Найти тему

Как проявляется кризис трех лет: семь главных характеристик

Милого малыша как-будто подменили? Может быть в вашу семью пришел возрастной кризис?

Возрастной кризис - такой период развития, который характеризуется резкими психологическими изменениями.

По мере развития навыков ходьбы и манипулирования с предметами ребенок приобретает всё большую независимость, кроме того к трем годам он впервые сталкивается с тем, что начинает догадываться, что мир существует не только для него.

Время с двух с половиной до трех лет иногда также называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью»[1].

К трем годам у ребенка появляется желание действовать самостоятельно и по своему усмотрению, часто вопреки настояниям взрослого, который находится рядом.

Л.С. Выготский, педагог и психолог, выделил наиболее яркие особенности кризисного периода, которые он определил термином «семизвездие».

Рассмотрим эти характеристики подробнее.

https://ru.freepik.com/free-photo/portrait-of-boy-clinching-his-fist-for-fighting-on-beige-backdrop_5234242.htm#fromView=search&page=1&position=4&uuid=1e1f3c25-11f6-4f28-abf6-145c85c00616
https://ru.freepik.com/free-photo/portrait-of-boy-clinching-his-fist-for-fighting-on-beige-backdrop_5234242.htm#fromView=search&page=1&position=4&uuid=1e1f3c25-11f6-4f28-abf6-145c85c00616

1. Негативизм: ребенок отказывается выполнять требования взрослых не по причине собственного нежелания (действует наперекор своим же желаниям), а в качестве протеста; специалист дошкольного учреждения должен знать, что ребенок может выбрать одного воспитателя и игнорировать его требования, оставаясь с другими взрослыми относительно послушным, аналогичная ситуация может происходить в семье, когда ребенок слушается кого-то из взрослых, а кого-то "игнорирует".

2. Упрямство: ребенок противоречит взрослому, потому что хочет настоять на своем, не хочет отказываться от своего решения, даже если обстоятельства изменились.

3. Строптивость: в отличие от негативизма направлена не против конкретного взрослого, а против правил и образа жизни, свойственных раньше. Одна из главных черт при авторитарном типе воспитания.

4. Своеволие: желание ребенка быть самостоятельным даже там, где это пока невозможно.

5. Протест-бунт: проявляется в частых конфликтах с родителями и значимыми взрослыми;

6. Обесценивание: перестают быть значимыми прежние интересы, любимые игрушки, занятия, ребенок может ругаться, использовать бранные слова, дразниться, портить прежде любимые вещи;

7. Деспотизм: ребенок пытается добиться власти над взрослыми, эта характеристика может проявляться как ревность по отношению к другим детям в семье или коллективе.

Кризис трех лет – это кризис социальных отношений, взаимоотношений ребенка с окружающими. Кризис протекает остро, если взрослые не замечают стремление ребенка к самостоятельности и пытаются сдерживать его проявления.

В этот период задача взрослого, находящегося рядом с малышом – помочь ребенку учиться управлять агрессией.

Сохраняйте спокойствие, твердо и уверено объясняйте доступным для ребенка способом правила и свои требования, не забывайте поощрять ребенка и поддерживать его самостоятельность.

Избегайте сравнений с другими детьми.

Проявляйте гибкость во взаимодействии с ребенком. Часто именно поведение взрослых и эмоциональное раздражение на негативизм ребенка является провоцирующим и усугубляющим фактором неодобряемого поведения. Вспоминаем, кто взрослый, и по возможности спокойно и доступно повторяем правила.

Делайте всё необходимое для развития ребенка в текущий момент времени, снижая таким образом остроту проявлений возрастного кризиса.

[1] Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 154.