Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Почтовый роман" (СССР, 1970), "Если ты прав..." (СССР, 1964), "Возвращение Василия Бортникова" (СССР, 1953): "за" и "против"

Почтовый роман. СССР, 1970. Режиссер Евгений Матвеев. Сценарист Даниил Храбровицкий. Актеры: Александр Парра, Светлана Коркошко, Юрий Каюров, Анатолий Фалькович, Евгений Матвеев, Аркадий Гашинский, Антонина Максимова, Гурген Тонунц, Николай Граббе и др. 21,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Евгений Матвеев (1922–2003) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, 7 из которых («Судьба», «Любовь земная», «Особо важное задание», «Цыган», «Почтовый роман», «Победа», «Смертный враг») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Мелодрама о любви революционера Петра Шмидта (1867–1906) «Почтовый роман» пользовалась успехом у публики, да и советская кинопресса в общем–то хвалила за идейную выдержанность и важность темы.

К примеру, статья литературного и театрального критика Николая Громова (1918–1976) в журнале «Искусство кино» подчеркивала, что «Почтовый роман» отличает «глубокая взволнованность романтической интонации, искренняя, не отрывающаяся от действительности поэтизация подвига во имя революции и во имя любви, темпераментность, изобразительная сила. Фильм, воссоздающий наше прошлое — дни русской революции 1905 года и первые годы существования Советского государства, — обращен к настоящему и лучшими своими сценами взывает к нашей молодежи, к внукам и правнукам участников былых событий, помогает воспитанию благородных чувств, преданности идеалу, верности. Яркая, приподнятая манера, в которой сознательно решена картина, вполне отвечает идейно–художественному замыслу, выражает революционный пафос эпохи и душевные порывы главного героя. Дух и стиль фильма органично взаимосвязаны. Щедрые на выдумку режиссер и оператор имели опорой невыдуманную жизнь. Романтична легендарная, знакомая нам с детства фигура лейтенанта Шмидта. Его героическая судьба, его поразительный подвиг, его смерть, всколыхнувшая всю Россию,— это поистине революционная поэма. … Фильм «Почтовый роман» поэтически утверждает бессмертие подвига, величие дела служения Революции, народу. Величие большой любви. Такое, повторяю, не часто сочетается в наших фильмах» (Громов, 1970: 17, 22).

Правда, в последней части своей статьи Н. Громов не смог удержаться от критического замечания в адрес чужеродного, как ему показалось, ввода в сюжет Ленина и Дзержинского: «решение этой лишней в фильме сцены — и сценарное, и режиссерское, и актерское,— к великому огорчению, оставляет желать лучшего. Мы не заметили ничего нового и необходимого картине в раскрытии образа Владимира Ильича талантливым Ю. Каюровым. Актер произносит монолог, поучает собеседника, который почему–то заявил, что «любовь расслабляет», — при этом образ, созданный Ю. Каюровым, становится назидательным и иллюстративным. А. Фалькович вынужден рисовать Феликса Эдмундовича, необычайно чуткого, умевшего чувствовать тончайшие движения человеческой души, «ортодоксальным сухарем», по выражению его старшего собеседника... Досадное чувство вызывает эта сцена» (Громов, 1970: 21).

Сегодняшние зрители относятся к «Почтовому роману» неоднозначно: «Очень люблю Евгения Матвеева и как актера, и как режиссера. Любовь – это его любимая тема. Но не все его работы мне нравятся… Этот фильм, да и сюжет тоже, не произвели на меня таких сильных впечатлений, как на других зрителей. … сюжет меня не заинтересовал» (М. Новикова).

Киновед Александр Федоров

-2

Возвращение Василия Бортникова. СССР, 1953. Режиссер Всеволод Пудовкин. Сценаристы Галина Николаева, Евгений Габрилович (по роману Галины Николаевой "Жатва"). Актеры: Сергей Лукьянов, Наталья Медведева, Николай Тимофеев, Анатолий Чемодуров, Инна Макарова, Всеволод Санаев, Клара Лучко, Нонна Мордюкова и др. 20,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Всеволод Пудовкин (1893–1953) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Суворов», «Адмирал Нахимов» и «Возвращение Василия Бортникова») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Если бы соцреалистическая колхозная мелодрама «Возвращение Василия Бортникова», сделанная по лекалам «теории бесконфликтности», вышла на экраны чуть раньше, например, в 1951 и 1952 году, ее, несомненно, ждал бы триумфальный официальный прием. Но не судьба – премьерные показы этой картины массовой аудитории В. Пудовкина состоялись в конце марта 1953, уже после смерти И.В. Сталина, когда повеяло ветрами перемен, и чуткая к ним кинопресса встретила «…Бортникова» разгромными статьями.

Так влиятельный киновед Александр Грошев (1905–1973) укорял авторов в том, что «бледным и схематичным представлен в фильме «Возвращение Василия Бортникова» образ секретаря райкома Чеканова. Он выведен резонером, который везде присутствует, выступает с речами, но конкретного участия ни в чем не принимает» (Грошев, 1953: 96).

В том же 1953 году литературный критик Анатолий Тарасенков (1909–1956) писал о «Возвращении Василия Бортникова» так: «Личную драму Василия и Авдотьи фильм передает неплохо Но, странное дело, сценаристы Г. Николаева и Е. Габрилович, а также режиссер В. Пудовкин почему–то, создавая фильм, отказались от ряда острых и выразительных сцен романа, рисующих общественную жизнь героев. Смелое изображение пережитков капитализма в сознании людей, которое было присуще роману, в фильме сглажено, а то и вовсе выброшено. Упрощен в фильме и образ колхозницы Фроськи. Тяжелые переживания Василия, вызванные тем, что перед ним раскрылись проступки отца, исчезли, ибо о проступках–то ничего не сказано. Зато в фильме появился ряд новых персонажей, которые отсутствовали в романе. Подробно рассказано о работе МТС, продемонстрированы передовые методы ремонта тракторов. Но, увы, это нисколько не обогатило фильм по сравнению с романом, а лишь придало ему серую, будничную окраску, которой была лишена «Жатва». Живые конфликты и противоречия, остро изображенные в романе, уступили место шаблону, схеме. Если роман был силен реалистическим показом душ рядовых советских людей, то фильм пошел по пути внешнего воспроизведения одной из сюжетных схем романа, игнорируя его внутреннюю поэзию» (Тарасенков, 1953: 63).

Отношение сегодняшних зрителей к этому фильму В. Пудовкина колеблется от «за» до «против»:

«За»: «Замечательный фильм, прекрасные актеры. Как хочется вернуться в те времена, когда у людей была цель, мечта, а, значит, жизнь не была бессмысленной. Только что отгремела страшная война, но люди с энтузиазмом принялись восстанавливать страну. Знали – это их страна, будущее их детей. Очень русский дух у фильма!» (Лелия).

«Против»: «За исключением Инны Макаровой и Анатолия Чемодурова остальные герои воспринимаются как говорящие головы; казалось – сделай с ними же радиопостановку, оставив только голоса – впечатление будет даже более благосклонным. На мой взгляд просто ужасная работа Клары Лучко, даже вкупе с Лукьяновым, Пудовкиным и Урусевским» (Андрей).

Киновед Александр Федоров

-3

Если ты прав... СССР, 1964. Режиссер Юрий Егоров. Сценаристы Эмиль Брагинский, Юрий Егоров. Актеры: Станислав Любшин, Жанна Болотова, Алексей Краснопольский, Галина Соколова, Геннадий Сайфулин и др. 20,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Юрий Егоров (1920–1982) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, девять из которых («Простая история», «Добровольцы», «Море студеное», «Отцы и деды», «Однажды, 20 лет спустя», «Если ты прав…», «Человек с другой стороны», «Они были первыми», «За облаками – небо») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Фильмы Юрия Егорова 1950–х – 1960–х в целом хорошо вписывались в оттепельный контекст и никогда не обманывали зрительских ожиданий. А то, что они не достигли кассовых показателей лент Николая Москаленко (1926–1974), на мой взгляд, можно объяснить тем, что фильмы Ю. Егорова (особенно в 1960–х) были тоньше, сложнее, объемнее…

«Оттепельная» мелодрама Юрия Егорова с прекрасным дуэтом Станислава Любшина и Жанны Болотовой подкупила зрителей искренностью своей интонации.

Однако в год выхода в прокат эта картина пришлась по душе далеко не всем. К примеру, она удостоилась разгрома в журнале «Крокодил». Автор статьи, укрывшийся за псевдонимом «Рецензент», применил против этой работы Юрия Егорова характерный манипуляционный прием ернического, оглупляющего сюжет пересказа содержания: «Алешка Гончаров — простой симпатичный парень. И одновременно передовой. Он учится и работает. Работает и учится. Днем ходит на вызовы по квартирам и телефоны абонентам чинит. А вечером учится в институте. Ходил, ходил Алешка Гончаров, чинил, чинил телефоны и влюбился в одну абонентку. Галей зовут. Тоже такая простая и симпатичная девчонка. Но не такая передовая. Потому что только работает. Техником-конструктором. А учиться не учится. Тут у Алешки с одним клиентом неприятность вышла. Сначала клиент к Алешке плохо отнесся. Потом Алешка отнесся плохо. И к клиенту. И к товарищам по работе. И даже к абонентке Гале. Решил с горя телевизоры чинить. Потом, правда, одумался. Осознал. Сам лично пришел к Гале. А ее дома нет.

Всю эту историю рассказали сценаристы Э. Брагинский и Ю. Егоров. А студия имени Горького взялась поставить фильм под названием «Если ты прав». Рассказать-то рассказали Брагинский с Егоровым. А видят, что вроде маловато. Лента еще в запасе осталась. Куда ее девать? А давай мы молодых людей свозим за тридевять земель, в глухомань, где город молодой строится. Там старики Алешкины живут. … Привезли Алешку с Галей обратно в Москву, а пленки еще полно. Что делать? Хорошо, что у Гали дедушка объявился. Рассказал он Алешке одну поучительную историю, пока тот Галю ждал. О том, как они в лагерях золото добывали. Как нашли слиток. С килограмм был слиток. Ну и решили его сдать. Сдали. Доброе, конечно, дело сделали. История интересная. Правда, она тут, можно сказать, ни при чем. Но зато этот килограмм хорошо потянул. Дослушал Алешка историю, а тут и Галя пришла. Улыбается. И Алешка улыбается. Чаем ее угощает. А тут и пленка кончилась. Как раз столько, сколько было студией отпущено,— 2 290 метров. Ни больше, ни меньше. Уложились» (Рецензент, 1964: 12).

Сегодня этот негромкий фильм, увы, вспоминают редко, хотя у него и есть свои поклонники:

«Замечательный фильм о серьёзных, человеческих отношениях… Блестящая игра актёров» (Ю.Карлов).

«Картина необычна хотя бы уже тем, что это одна из немногих кинолент до перестройки, в которой затронута тема сталинских репрессий» (Татьяна).

Киновед Александр Федоров