Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Алёшкина любовь" (СССР, 1961), "Меч и роза" (СССР, 1960), "Весенние заморозки" (СССР, 1955), "Весенние грозы. СССР, 1960: "за" и "против"

Алёшкина любовь. СССР, 1961. Режиссеры Семён Туманов и Георгий Щукин. Сценарист Будимир Метальников. Актеры: Леонид Быков, Александра Завьялова, Алексей Грибов, Юрий Белов, Иван Савкин, Владимир Гуляев, Иван Рыжов и др. 23,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Семён Туманов (1921–1973) поставил 7 фильмов, четыре из которых («Ко мне, Мухтар!», «Алёшкина любовь», «Николай Бауман» и «Любовь Серафима Фролова») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Режиссер Георгий Щукин (1925–1983) тоже поставил 7 фильмов, два из которых («Алёшкина любовь» и «Сто грамм» для храбрости») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Главной удачей мелодрамы «Алёшкина любовь» стала главная роль, сыгранная Леонидом Быковым (1928–1979).

Как верно писала Татьяна Иванова, «странный и молчаливый паренек, приставший к геологической партии, каждый вечер отправлялся в длинную дорогу, за много километров, к будке путевого обходчика, чтобы увидеть полюбившуюся ему девушку. Приходил. Говорил «здравствуйте» или «добрый вечер». Смотрел на нее. И, посмотрев, уходил обратно, с тем, чтобы только перед рассветом добраться домой, на геологическую стоянку. И чтобы назавтра повторить все сызнова. Отработав после бессонной ночи лютый рабочий день в песках, умыться солоноватой водой из ржавого ведра и под многозначительными переглядываниями геологов снова отправиться в путь, считать версты, чтобы взглянуть на равнодушную к нему красавицу. В лихости, в бывалости, в напоре этот Алеша явно уступал любому из окружающих. Казался неоперившимся, почти «гадким утенком» среди обросших мужественными бородами, видавших виды приятелей. Но все их подшучивания, подсмеивания, подначивания, казалось, не производили на Алешу никакого впечатления. Он был защищен от этого глубиной и серьезностью своей любви. Влюбленный без надежды, ставший почти комическим персонажем в глазах товарищей, он нес свою незадачливость с редким человеческим достоинством и благородством. Не ради того, чтобы такой ценой заслужить одобрение окружающих. Не из боязни показаться смешным. Не из в общем–то понятного человеческого желания выглядеть более везучим и удачливым, чем ты есть. Он был органически неспособен к фальши, к душевной дешевке. Вот в этом и была его сила — в том, что не страшился казаться и быть таким, каков есть, не рядился в чужие одежды» (Иванова, 1974: 31).

«Алёшкина любовь» и сегодня – один из зрительских фаворитов:

«Повесть о настоящей любви. Нежности, преданности, чувстве человеческого достоинства, уважения к женщине. Быков и не мог сыграть другого человека. Все это было его» (Ирина).

«Очень люблю этот искренний и трогательный фильм о преданной и безоглядной любви, которая не может не вызвать ответное чувство. Фильм о добре и чистоте человеческих отношений. Не представляю никого в главной роли, кроме Леонида Быкова» (Настя).

«Эх, если бы сегодня могли снимать такие фильмы! Чистые, красивые, без грязи! «Алешкина любовь» - шедевр! А об игре Леонида Быкова хочу сказать отдельно, настолько она трогательная» (Маша).

Киновед Александр Федоров

-2

Весенние заморозки. СССР, 1955. Режиссеры Павел Арманд и Леонид Лейманис. Сценаристы Семён Нагорный, Юлий Ванагс (по рассказам Р. Блаумана). Актеры: Жанис Копшталс, Карп Клетниекс, Лидия Фреймане и др. 23,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Павел Арманд (1902–1964) поставил семь игровых фильмов, два из которых («Весенние заморозки», «Москва – Генуя») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Режиссер Леонид Лейманис (1910–1974) поставил шесть полнометражных игровых фильма, два из которых («Весенние заморозки» и «Эдгар и Кристина») вошли в тысячу наиболее популярных советских лент.

Еще одна (наряду с «Эдгаром и Кристиной») экранизация произведений Р. Блаумана, и снова история любви (на сей раз симпатичной батрачки), действие которой происходит в Латвии XIX века.

Понятно, что 23 млн. зрителей привлекали здесь не имена актеров и режиссеров (с СССР они практически не были известны широкой публике), а эмоциональные мелодраматические фабульные мотивы, похожие на разного рода «Изаур» и «Крепостных»…

Киновед Александр Федоров

-3

Меч и роза. СССР, 1960. Режиссер Леонид Лейманис. Сценаристы: Леонид Лейманис, Зигмундс Скуиньш. Актеры: Харалдс Ритенбергс, Велга Вилипа, Луйс Шмитс и др. 23,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Леонид Лейманис (1910–1974) поставил шесть полнометражных игровых фильма, три из которых («Весенние заморозки», «Меч и роза», «Эдгар и Кристина») вошли в тысячу наиболее популярных советских лент.

В фильме «Меч и роза», где смешаны жанры мелодрамы и драмы, бывший богач пытается разрушить любовь своей дочери к простому парню…

Мнения об этой картине у сегодняшних зрителей нередко расходятся:

«Хочется сказать громкие слова: это самый красивый фильм о любви, и сегодня так не играют и не снимают... Только самые высокие оценки можно дать режиссеру, операторам, композитору и конечно, исполнителям главных ролей. Очень красивая любовь…» (Новикова).

«Понастольгировал, но фильм слегка назидательный и весьма приправлен тогдашней пропагандой» (Муви).

Киновед Александр Федоров

-4

Весенние грозы. СССР, 1960. Режиссер и сценарист Николай Фигуровский. Актеры: Рита Гладунко, Евгения Козырева, Дмитрий Орлов, Надир Малишевский, Тамара Трушина, Анатолий Адоскин и др. 23,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Фигуровский (1923–2003) поставил всего шесть фильмов, из которых настоящий зрительский успех выпал на «военно–разведческую» ленту «Часы остановились в полночь», фильм для детей «Дети партизана» и мелодраму «Весенние грозы».

…После окончания Великой Отечественной войны Ольга безуспешно пытается разыскивать мужа. А тот, просчитав Ольгу погибшей, счастлив в новом браке…

Советская кинокритика встретила мелодраму «Весенние грозы» в штыки, но многие зрители до сих пор вспоминают ее довольно тепло:

«Потрясающий фильм. Какие талантливые актеры: Маргарита Гладунко, Надир Малишевский!» (Раиса).

«Замечательный фильм! Побольше бы таких фильмов! Песня так тронула за душу, даже слёзы навернулись на глаза... Замечательная игра актёров!» (Шумакова).

Но есть, конечно, и те, кто солидарен с выводами советской кинопрессы 1960-х:

«Честно говоря, меня фильм вообще разочаровал. Актеры похожи на кукол заводных, резкие движения, а иногда застывшие восковые фигуры. … Я понимаю, что и в советское, мое любимое, время, далеко не все фильмы были удачными» (М. Красивая).

Киновед Александр Федоров