Мачеха. СССР, 1959. Режиссер и сценарист Абиб Исмайлов. Актеры: Наджиба Меликова, Фатех Фатуллаев, Хагигат Рзаева, Джейхун Мирзоев, Джейхун Шарифов и др. 21,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Абиб Исмайлов (1906–1966) поставил всего два полнометражных игровых фильма, и только одному из них – мелодраме «Мачеха» суждено было войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
… Мальчик-сирота не хочет признавать новую жену отца…
В «Истории советского кино» подчеркивалось, что в «Мачехе» «откровенный мелодраматизм настойчиво внедрялся в каждую сцену. … Популярность «Мачехи» и подобных фильмов имела специфические причины. … На экране возникают коллизии, проникнутые слезливой сентиментальностью, с бьющими по нервам мелодраматическими эффектами. … Любовь, разлука, страдания, смерть, верность и измена, трагическое положение женщины – излюбленные мотивы азербайджанского фольклора» (История советского кино. Ч. 4. М., 1978. С. 212-213).
Сегодня сентиментальная «Мачеха», что называется, не на слуху, но некоторые зрители ее все еще помнят:
«Столько лет смотрим, а слезы не можем удержать, как мальчик Исмаил старается ужиться с новой матерью. Игра этого мальчика Исмаила… затрагивают сердца наши, без слез смотреть невозможно» (Лала).
Киновед Александр Федоров
Дикая собака Динго. СССР, 1962. Режиссер Юлий Карасик. Сценарист Анатолий Гребнев (по повести Р. Фрайермана "Дикая собака Динго или Повесть о первой любви"). Актеры: Галина Польских, Владимир Особик, Талас Умурзаков, Анна Родионова, Инна Кондратьева, Николай Тимофеев, Тамара Логинова и др. 21,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Юлий Карасик (1923–2005) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Ждите писем», «Дикая собака Динго», «Человек, которого я люблю» и «Шестое июля») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Одна из лучших работ Юлия Карасика – оттепельная мелодрама о первой школьной любви «Дикая собака Динго» была тепло встречена кинопрессой и зрителями.
Кинокритик Анри Вартанов (1931–2019) писал в «Советском экране», что режиссером «повести открываются новые качества: свежесть и тонкость чувств героев, поэтическое восприятие мира, проникновение автора в глубины человеческой души. Это стало основным, главным в фильме. … В фильме – и это одна из его особенностей – слово и изображение, актерские и режиссерско–операторские средства неотрывны друг от друга. Это создает своеобразный поэтический стиль, где одно переходит в другое, подчас совершенно незаметно для зрительского глаза. … «Дикая собака Динго» выступает за любовь – против безразличия, за взволнованность – против безмятежности, за настоящую молодость – против духовной дряхлости, за умение во всех проявлениях жизни видеть поэзию!» (Вартанов, 1962).
Я согласен с кинокритиком Ириной Павловой: «Галина Польских и Владимир Особик играли историю чувств Тани и Коли так пронзительно и безоглядно, а режиссер с таким тщанием выстраивал их запутанные взаимоотношения, что с первых же секунд фильма зрителя не покидает внутреннее напряжение. Таких подростков на советском экране еще не было. Режиссер фактически выстраивает весь фильм исключительно для своих героев: свет, прозрачная атмосфера, выразительные портреты, и главное – «незаметность», деликатность собственно режиссерских приемов. Всё для того, чтобы ничто не отвлекало смотрящего от трепетного процесса зарождения любви» (Павлова, 2010: 215).
«Дикая собака Динго» трогает душу и зрителей XXI века: «Один из лучших советских фильмов о юношеской любви. Талантливая работа, которая вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. Галина Польских показала свою необыкновенную актерскую яркость и индивидуальность. Своей игрой она передала тончайшие движения души взрослеющей девочки, раненной сложными отношениями родителей. И первое чувство, сложное и тревожное, не совсем осознанное. Этот внутренний раздрай и смятение… историю о дружбе и любви, о человеческих отношениях… до сих пор смотришь с большим волнением» (Светла).
