Милого малыша как-будто подменили? Может быть в вашу семью пришел возрастной кризис?
Возрастной кризис - такой период развития, который характеризуется резкими психологическими изменениями.
По мере развития навыков ходьбы и манипулирования с предметами ребенок приобретает всё большую независимость, кроме того к трем годам он впервые сталкивается с тем, что начинает догадываться, что мир существует не только для него.
Время с двух с половиной до трех лет иногда также называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью»[1].
К трем годам у ребенка появляется желание действовать самостоятельно и по своему усмотрению, часто вопреки настояниям взрослого, который находится рядом.
Л.С. Выготский, педагог и психолог, выделил наиболее яркие особенности кризисного периода, которые он определил термином «семизвездие».
Рассмотрим эти характеристики подробнее.
1. Негативизм: ребенок отказывается выполнять требования взрослых не по причине собственного нежелания (действует наперекор своим же желаниям), а в качестве протеста; специалист дошкольного учреждения должен знать, что ребенок может выбрать одного воспитателя и игнорировать его требования, оставаясь с другими взрослыми относительно послушным, аналогичная ситуация может происходить в семье, когда ребенок слушается кого-то из взрослых, а кого-то "игнорирует".
2. Упрямство: ребенок противоречит взрослому, потому что хочет настоять на своем, не хочет отказываться от своего решения, даже если обстоятельства изменились.
3. Строптивость: в отличие от негативизма направлена не против конкретного взрослого, а против правил и образа жизни, свойственных раньше. Одна из главных черт при авторитарном типе воспитания.
4. Своеволие: желание ребенка быть самостоятельным даже там, где это пока невозможно.
5. Протест-бунт: проявляется в частых конфликтах с родителями и значимыми взрослыми;
6. Обесценивание: перестают быть значимыми прежние интересы, любимые игрушки, занятия, ребенок может ругаться, использовать бранные слова, дразниться, портить прежде любимые вещи;
7. Деспотизм: ребенок пытается добиться власти над взрослыми, эта характеристика может проявляться как ревность по отношению к другим детям в семье или коллективе.
Кризис трех лет – это кризис социальных отношений, взаимоотношений ребенка с окружающими. Кризис протекает остро, если взрослые не замечают стремление ребенка к самостоятельности и пытаются сдерживать его проявления.
В этот период задача взрослого, находящегося рядом с малышом – помочь ребенку учиться управлять агрессией.
Сохраняйте спокойствие, твердо и уверено объясняйте доступным для ребенка способом правила и свои требования, не забывайте поощрять ребенка и поддерживать его самостоятельность.
Избегайте сравнений с другими детьми.
Проявляйте гибкость во взаимодействии с ребенком. Часто именно поведение взрослых и эмоциональное раздражение на негативизм ребенка является провоцирующим и усугубляющим фактором неодобряемого поведения. Вспоминаем, кто взрослый, и по возможности спокойно и доступно повторяем правила.
Делайте всё необходимое для развития ребенка в текущий момент времени, снижая таким образом остроту проявлений возрастного кризиса.
[1] Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 154.