Найти тему
Наблюдательница жизни

Как захотел поступить брат императора с декабристом Кюхельбекером, стрелявшим в него

-Хочешь ссадить Мишеля? - раздался вкрадчивый голос рядом с ухом.

Вильгельм Кюхельбекер обернулся и растерянно посмотрел на Пущина. Он помнил, что накануне обещал воспользоваться пистолетом по его прямому назначению и сейчас лицейский товарищ напоминал ему, что пришло время сдержать обещание.

-Да. - мрачно отозвался Вильгельм, чувствуя, что отступить будет трусостью.

Кюхельбекер не знал, что за три года до декабря 1825 года, его приятель Иван Пущин имел конфликт с Михаилом Павловичем. Великий князь придрался к молодому офицеру из-за небрежности формы, а тот обиделся и решил оставить военную службу.

Вильгельм, сжимая пистолет, начал пробираться сквозь толпу, к месту, где Михаил Павлович пытался утихомирить солдат. Рядом с великим князем стояли несколько человек, и Кюхельбекер замялся.

-У меня плохое зрение. Кто из них великий князь? - спросил он стоявшего рядом Александра Бестужева.

-Вон он стоит. - указал тот.

Вильгельм навел дуло пистолета в сторону Михаила Павловича и дрожащим пальцем спустил курок. Раздался пустой щелчок.

Вильгельм Карлович фон Кюхельбекер. 1820-е гг. Неизвестный художник
Вильгельм Карлович фон Кюхельбекер. 1820-е гг. Неизвестный художник

Вильгельм Кюхельбекер появился на свет в июне 1797 года в семье статского советника Карла Кюхельбекера, немца по происхождению. Семейство проживало в эстонском имении Авинорм, которое глава семейства получил за хорошую службу.

Детские годы будущего декабриста можно назвать печальными. В восемь лет он заболел и оглох на одно ухо. Когда мальчику было двенадцать лет, Карл Кюхельбекер умер и семья оказалась в бедственном положении.

На помощь пришел родственник покойного — полководец Барклай-де-Толли. Он помог пристроить Вильгельма в частный пансион Бринкмана при уездном училище в эстонском городке Верро. Спустя три года Барклай-де-Толли снова позаботился о мальчике и договорился о его зачислении в Императорский Царскосельский лицей.

Портрет князя Михаила Богдановича Барклая де Толли 1829 год. Художник Джордж Доу. Государственный Эрмитаж
Портрет князя Михаила Богдановича Барклая де Толли 1829 год. Художник Джордж Доу. Государственный Эрмитаж

Вильгельм рос неуверенным в себе мальчишкой. Помимо одного оглохшего уха, у него был нервный тик. Конечно, в лицее видели физические недостатки Кюхельбекера и высмеивали парня, а он близко к сердцу принимал шутки однокурсников.

Со временем Вильгельм отрастил "толстую шкуру" и научился не реагировать на остроумные высказывания лицеистов. Его друзьями стали Пушкин, Пущин, Дельвиг и Горчаков.

В лицее Вильгельм получил три прозвища: «Кюхля», «Гезель» и «Беккер Кюхель».

Однажды у Кюхельбекера произошел конфликт с Пушкиным. Тот написал обидную эпиграмму про него:

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно — 
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно

Пока товарищи покатывались с хохоту, Вильгельм, побагровевший от унижения, решил, что такое оскорбление прощать нельзя и вызвал Пушкина на дуэль.

"Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года", И.Е. Репин, 1911. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
"Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года", И.Е. Репин, 1911. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

Дуэль окончилась миром. Пушкин отказался стрелять в Вильгельма и обратился к нему со словами примирения: "Послушай, товарищ, без лести — ты стоишь дружбы; без эпиграммы — пороху не стоишь."

Кюхельбекер, кстати, тоже имел поэтический талант и с 1815 года печатался в журналах.

После окончания лицея молодой человек был зачислен в Коллегию иностранных дел. Он устроился преподавателем русского и латинских языков в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте и проработал там до 1820 года.