Киновед Александр Федоров
Мужской разговор. СССР, 1969. Режиссер Игорь Шатров. Сценаристы: Валентин Ежов, Вадим Фролов (по мотивам повести В. Фролова «Что к чему»). Актеры: Николай Яхонтов, Александр Кавалеров, Василий Шукшин, Нинель Мышкова, Алевтина Румянцева, Леонид Куравлёв, Владимир Этуш и др. 21,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Игорь Шатров (1918–1991) поставил 7 фильмов (в том числе известный сериал «И это всё о нём»), два из которых только «Мужской разговор» вошел в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Семейная драма «Мужской разговор» довольно остро по тем временам рассказала о переживаниях подростка по поводу развода родителей, а участие в фильме Василия Шукшина (1929–1974) и чрезвычайно популярного после «Республики ШКИД» Александра Кавалерова (1951–2014) (это он спел в «Мужском разговоре» песню о сердце из нейлона) привлекло в кинозалы миллионы зрителей…
Кинокритик Василий Сухаревич (1912–1983) писал в «Спутнике кинозрителя», что «нельзя не порадоваться тому, что от обещаний создавать фильмы о проблемах воспитания подростков кинематографисты перешли к делу. Несколько хороших фильмов о школьниках уже вышли на экраны, и «Мужской разговор» из их числа. Этот фильм приятно отличается от других: он посвящен не только сугубо школьным делам — его проблемы шире, он посвящен формированию личности подростка, тому переломному возрасту, когда детство остается позади и в круг вполне серьезных и взрослых дел, событий, вопросов вступает еще ребенок и уже юноша, которому хочется и нужно принимать собственные решения, сформулировать свои принципы. Герою фильма Саше Ларионову в этом возрасте выпало сложное испытание — их семью оставила мать, а отец не решается сказать сыну всю правду. А она состоит в том, что мать любит другого. Вот какие сложные отношения, события и чувства надо понять и оценить Саше. И юноша бунтует. Кажется, все особенности переходного возраста с его крайностями, метаниями, горячностью и живостью отразились в превосходной игре мальчика. … Я уже слышал, как некоторые кинопрофессионалы упрекали фильм в сентиментальности. Но испытав очень много сходных переживаний в личной жизни, я утверждаю, что жизнь — постановщик, способный на такое сгущение событий, которые и не снятся кинематографистам» (Сухаревич, 1969).
Для части аудитория XXI века «Мужской разговор» всё ещё остается актуальным:
«В свое время фильм поразил таким точным пониманием психологии подростков. А "запретные" темы? Как герой, чтобы ему доверяли, впервые выпивает стакан вина и хмелеет. Или запретная музыка «Битлз» на магнитофоне. Все точно и достоверно. А как Шукшин играет отца! Только сейчас понимаешь это, когда сам отец. А психологическое состояние подростка, его переживания, потому что мать ушла – этого никогда не забудешь» (Султан).
«Фильм люблю, но со многим не соглашаюсь. Почему далеко не маленькому мальчику не сказали правду, что его мать бросила его, уехав с другим? Почему, ее все оправдывают, как будто она совершила подвиг? Почему ради своего счастья, она бросает сына, разве 14–15 дети меньше нуждаются в материнской ласке и поддержке? Не понимаю, не поддерживаю такую "мать"» (Н. Волкова).
