, Борис Кожухов и др. 17,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Ростислав Горяев (1934–2007) поставил всего шесть полнометражных игровых фильмов, два из которых («Ноктюрн» и «24–25» не возвращается») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Военная драма о любви француженки (ее роль сыграла чрезвычайно популярная в 1960–х актриса Пола Ракса) и латыша, разворачивающейся на фоне гражданской войны в Испании в 1937 и второй мировой войны, была тепло встречена советской кинопрессой.

О тематической значимости «Ноктюрна» писали «Советский экран» (Лесовой, 1966: 19). и «Спутник кинозрителя» (Кокорева, 1966: 4–5).

К сожалению, сегодня «Ноктюрн» практически забыт массовой аудиторией, но те зрители, которые его помнят, отзываются о нем очень тепло:

«Ростиславу Горяеву удалось довольно достоверно воссоздать атмосферу Испании и Франции той эпохи. Пола Ракса и Гунар Цилинский хорошо сыграли, хотя некоторые критики после выхода фильма находили их любовные сцены суховатыми, недостаточно эмоциональными. Но надолго врезался в память финал фильма, трагическая гибель Иветты. И как кружится она в танце в воспоминаниях Жоржа, по–прежнему живая и прекрасная. Какой–то особой идеологизации я в фильме не заметил, в испанском и французском Сопротивлении участвовали люди различных политических убеждений. В первую очередь это история любви на войне» (Б. Нежданов).

«Фильм изумителен в своей романтичности и драматизме. Понравилось всё. Идеология? А что неправильного? Совершенно не мешает. На фоне войны и смерти двое людей из разных стран любили друг друга и осторожно мечтали о жизни после войны. Распяли не только Иветту. Распяли любовь и надежды млн. людей того времени» (Медуза).

Киновед Александр Федоров

-3

Не забудь… станция Луговая. СССР, 1967. Режиссеры Никита Курихин, Леонид Менакер. Сценаристы Иосиф Ольшанский, Нина Руднева. Актеры: Георгий Юматов, Алла Чернова, Валентина Владимирова, Валентина Кибардина и др. 16,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Никита Курихин (1922–1968) за свою, увы, короткую жизнь поставил всего пять полнометражных игровых фильмов, три из которых («Последний дюйм», «Жаворонок», «Не забудь… станция Луговая») вошли в число самых популярных лент СССР. В ночь на 6 июля 1968 года Никита Курихин погиб в автомобильной аварии неподалеку от Риги…

Режиссер Леонид Менакер (1929–2012) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Жаворонок», «Не забудь… станция Луговая», «Завещание профессора Доуэля», «Молодая жена») вошли в число самых популярных лент СССР.

Лето 1942-го… На станции Луговая лейтенант Рябов знакомится с потерявшей всех своих близких Люсей…

В годы выхода мелодрамы «Не забудь… станция Луговая» в прокат кинокритик Михаил Белявский (1904-1982) отметил, что она получилась художественно неровной: «повествование ведется то упрощенно–примитивно, то поднимается до глубокого раскрытия чувств, до пафоса» (Белявский, 1967: 3).

Сегодняшние зрители относятся к этой грустной истории об утраченной любви иначе:

«Замечательный фильм. … Здесь слились воедино и хороший сценарий, и отличная режиссерская работа, и замечательная игра актеров» (Елена).

«Посмотрел кино. Тяжелое впечатление оставляет. Вроде ничего не мешало героям встретиться после войны. А вот не получилось. И в чем как бы мораль? Что герой Юматова такой–сякой негодяй забыл Люсю? Вроде он такого впечатления не производит. Непонятно» (Мурлыка).

«Фильм хороший, задушевный. По-моему, вообще единственный советский фильм, в котором показан быт беженцев во время войны, да ещё и в поезде. Цепляет за душу концовка фильма, когда так проникновенно звучат слова героини из писем. Сейчас такого не снимают и в принципе снять не могут» (Вячеслав).

Киновед Александр Федоров