В сентябре 1820 года Вильгельм уехал за границу в качестве секретаря состоятельного господина А. Л. Нарышкина. В Париже Кюхельбекер набирал толпы французов на свои лекции, где рассказывал, как Петр l "позорил цепями рабства наших землепашцев". По требованию русского посольства лекции запретили. Нарышкин сказал своему секретарю, что больше в его услугах не нуждается, и осенью 1821 года Вильгельм, увлеченный идеями свободы, вернулся в Российскую Империю,

К 1825 году Кюхельбекер был убежденным ненавистником царской власти, поэтому пришел к Рылееву и попросил ввести его в Северное тайное общество.

"Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года" — Карл Иванович Кольман
"Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года" — Карл Иванович Кольман

14 декабря 1825 года Кюхельбекер был на Сенатской площади, вооруженный пистолетом. Он был одержим волнением и не понимал, почему не явился Трубецкой. Пока все гадали, что происходит, Вильгельм помчался в дом князю и добился встречи с княгиней.

-Мужа нет дома. - объявила она.

В тот момент до Вильгельма дошла простая и ужасная мысль - их предводитель струсил или предал их.

Когда Кюхельбекер был на площади и услышал вопрос от Пущина, будет ли он стрелять в Михаила Павловича, ему не хотелось быть трусом, как Трубецкой.

Вот только вместо выстрелов его пистолет произвел лишь щелканье.

-Что такое? - удивленно произнес он.

Пущин разочарованно посмотрел на товарища.

-Видимо, твой намокший пистолет дал осечку. Надеюсь, ребята скорее закончат это дело.

Но закончили "это" дело не "ребята", а император Николай Павлович. Когда декабристов выстрелами из пушек начали прогонять с площади, Кюхельбекер, проходя мимо у Исаакиевского собора, выбросил оружие.

В ту же ночь он переоделся, взял с собой слугу и покинул Петербург. Он рассчитывал добраться до Польши и через Варшаву уйти за границу. В середине января 1826 года декабриста схватили в Варшаве, арестовали и направили в Петербург.

"Декабристы на Сенатской площади" — Василий Фёдорович Тимм
"Декабристы на Сенатской площади" — Василий Фёдорович Тимм

Во время следствия было выявлено, что Кюхельбекер стрелял в великого князя Михаила Павловича, но пистолет дал осечку.

Суд отнес Кюхельбекера к первому разряду преступников, заслуживших смертную казнь. Когда великий князь Михаил Павлович слушал дело обвиняемого, то сидел на скамейке, закрыв лицо руками. Услышав приговор, он ходатайствовал, чтобы казнь была заменена каторгой. Благодаря его вмешательству, Вильгельм не оказался в числе приговоренных к смерти.

Из материалов Н. В. Королевой:

25 июля 1826 года Кюхельбекер был вывезен из Петропавловской крепости в Шлиссельбург, в октябре 1827 года переведен в Динабург, где содержался до 15 апреля 1831 года; затем с 19 апреля по 7 октября 1831 года он был заточен в Вышгородском замке г. Ревеля и, наконец, с 14 октября 1831 по 14 декабря 1835 г.,  то есть по день освобождения, четыре года и два месяца провел в тюрьме г. Свеаборга.

Далее уже, расскажу кратко.

В одиночестве Кюхельбекер провел около десяти лет. Единственным его развлечением было чтение книг и написание писем. Освещение было плохое, и со временем это аукнулось ему слепотой. В 46 лет декабрист потерял зрение.

В январе 1836 года Кюхельбекер прибыл в Баргузин. Там в 1837 году он женился на Дросиде Ивановне Артеновой. В браке родилось четверо детей.

Жизнь декабриста закончилась в августе 1846 года. Он скончался в 49 лет от чахотки. Михаил Павлович пережил его на три года и умер в 1849 году, в 51 год.

Благородство великого князя сохранило Вильгельму Кюхельбекеру жизнь, но за участие в восстание декабристов, он горько расплатился. Судьба его была незавидной и даже брак не сделал его счастливым.

Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала.