Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Любовь моя, печаль моя" (СССР–Турция, 1979), "Урок жизни" (СССР, 1955), "Отчий дом" (СССР, 1959): "за" и "против"

Любовь моя, печаль моя. СССР–Турция, 1979. Режиссер и сценарист Аждар Ибрагимов (по мотивам пьесы Н. Хикмета "Легенда о любви"). Актеры: Тюркан Шорай, Алла Сигалова, Фарук Пекер, Йылмаз Дуру, Армен Джигарханян, Владимир Самойлов, Анатолий Папанов, Всеволод Санаев, Адиль Искендеров, Ирина Мирошниченко, Арчил Гомиашвили и др. 25,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Аждар Ибрагимов (1919–1993) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, из которых только революционной драме «26 бакинских комиссаров» и романтической мелодраме «Любовь моя, печаль моя» удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент.

Некая Восточная правительница, чтобы спасти сестру от болезни, жертвует своей красотой…

В год выхода мелодрамы «Любовь моя, печаль моя» в кинопрокат журнал «Советский экран» опубликовал в целом положительную рецензию, где отмечалось, что в фильм занят ансамбль талантливых актеров, и при этом «нельзя не отдать должного интересному пластическому решению картины, его зрелищности, постановочной пышности» (Гусейнов, 1979: 4).

«Любовь моя, печаль моя» не забыта и современными зрителями:

«Смотрела фильм в детстве. По–настоящему затронул. … Пересмотрела недавно – не разочаровал. Красивый, умный психологический фильм» (Веронит).

«Любовь, красота, прохлада и запах роз. И все красивы и уместны в своих ролях. И ещё – это один из тех фильмов, которые открыли лично для меня мир Востока» (Кромешина).

Киновед Александр Федоров

-2

Отчий дом. СССР, 1959. Режиссер Лев Кулиджанов. Сценарист Будимир Метальников. Актеры: Вера Кузнецова, Людмила Марченко, Николай Новлянский, Валентин Зубков, Нонна Мордюкова, Люсьена Овчинникова, Петр Кирюткин, Пётр Алейников, Елена Максимова и др. 25,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Лев Кулиджанов (1923–2002) поставил 10 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Дом, в котором я живу», «Отчий дом», «Когда деревья были большими») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Среди самых успешных в прокате фильмов Л. Кулиджанова – мелодрама «Отчий дом», в которой столичная студентка, взятая приемными родителями из детского дома, внезапно узнает, что у нее нашлась настоящая мать…

Отзывы советской прессы об этом фильме в свое время были весьма одобрительными. А в «Краткой истории советского кино» утверждалось, что «фильм «Отчий дом», теплый и поэтичный, подкупает зрителя любовным отношением автора к людям, а также хорошим знанием сельской жизни во всех ее бытовых подробностях» (Грошев и др., 1969: 401).

А вот отзывы нынешних зрителей об «Отчет доме» неоднозначны:

«Как я люблю этот фильм! Кулиджанов – просто бесподобный мастер. Так мягко, сердечно рассказать в общем–то типичную для своего времени историю. Мне кажется, этот фильм ненамного уступает "Дому, в котором я живу". Марченко чудесно играет Таню, которая выросла прекрасной, хорошо воспитанной девушкой, ну а председатель... Ну, какая бы девушка не влюбилась в Зубкова?!» (Элина Г.).

«Душевный фильм. Он неяркий, но запоминается. Очень красивы все люди. И ситуация там такая сложная описана – действительно, девочка даже не знала, что живет с чужими людьми, для нее это был просто шок. И потом ее приемные родители для себя приняли такое сложное и трудное решение – отпустить ее в деревню, к родной матери. Понятно, что насовсем сразу она там не останется (ей и доучиться надо), но уже видно по фильму, что в их отношениях "лед тронулся", что девочка кое–что поняла для себя, да и мать тоже разобралась в чувствах дочери» (Инес).

«Посягать на классику как–то не принято, но мне, при неоспоримых достоинствах фильма, многое показалось не просто недосказанным (это оправданно как прием – пусть зритель сам додумывает), а натянутым и неестественным. Нежизненный сюжет… По большому счету – это талантливо сделанная агитка за деревню. Конец пятидесятых, молодежь надо чем–то завлекать на село. А сюжет с обретением матери, родных корней здесь вторичен, он лишь фон. И не раскрыт, потому что тема другая… Ни одного разговора с матерью о том, как и почему она ее потеряла, как искала, о погибшем на войне отце, о большой деревенской семье, о том, какой она в раннем детстве была – матери всегда что есть рассказать своему ребенку о нем, начиная с того, как он в животе себя вел, как его ждали... Ни расспросов о ее жизни. Только – "Садись, дочка, кушай". Больно матери, что ее другие вырастили? Да она им в пояс должна поклониться, время–то какое было! "Обидки" психологически неоправданны. Тем более что женщина она много пережившая, вроде бы мудрая – вон как справедливо рассудила с домом для Нюрки. Впрочем, повторяю, если исходить из целей… – вернуть грамотную молодежь в деревню, то с задачей режиссер справился блестяще. Это прошло как 25–й кадр и не осознается зрителями аж полвека спустя» (Лариса).

Киновед Александр Федоров

-3

Урок жизни. СССР, 1955. Режиссер Юлий Райзман. Сценарист Евгений Габрилович. Актеры: Валентина Калинина, Иван Переверзев, Ольга Аросева, Георгий Куликов, Маргарита Юрьева, Виктор Авдюшко, Евгений Весник и др. 25,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Юлий Райзман (1903–1994) за свою долгую карьеру поставил 19 полнометражных игровых фильма, многие из которых («Поезд идет на восток», «Кавалер Золотой звезды», «Урок жизни», «Коммунист», «А если это любовь?», «Твой современник», «Странная женщина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

…Наташа бросила учиться в вузе, поехала с мужем Сергеем на стройку, а там ее ожидали серьезные испытания…

Советские кинокритики оценили мелодраму «Урок жизни» неоднозначно.

К примеру, отмечалось, что «артист И. Переверзев в трактовке Ромашко несколько утрировал отрицательные черты в его характере. В результате Ромашко в некоторых сценах фильма – не человек сложного и неуравновешенного характера, а просто зарвавшийся зазнайка» (Грошев и др., 1969: 395). Зато авторам «удалось создать впечатляющую картину бурного строительства, предающую радость и красоту людского труда» (Грошев и др., 1969: 395).

Так или иначе, но дидактичный «Урок жизни», заслоненный последующими нашумевшими работами Юлия Райзмана, постепенно ушел в тень его кинематографического творчества.

Мнения нынешних зрителей об «Уроке жизни» полярны:

«Фильм суперский! А самое главное – очень поучительный для людей, которые стали "большими начальниками". Фильм о смысле жизни, о дружбе и о настоящей любви! Первый раз сейчас посмотрела и просто в восторге, на всю жизнь запомнится... Вот оно советское кино! И актеры замечательные!» (Виктория).

«Фамилии создателей фильма – сплошь классика, а фильм – оскомина. Не знаю, как его зрители воспринимали раньше, а сейчас смотреть невозможно, скулы сводит. Главная героиня просто ходячая доска почета, все остальное сплошная фальшь» (Н. Морозова).

«Ох, и не люблю я такие фальшивые мелодрамы, да и актерские работы, по-моему, далеко не лучшие. Все в этой ленте пропахло нафталином, все выглядит надуманным. Переверзев явно переигрывает, дает на экране театральщину в самом худшем смысле этого слова» (Никон)

Киновед Александр Федоров