Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Фантазия на тему любви" (СССР, 1981), "Прощание с Петербургом" (СССР, 1972), "Белые ночи" (СССР, 1960): "за" и "против"

Прощание с Петербургом. СССР, 1972. Режиссер Ян Фрид. Сценарист Анатолий Гребнев. Актеры: Гиртс Яковлевс, Татьяна Бедова, Татьяна Пилецкая, Василий Меркурьев, Павел Кадочников, Игорь Дмитриев, Сергей Карнович–Валуа и др. 21,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Ян Фрид (1908–2003) поставил 16 полнометражных фильмов, пять из которых («Любовь Яровая», «Двенадцатая ночь», «Чужая беда», «Зеленая карета», «Прощание с Петербургом») в тысячу самых популярных советских лент. Большую часть своей жизни Ян Фрид экранировал классические пьесы и оперетты. Костюмная музыкальная мелодрама «Зеленая карета», действие которой разворачивается в первой половине XIX века, пользовалась большим успехом у аудитории.

«Прощание с Петербургом» – музыкальная мелодрама о композиторе Йоганне Штраусе.

Кинокритик Дмитрий Писаревский (1912–1990) обращал внимание читателей «Спутника кинозрителя», что «в этом фильме много легкой, веселой музыки. Он повествует о молодости Иоганна Штрауса, о том времени, когда еще не были написаны ни «Голубой Дунай», ни «Сказки венского леса», но когда вальсы и польки легко и привольно лились из–под пальцев импровизирующего маэстро» (Писаревский, 1972).

Однако итоговый вердикт Дмитрия Писаревского был таков: «Можно ли утверждать, что мир чувств, личность талантливого творца, музыканта открылись достаточно полно, глубоко, художественно убедительно? Это было бы преувеличением» (Писаревский, 1972).

Многих зрителей «Прощание с Петербургом» радует до сих пор:

«Замечательный музыкальный фильм. Конечно, Штраус здесь подан несколько более романтичным, чем он был на самом деле, но дела это не меняет» (Лина).

«Красивый, романтичный, почти сказочный музыкальный фильм, с красивыми героями. Только сказка без счастливого финала. Конечно, определенная доля вымысла в фильме есть, хотя намного меньшая, чем в фильме "Большой вальс"» (Б. Нежданов).

«Красиво, музыкально, помню до сих пор» (Пенсионер).

Киновед Александр Федоров

-2

Фантазия на тему любви. СССР, 1981. Режиссер Аида Манасарова. Сценаристы Александр Марьямов, Аида Манасарова. Актеры: Юрий Овчинников, Ирина Скобелева, Амаяк Акопян, Андрей Витман, Анастасия Вознесенская, Игорь Саруханов, группа Стаса Намина и др. 21,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Аида Манасарова (1925–1986) поставила десять полнометражных игровых фильмов, две из которых («Фантазия на тему любви» и «Оглянись!») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Музыкальная мелодрама «Фантазия на тему любви» – нетипичный фильм для режиссера Аиды Манасаровой, известной, прежде всего, психологическими драмами. Это самая кассовая ее картина была тепло встречена зрителями и кинопрессой.

В «Спутнике кинозрителя» об этой развлекательной ленте писалось так: «Фильм о любви! С музыкой! С песнями — на стихи известных поэтов! С танцами на льду! И пусть жизненная среда и некоторые повороты сюжета хорошо знакомы каждому,— наш интерес к картине от этого нисколько не уменьшается. Скорее, наоборот — он растет. Хочется найти дополнительные подробности жизни наших любимцев, чьи фигуры так часто мелькают на наших телеэкранах! Телеэкранах,— сказали мы? Да, герои фильма — прославленная пара фигуристов. … Но все мы, видевшие этих звезд в накале борьбы, в старейшей ситуации спортивных поединков, ну и еще, конечно, в сериях показательных выступлений, не раз и не два спрашивали себя: а как течет их жизнь там, по ту сторону экрана, за границами ледовой арены?.. Именно об этом … музыкальный, яркий и нарядный фильм «Фантазия на тему любви» (Стигнеев, 1981).

В аналогичном позитивном ключе была написана и рецензия кинокритика Маргариты Кваснецкой в «Советском экране»: «Итак, две стихии воссоединились в фильме «Фантазия на тему любви» – музыка и спорт. Мастерство фигуристов и выступление молодежного ансамбля… Языка ледового танца и, конечно же, песни, во множестве звучащие в фильме, способствуют развитию сюжетных перипетий, передают чувства и помыслы героев, создают атмосферу праздничности, яркой зрелищности, столь привлекательной для широкого зрителя» (Кваснецкая, 1981: 15).

Мнения сегодняшних зрителей о «Фантазии на тему любви» разбросаны в диапазоне от «за» до «против»:

«Один из моих самых любимых фильмов к которым возвращаешься помногу раз... Вот его–то и надо было назвать «Всё будет хорошо»!» (К. Моррис). «Помню этот фильмец, смотрел в юности.. Дрянь фильм. Млн. раз потом бывал за рубежом и хохотал, когда вспоминал, как показали заграницу в этой ленте» (Потапыч).

Киновед Александр Федоров

-3

Белые ночи. СССР, 1960. Режиссер и сценарист Иван Пырьев (по одноименной повести Ф.М. Достоевского). Актеры: Людмила Марченко, Олег Стриженов, Анатолий Федоринов, Вера Попова и др. 21,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Иван Пырьев (1901–1968) поставил 18 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Богатая невеста», «Партийный билет», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Идиот», «Белые ночи», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.

В год выпуска мелодрамы «Белые ночи» на экран режиссер и киновед Александр Мачерет (1896–1979) писал в журнале «Советский экран», Ивану Пырьеву «понадобилась удивительное режиссерское владение ритмом, темпом, монтажной слаженностью, совмещением изобразительной стороны с точно выверенными смысловыми задачами, чтобы передать поэтическую, «стихотворную» особенность повести Достоевского на экране. … режиссер допускает небольшую и вполне оправданную «вольность». Деятельности Настинькиного возлюбленного приданы общественные черты, а его внешнему облику – ассоциативное сходство с привычными образами революционных демократов. Это очень удачная находка: едва уловимой деталью, ненавязчивым намеком достигается важное идейное следствие» (Мачерет, 1960: 4).

Казалось бы, рецензент не увидел ни одного недостатка в экранизации, вся рецензия написана в исключительно мажорном благожелательном ключе. Но нет, в самом конце А. Мачерет зачем–то добавляет неожиданный упрек: «Успех? Безусловно. И все–таки жаль, что в период расцвета своего мастерства Пырьев не мог обратить его на темы современности. Пожелаем, чтобы большой талант Ивана Пырьева, его плодоносная сила художника, любящего родную страну, свой народ, свою партию, были обращены к темам современной действительности!» (Мачерет, 1960: 5).

Что ж, кто знает, быть может, аналогичный упрек был адресован И. Пырьеву не только со стороны кинокритика, но и министерского начальства: недаром он вначале 1960–х снял ленты на современную тему…

Что касается сегодняшних зрителей, но они все еще помнят «Белые ночи» и отзываются о них, как правило, эмоционально и положительно:

«Необыкновенная атмосфера петербургских белых ночей с дождями и туманами. Дуэт Марченко и Стриженова просто эталон актерского мастерства, они умеют передать все чувства и переживания героев. Здесь погода выступает зеркалом, в котором отражается настроение Мечтателя, состояние его души. … А снят фильм так, что хочется перешагнуть через экран и попасть в эти белые ночи, даже под дождь» (Мирьям).

«Нет слов, чтобы описать увиденное, потрясающий фильм! Столько трепетных чувств... Настоятельно всем советую его посмотреть! Один из лучших шедевров советского кинематографа» (Алекс)

«Получил огромное удовольствие от фильма. Да, конечно, главные герои заметно "переигрывают". Но что делать? 1959 год! Тогда кинематограф еще полностью находился под властью театра. Почти все фильмы того времени страдали театральностью. Однако литературный гений Достоевского сглаживает этот недостаток, сюжет произведения заставляет следить за событиями с не меньшим интересом, чем за современным детективом» (Н. Фрейд).

«Одна из лучших экранизаций Достоевского! Всё сделано блестяще!» (Знаток).

Киновед Александр Федоров