Найти в Дзене
ЛизаАлерт Питер

Фантом, любовь и поиски

Волшебная, рассудительная, с ней всегда спокойно, она ничего не боится – говорят о ней соотрядники. Сама же она считает себя трусихой, нытиком и пытается убедить нас, что до отряда не то что не носила берцы, а даже штанов не надевала.

— Чтобы вы понимали – меня на рынок за овощами никогда одну не отпускали. Мама всегда отправляла со мной сестру, которая на семь лет меня младше: «Чтобы Гульнарку никто не обидел».

Сложно представить, что всё это о нашей смелой и самоотверженной Фантом.

Гульнара родилась и выросла в Махачкале. Была послушна, помогала маме с младшими и радовала родителей успехами в учёбе. После 11-го класса поступила в Дагестанский государственный колледж культуры и искусств.

— Мы с мамой пошли подавать заявление в Художественное училище и перепутали вход. Заходим – а там играет классическая музыка, девушка танцует. Меня это очень впечатлило. Поэтому, когда мы узнали, что ошиблись и уже десять минут разговариваем с директором колледжа искусств, я попросилась остаться.

Гульнару согласились взять, но с одним условием – она занимается сверхурочно, чтобы нагнать сокурсников, которые все до одного закончили музыкальную школу.

— Я легко сдала профильные экзамены и стала заниматься на фортепиано по семь часов в день. В итоге догнала сверстников и закончила учёбу с красным дипломом, став учителем музыки. А в Дагестанский государственный педагогический университет меня взяли почти сразу – после собеседования.

-2

На четвёртом курсе университета в жизнь ворвалась любовь. Молодой человек Басир пришёл свататься. Мама девушки выслушала, но отказала – жених был табасаранец по национальности, что для неё, даргинки, было неприемлемо.

Тогда Басир решил выкрасть Гульнару и увёз так далеко, как только смог – в Петербург. Когда разгневанные родители дозвонились до дочери, та задумалась, глядя на возлюбленного, – и соврала, что убежала сама. Какое-то время родители держали на Гульнару обиду, но потом приняли зятя и полюбили горячо – как сына.

Так молодая семья начала свою жизнь в городе на Неве. Со временем родились прекрасные сыновья – Мурад и Саид. Гульнара вспоминает, каким добрым и сильным был Басир. Когда мальчишки выходили играть, все дети первым делом спрашивали: «А ваш папа выйдет?». Для местной детворы он был своим – учил мальчишек играть в футбол, крутить «солнышко» на брусьях и другим трюкам.

Муж Гульнары умер пять лет назад. Внезапно, оставив счастливую некогда семью с ощущением невосполнимой утраты.

— После похорон я стала записываться на все подряд экскурсии по Дагестану, какие только находила. Я носила траур по мужу, но не могла смотреть, как теряю своих детей. Они переставали есть, пить и улыбаться. Родственники меня не понимали, но я пыталась вытащить сыновей. Мы тогда посетили очень много интересных мест, я не пожалела.

-3

Затем случился ковид, который унёс брата. Гульнара через знакомых устроилась помощником фельдшера в скорую помощь и ездила на вызовы целый месяц, пока не заболела сама.

— Я не могла просто сидеть дома в такое время, врачей не хватало. К тому же в Дагестане очень много «покрытых» девушек, и они лучше умрут, чем позволят сделать укол мужчине-фельдшеру.

Почти закономерным кажется, что девушка с такими качествами и навыками постаралась вступить в «ЛизаАлерт» сразу, как узнала об отряде. Год назад Гульнара стала поисковиком с позывным Фантом.

— Фантом – это то, что есть, и чего одновременно нет. Вообще я сначала хотела быть Ириской. Я учитель в начальной школе, и малыши часто зовут меня «Гульнара Ирисовна» (вместо Идрисовна). Но этот позывной был занят, и я вспомнила, что мама часто говорила: «Ты как привидение ходишь, не слышно тебя!». Это правда, двигаюсь я бесшумно, многие замечают, что появляюсь внезапно, будто бы не было меня и вот – я тут.

-4

Первый поисковый лес запоминается всем: кому-то слаженной работой поисковиков, кому-то атмосферой. Гульнаре запомнился исходом – её группа нашла потерявшуюся женщину погибшей.

Второй лес был ночью. Ломоносов. Страшный лес – бурелом, мордохлёст, темно. Тогда Фантом была крайней в цепи на прочёсе и больше всего боялась наткнуться на… пауков.