«Недостатки этого посредственного фильма: излишний схематизм, прямолинейность, упрощенность и однозначность характеров. В. Шукшин играет почти неправдоподобно порядочного и деликатного человека с удивительным самообладанием. Своего рода идеал отцовской мудрости, заботливости, ответственности за судьбу сына. Создатели фильма, к сожалению, низводят сложность и многообразие реальной жизни к упрощенному морализированию. Образ идеального отца в исполнении Шукшина противопоставляется шаржированному образу непутевого отца Юры и безответственной "попрыгунье–стрекозе" – Сашиной матери. Сценаристы и режиссер могли бы пойти по более трудному пути и поведать зрителям, как подрастающие дети продолжают любить своих родителей вопреки их несовершенству, пытаясь найти для пап и мам какое–то оправдание. И эта любовь могла бы иметь нравственное воздействие на поведение родителей, характеры которых можно было дать в развитии, а не в статической "черно–белой" однолинейности, в угоду мертворожденной схеме. … Именно из–за упрощенности, схематизма и прямолинейно дидактичного морализма я считаю фильм "Мужской разговор" в целом довольно посредственным. Разумеется, это никоим образом не умаляет замечательное актерское мастерство Шукшина и других исполнителей» (А. Ефимов).
Киновед Александр Федоров
Звезда балета. СССР, 1965. Режиссер Алексей Мишурин. Сценаристы Цезарь Солодарь, Владимир Гольдфельд. Актеры: Татьяна Катковская, Валерий Панарин, Евгений Моргунов, Татьяна Окуневская, Галя Горшкова, Андрей Веселовский и др. 21,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алексей Мишурин (1912–1982) поставил 9 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Годы молодые», «Спасите наши души», «Королева бензоколонки», «Звезда балета») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В конце 1950–х – в 1960–х зрители принимали картины Алексея Мишурина на «ура», а вот кинопресса била их всякий раз беспощадно.
Так вышло и с мелодраматическим ревю «Звезда балета».
Кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937–1993) в своей разгромной статье в «Советском экране» не нашла в фильме «ни одного проблеска чувства, ни одного остроумного, живого слова – кажется, будто язык дан этим абсолютно лишенным интеллекта людям лишь для того, чтобы доказать, как они глупы и скучны. … О режиссуре А. Мишарина говорить еще труднее, потому что в фильме ее вообще не чувствуется. «Звезда балета», так же как и предыдущие картины А. Мишурина «Годы молодые» и «Королева бензоколонки» (совместно с Н. Литусом), еще раз убеждает нас, что ему неплохому и опытному оператору, пожалуй, вряд ли стоило менять свою профессию. Кром того, в этом последнем своем фильме А. Мишурин, по–видимому, так же как и авторы сценария, сделал «скидку на жанр», решив, что в ревю сойдет любая пошлость – были бы танцы и музыка. Актеры, занятые в фильме… чувствуют себя неловко, беспомощно: они целиком предоставлены себе и плохому тексту. Ну, а таких гирлянд из искусственных цветов, таких букетов и кустов, таких ядовитых «ландриновых» красок, такого пышного постановочного убожества давно не помнит наш экран. … увы! – танцевальная сцена «Черевички» занимает одну часть. А в остальных авторы фильма старательно и уверенно делают такое ревю, каким оно, по их мнению, только и может быть: с глупым мельтешением главных героев, с полным отсутствием драматургии и элементарной кинематографической культуры. Вы недовольны? Вас коробит? Но, извините. Ведь это ревю!» (Хлоплянкина, 1965: 14).
Сегодняшние зрители относятся к «Звезде балета» куда теплее:
«Очень люблю смотреть этот замечательный, светлый и добрый фильм. Красивые танцы на льду, красочные костюмы, декорации, музыка – создают ощущение настоящего праздника. ... Всем советую посмотреть этот фильм. Хорошее настроение гарантировано!» (С.Э.)
«Красивый и светлый фильм. Отчего–то в более поздних фильмах балет на льду так не впечатляет. Удивляет прозрачность льда, в котором все так красиво отражается» (С. Жорыч).
«Балет на льду просто великолепен, за взаимоотношениями главных героев тоже наблюдать очень интересно. Есть в фильме несколько смешных моментов» (С. Цыганков).
«Не надо относиться к этому фильму серьезно, это легкое развлечение, ревю. Для отдыха» (Семен).
Киновед Александр Федоров