Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Школьный вальс" (СССР, 1978), "Моя любовь" (СССР, 1940), "Полынь – трава горькая" (СССР, 1982): "за" и "против"

Полынь – трава горькая. СССР, 1982. Режиссер Алексей Салтыков. Сценарист Михаил Ворфоломеев. Актеры: Ольга Прохорова, Александр Казаков, Владимир Трещалов, Елена Драпеко, Галина Дёмина, Пётр Глебов и др. 19,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алексей Салтыков (1934–1993) за свою творческую карьеру поставил 16 фильмов, десять из которых («Друг мой, Колька!», «Председатель», «Бабье царство», «Директор», «Возврата нет», «Семья Ивановых», «Сибирячка», «Полынь – трава горькая», «Емельян Пугачев», «Крик дельфина»), вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Мелодраму «Полынь – трава горькая», рассказавшую историю о девушке, потерявшей во время войны память, советские зрители 1982–1983 годов смотрели с энтузиазмом.

А вот кинокритиков эта картина не слишком впечатлила. К примеру, Д. Абрамова в «Советском экране» писала: «Самой большой неудачей видится мне финал: есть нечто умилительно–слащавое в том объятии. Которое соединяет под конец героев. Фальшивые, неестественные ноты проскальзывают подряд в речах персонажей… И все же «Полынь – трава горькая» … своим главным пафосом, утверждением светлых, благородных человеческих чувств не может не тронуть сердец зрителей» (Абрамова, 1983: 8).

Мнения сегодняшних зрителей об этом фильме порой полярны:

«Фильм очень хороший, помню, смотрела в детстве в кинотеатре и почти весь фильм плакала. Такая человечность, такие испытания войной. Тогда ещё наших ветеранов–фронтовиков было больше, сейчас уже многие и многие ушли из жизни. Но надо помнить, – это святая обязанность любого здравомыслящего россиянина!» (Н. Воротынцева).

«Посмотрела вчера этот фильм... Мексиканские сериалы отдыхают... Хотя в молодости (в 1982 году) он на меня произвел очень сильное впечатление. Наивняк, конечно» (Нелла).

Киновед Александр Федоров

-2

Школьный вальс. СССР, 1978. Режиссер Павел Любимов. Сценарист Анна Родионова. Актеры: Елена Цыплакова, Сергей Насибов, Евгения Симонова, Наталья Вилькина, Юрий Соломин, Нина Меньшикова, Елена Фетисенко, Виктор Камаев, Лидия Матасова, Виктор Проскурин, Екатерина Дурова и др. 19,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Павел Любимов (1938–2010) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Женщины», «Весенний призыв», «Школьный вальс») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Фильм Павла Любимова «Школьный вальс» (сценарий Анны Родионовой) — еще один шаг по ступеням эволюции «школьной» темы. Впрочем, слово «школьной» в данном случае не означает, что роль в картине пойдет о школе и школьниках. Скорее, наоборот, подчеркивает, что герои фильма, находятся на призрачной границе между последним школьным вальсом и самостоятельной «взрослой» жизнью. Сюжет картины объединяет в себе вышеприведенные тенденции: яркая, цельная, незаурядная индивидуальность — вчерашняя десятиклассница Зося (Елена Цыплакова) искренне и глубоко, вся, без остатка, отдается своему первому настоящему чувству любви к однокласснику Гоше, впоследствии оказавшемуся недостойным ее.

С легкой руки Динары Асановой Елена Цыплакова снимается сейчас часто, но такая интересная, трудная, неоднозначная роль ей встретилась, пожалуй, впервые. И без сомнения. Цыплакова сыграла свою лучшую на сегодняшний день роль. Актриса настолько слилась с образом своей героини, что впечатление, будто это только актерская работа, отсутствует.

Если Зося для Елены Цыплаковой — естественное продолжение прежних ролей: семиклассницы («Не болит голова у дятла»), девятиклассницы («Ключ без права передачи»), то Евгению Симонову мы привыкли видеть в более «взрослых» ролях («Афоня», «Пропавшая экспедиция», «Обыкновенное чудо»), а в «Школьном вальсе» она играет десятиклассницу Дину. Но все предварительные сомнения рассеиваются с первыми же кадрами фильма, настолько непринужденно, органично смотрится актриса среди настоящих десятиклассников в сцене последнего звонка. Евгения Симонова смогла сыграть первую, но всепоглощающую, готовую даже на унижение любовь искренне и достоверно.

Кульминацией образа стал эпизод в загсе. Вот рядом с Диной стоит Гоша, теперешний ее законный муж, ценой невероятных усилий «отбитый» у Зоси. Желание Достигнуто. Но Симоновой удается почти без слов, одними глазами сказать о многом: и о том, что «получение» Гоши в мужья не означает обретения его любви, и о том, что невольно сделала она любимого человека несчастным, и о том, что им все равно не быть долго вместе...

К сожалению, Гоша сыгран Сергеем Насибовым менее убедительно. Возможно, это получилось от того, что образ Гоши драматически не вполне оправдан. Бросив любимую (!) девушку в трудную минуту и впоследствии заявляя, что он более всего на свете ценит личную свободу, Гоша тут же, без всякого на то повода уступает настойчивой любви нелюбимой (!) Дины и женится на ней. Причины таких противоречивых поступков Гоши, такого, каким его играет Сергей Насибов, остаются за кадром, запоминается лишь Гошина скованность и замкнутость.

Не найдя опоры в психологических мотивировках, авторы фильма заставляют своего, героя совершить поступок более чем странный: Гоша, убежав от Дины прямо из загса, «соображает на троих» в подворотне с попавшимися под руку «алкашами»... Так изображается высшая степень отчаянья, смятения, охватившая в этот момент героя фильма. Что ж, неожиданно, броско. Но больно уж похоже все это на традиционные, набившие оскомину судорожные сигаретные затяжки персонажей иных лент, призванные тоже заменить психологию, глубинное актерское проникновение в Образ условным знаком, которым обозначаются катастрофические потрясения человеческой души.

Такой эпизод кажется досадной издержкой, так как в целом Павел Любимов и оператор картины Петр Катаев сияли «Школьный вальс» удивительно скромно и естественно. Приглушенные разговоры, мягкие цветовые тона, обычные интерьеры (не все же живут в квартирах-дворцах, как, например, некоторые герои «Розыгрыша» В. Меньшова), отсутствие монтажных и оптических эффектов. А в последнее время, право, трудно было встретить фильм о любви, где бы не парили в воздухе взявшиеся за руки влюбленные, с лицами, озаренными «райскими» улыбками совершенного счастья.

«Школьный вальс» вызвал споры, подчас противоречивые суждения как киноведов, так и зрителей. Каждый из нас делает свой выбор. Но каков бы он ни был, несомненно, что перед нами не плод холодных рук профессионала, а произведение подлинного художника, вложившего в него частицу своего сердца.

Советская кинопресса отнеслась к «Школьному вальсу» неплохо, хотя этот фильм и не вызвал такой же бурной полемики как в своем время картина Ю. Райзмана «А если это любовь?».

Кинокритик Евгений Громов (1931–2005) писал в журнале «Искусство кино»: «Бесспорно, что в «Школьном вальсе» своеобразно поднимается большая и серьезная тема – интимной жизни, любви и брака совсем молодых людей… В фильме много метких бытовых зарисовок, точных психологических наблюдений, в частности, очень верно и с юмором передана растущая активность (маскулинизация!) наших девушек. Естественны и убедительны почти все актеры, среди которых немало начинающих… Но не слишком ли любуются авторы своей героиней? Не слишком ли они порою однозначно, нереалистично относятся к показываемым на экране поступкам и судьбам?» (Громов, 1981: 41).

Уже в XXI веке киновед Виктор Филимонов отметил, что в «Школьном вальсе» «речь идет не только и даже не столько о любви, сколько о том, как ломаются судьбы и подтачиваются опоры дома, не состоянии справиться с прозаически текущим бытом, который, собственно, и есть жизнь в её естественном частном проявлении» (Филимонов, 2010: 287).

А С. Кудрявцев обратил внимание читателей, что «есть такой замечательный и многим кинопрофессионалам даже неведомый показатель успеха, как количество зрителей на одну копию фильма. … Так вот – по этому коэффициенту (61,1 тысяча зрителей посмотрели каждую копию) «Школьный вальс» занимает четвёртое место за всю историю советской киностатистики, пропустив вперёд фильмы «Пираты ХХ века», «Мачеха» и «Песни моря», причем имея по сравнению с ними самый малый тираж и, тем не менее, умудрившись почти достичь двадцатимиллионного рубежа. То есть при благоприятствующем отношении начальства он был бы способен стать для второй половины 70–х годов таким же чемпионом–возмутителем покоя, как и «Маленькая Вера», тоже снятая на студии имени Горького, только через 10 лет» (Кудрявцев, 1998: 204).

Что ж, «Школьный вальс» до сих пор вызывает споры зрителей:

«Очень люблю этот фильм. Всегда с удовольствием смотрю. А Цыплакова просто великолепно справилась с этой ролью. Никакой фальши» (Натали).

«Фильм когда–то был одним из моих любимых, но последний раз (до нынешнего просмотра) смотрела очень давно (даже помню – где и когда). И в связи с недостатком жизненного опыта тогда никаких вопросов и сомнений не возникало. Всё казалось простым и ясным. В этот раз, как и многие здесь, задумалась о семье героини.

Действительно, все–таки большинство наших женщин, забыв о своей личной жизни, кинулись бы на помощь дочке. Тут всё как–то по–другому. Зося очень самостоятельная, независимая, наверное, она и не приняла бы помощь матери, тем более родила вопреки ее протестам» (Тамара).

«Хороший фильм, очень правдивый. … Герои симпатичные, но фильм, как мне кажется, осуждает их душевную незрелость, инфантильность. Не подумали ребята о том, что от любви дети бывают. Избалованная стервочка Дина тоже инфантильна, Гоша для нее как игрушка, которую непременно хочется заполучить, и мать ей во всем потакает.

Гоша особенно отличается слабостью характера, склонностью убежать подальше от проблем. С Зосей поступает подло, узнав о беременности. Реакция типа "это твои проблемы, сама выпутывайся". Семья Зоси тоже неблагополучна при внешней интеллигентности» (Б. Нежданов).

«В фильме много противоречий и каких–то нелепостей. Гоша прописан очень неубедительно, весь фильм ходит, поджав губы, и разговаривает как робот, как будто заучивал текст наизусть. Не было показано даже ключевого разговора между любящими подростками о беременности, одни лишь намёки... Гоша даже не отказывает впрямую, он в основном просто угрюмо молчит. Очень ценит личную свободу, но как–то нехотя связывает свою жизнь с нелюбимой девушкой... Странно.

Очень непонятно поведение родителей главной героини. Она рожает ребёнка, пеленает его в кроватке, а они заняты собственным разводом, дружно покидают квартиру в тот момент, когда, казалось бы, дочери нужна душевная и иная поддержка... Всё–таки, на мой взгляд, слабых мест в фильме много» (Олег).

Киновед Александр Федоров

-3

Моя любовь. СССР, 1940. Режиссер Владимир Корш–Саблин. Сценарист Иосиф Прут. Актеры: Лидия Смирнова, Иван Переверзев, Владимир Чобур и др. 19,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Владимир Корш–Саблин (1900–1974) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Моя любовь», «Константин Заслонов», «Первые испытания», «Красные листья») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Эта музыкальная комедия до сих пор популярна у зрителей, и в ее успехе, как верно отметил кинокритик Сергей Кудрявцев, важна и привлекательна «душевная интонация любовной истории, которая почувствована в известной заглавной песне Исаака Дунаевского, передана в самой атмосфере беспечного и радостного времяпрепровождения – в танцах, прогулках под луной, катаниях на лодке в летнем парке» (Кудрявцев, 2007). Не даром же в эти предвоенные годы всё громче звучала знаменитая фраза»: «Жить стало лучше, стало веселей!».

Однако мне хотелось бы еще отметить яркую игру актрисы Лидии Смирновой (1915–2007), находившейся в ту пору в расцвете своей красоты.

Сегодняшние зрители по–прежнему очень любят этот фильм:

«Посмотрела сегодня еще раз этот добрый и оптимистичный фильм. … Лидия Смирнова блистает в нем, как бриллиант» (Людмила).

«Замечательный, чудный фильм на все времена!.. Какая музыка. Всегда смотрела и буду смотреть» (Е. Терлецкая).

Киновед Александр Федоров