Домашняя Гульнара – добродушная и гостеприимная. Она встречает гостей в свободном зелёном платье в пол, с мягко спадающими до самого пояса волосами. А на стене за спиной – флиска и куртка с отрядной символикой, на двери – большой магнит «ЛизаАлерт» с капота автомобиля.

В спальне – целый стеллаж чудесных кукол ручной работы. Рядом аккуратно разложены инструменты и материалы, умилительная кукольная одёжка висит на маленькой вешалке. Раньше Гульнара вышивала – целых 13 лет, но однажды в магазине заметила зайчика.

— Так мне его захотелось – а он не продаётся. Я дома мужу рассказала, он сначала решил, что я живого зайчика прошу, согласился. Когда выяснилось, что игрушечного – посмеялись, предложил мне взять с собой больше денег, но и тогда не продали. И я решила сшить его сама. Ночью взяла рубашку мужа, раскроила и сшила зайчика. В семь утра закончила – положила его рядом с подушкой Басира. Он проснулся, смеётся: моя рубашка!

Так Гульнара пришла к новому хобби – шитью игрушек. Сначала мастерила зайчиков, потом кукол. В отряде её изделия считают волшебными, можно сказать, оберегами. Одному из поисковиков Фантом сшила игрушку из обрезков его футболки – после несчастного случая на производстве её разрезали врачи прямо на нём. Теперь эта малышка с четырёхлистником на шляпке – что-то вроде личного ангела-хранителя. Врачи сказали, что всё могло быть куда хуже.

Сыновья поддерживали маму с первого дня в отряде. Пока училась собираться в лес – помогали найти необходимое, ставили чайник и заваривали чай. Папа узнал об отряде случайно:

— Позвонил, когда я приехала с ночного поиска. Говорю: я устала, давай позже. Он смеётся: отчего это ты устала? Ну я и рассказала. Честно, боялась, что не поймёт, будет ругаться, мол, мать двоих детей, сиди дома! А он вдруг: «Ты молодец!». Теперь в каждый наш разговор расспрашивает – кого искали, нашли ли.

-6

В «ЛизаАлерт» Гульнару сопровождают знаковые совпадения. Только закончила курс первой помощи, как на её глазах произошла авария, травмирован человек. Фантом не растерялась, совершила все необходимые действия и была рядом с пострадавшим, пока не передала его медикам скорой. Потом от волнения тряслись руки, но это потом.

Встала дежурить на отрядной экспозиции ко Дню пропавших детей – и сразу оказалась на детском поиске.

— Возвращались с соотрядницей с ночного поиска в области и часов в шесть утра увидели сообщение о поиске мальчика. Решили, что выспаться всё равно не успеем, так что взяли задачу по патрулированию. Уже почти закончили, когда по другую сторону дороги увидели похожего мальчика. Захожу за ним во двор – и убеждаюсь, что это точно он. Спугнуть нельзя, докладываю инфоргу. Мне говорят – ждать, скоро приедет папа. Но ребёнка-то надо как-то на этом месте задержать. На ходу сочиняю историю – смотрю под ближайшую машину, зову: «Кис-кис-кис». Мальчик обращает на меня внимание. Придумываю для него рыжую кошку Симу, которая ушла. Ищем вместе. Между делом расспрашиваю, не ждут ли его родные, а когда он предлагает пойти поискать кошку в соседнем дворе, объясняю, что с чужими взрослыми никуда уходить нельзя. И даже когда появляется его папа, не выхожу из роли: спрашиваю, знает ли он этого дядю. Отец, кстати, разрешил найденному сыну ещё немного поискать со мной кошечку. Пришлось сказать, что меня дома дети ждут. А Сима проголодается – сама придёт.

-7

Бывали у Фантом и поиски, на котором их группа нашла не того, кого искали.

— По-моему, это был медведь. Мы слышали тяжёлое дыхание, рык. Мне тогда очень хотелось ныть о том, как мне страшно, но я же была старшей группы, да и боязно – вдруг выгонят ещё, трусиху такую. Набрали координатора. Он говорит: надо шуметь. У меня была с собой шумовая ракетница, запустила её. Оглушение прошло – прислушались, вроде никого. А как только связь появилась, бросилась старшему сыну звонить – просить не бросать младшего, беречь его, если я не вернусь. Так я испугалась.

После этого Фантом какое-то время было страшно выезжать на лесные поиски. Но самоотверженность и желание помочь людям взяли верх – как усидеть дома, в тепле и уюте, когда кто-то в лесу один? Не зря ведь муж часто говорил своей любимой Гульнаре, что у неё словно красный крест во лбу: всё время надо кому-то помогать.

-8