Зеленая карета. СССР, 1967. Режиссер Ян Фрид. Сценарист Александр Гладков. Актеры: Наталья Тенякова, Владимир Честноков, Александр Суснин, Игорь Дмитриев, Глеб Флоринский, Александр Борисов, Владимир Эренберг, Лидия Штыкан, Игорь Озеров, Ирина Губанова, Татьяна Пилецкая, Александр Соколов, Юлиан Панич и др. 30,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Ян Фрид (1908–2003) поставил 16 полнометражных фильмов, пять из которых («Любовь Яровая», «Двенадцатая ночь», «Чужая беда», «Зеленая карета», «Прощание с Петербургом») в тысячу самых популярных советских лент. Большую часть своей жизни Ян Фрид экранировал классические пьесы и оперетты.
Костюмная музыкальная мелодрама «Зеленая карета», действие которой разворачивается в первой половине XIX века, пользовалась большим успехом у аудитории.
В этом фильме рассказана история любви талантливой актрисы Александринского театра Варвары Асенковой, роль которой убедительно сыграла Наталья Тенякова, находившаяся в ту пору на пике своей творческой формы.
Этот фильм и сегодня нравится многим зрителям XXI века:
«Смотрела этот фильм всего единожды, но запомнился навсегда. С удовольствием посмотрела бы его еще раз. Прекрасный фильм. Да и актеры сыграли великолепно» (Р. Стерлигова).
«Мне нравятся мелодрамы, и эта любовная история тронула мою душу, захотелось больше узнать о судьбе Асенковой» (Зоя).
«Очень глубокая, трагедийная роль Натальи Максимовны Теняковой. Несмотря на молодость, очень уверенно держится среди маститых актеров…. И мало того, что достойно держится, в некоторых сценах и переигрывает их. По признанию самой Натальи Максимовны, труднее всего ей было сниматься в водевильных сценах, но они ей удались!» (Елена).
«Я смотрела этот фильм очень–очень давно, будучи ученицей первого класса, и он запал мне в душу на всю жизнь. Недавно появилась возможность разыскать и вновь посмотреть его. Какое удовольствие я получила от его красок, от великолепного актерского состава, совсем еще молодого, а ныне признанного всеми. Каким замечательным был советский кинематограф. Ведь до всего тем киношникам было дело. Между заказными фильмами о партийных проблемах, о дымящихся заводах и шумных стройках, они успевали снимать и такие фильмы. Ведь, если бы ни этот фильм, я бы никогда не узнала о "таинственной и странной судьбе" этой актрисы» (Людмила).
«Первый раз смотрел "Зелёную карету" в далёком детстве, и тогда она произвела на меня сильнейшее впечатление: до слёз было жалко главную героиню... Пересмотреть фильм удалось только в середине 1990–х… Детские впечатления не оказались обманчивы: лишний раз убедился, что "Зелёная карета" – один из моих самых любимых фильмов в жизни! Бывая в Питере, всегда прихожу в Лавру на могилу Варвары Николаевны Асенковой, чей образ так восхитительно создала в кино Наталья Тенякова» (Г. Воланов).
«Чудесный, пронзительно–трогательный фильм! При просмотре сидишь в состоянии готовности уберечь что–то очень хрупкое и незащищенное, саму ли героиню, а, может быть, весь фильм как тонкую и деликатную вещь... Трудно подобрать точные слова. Наверное, оттого, что смотришь и знаешь: эти пленительная молодость и талант обречены. Тенякова выше всяких похвал!» (ЧНВ).
«Самое удивительное в советском кинематографе – это то, что ему до всего было дело и делалось в основном высокопробное кино! Этот фильм – тому яркое подтверждение! Так точно попасть в образ актрисы Варвары Асенковой внешними и другими артистическими данными удалось Наталье Теняковой... Казалось бы, жизнь школы актрис императорского театра времён Николая первого, что тут может быть интересного? Однако нашлись люди, поставили эту великолепную картину» (Воланд).
Киновед Александр Федоров
Разные судьбы. СССР, 1956. Режиссер Леонид Луков. Сценаристы Леонид Луков, Яков Смоляк. Актеры: Татьяна Пилецкая, Юлиан Панич, Лев Свердлин, Ольга Жизнева, Татьяна Конюхова, Георгий Юматов, Ада Войцик, Константин Сорокин, Всеволод Санаев, Бруно Фрейндлих и др. 30,7 млн. за первый год демонстрации.
Режиссер Леонид Луков (1909–1963) за свою карьеру поставил 22 фильма, многие из которых («Большая жизнь», «Донецкие шахтеры», «К новому берегу», «Об этом забывать нельзя», «Разные судьбы», «Олеко Дундич», «Две жизни», «Верьте мне, люди») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Советская пресса отнеслась к «Разным судьбам» весьма критично.
К примеру, кинокритик Людмила Белова (1921-1986) на страницах журнала «Искусство кино» писала, что главная героиня этой ленты «Таня не просто избалованная девица. Ведь избалованный, изнеженный дома человек может быть в существе своем и честным, и верным, и вообще прекрасным, чистым человеком. А Таня — просто скверное, жестокое, бездушное существо. И трудно, невозможно поверить, что в семье, образ жизни которой может служить примером, выросло столь отвратительное создание потому только, что мать была нежна и заботлива. В своей попытке исследовать причины формирования Таниного характера авторы явно совершили подмену целого частью, главного — второстепенным, незначащим. Поверхностность суждений привела к привычкой схеме, к штампу, ибо выглаженные сердобольными мамами платья погубили уже не один десяток дочек в рассказах и пьесах, написанных за последние годы. Таня лишь формально, по произволу авторов числится дочерью Огневых. Она кажется чужой в этой семье. Поэтому и не покидает на протяжении всего фильма ощущение фальши в показе этой семьи. Поэтому так неловко, связанно чувствует себя Л. Свердлин (исполняющий роль Огнева) в эпизодах с Таней. Его поведению (обычно чрезвычайно достоверному) здесь не во всем веришь.
История отношений Тани с композитором Рощиным изображена так же внешне и приблизительно, как и все остальное. Разве видим мы, что связывает этих людей: сильное ли (пусть хотя бы только вначале) чувство, мимолетное или обещающее стать прочным и глубоким, голый ли расчет, желание Тани блистать в обществе, ее стремление к материальным благам? Нам дается лишь факт — жена изменила мужу. И эта измена вообще осуждается авторами фильма. Но нам нужно знать, что стоит за этим фактом, нас интересует внутренний мир люден, их взгляды на жизнь, способность быть честным, быть другом, быть самоотверженным, способность понимать того, кто рядом с тобой.
… Назидание звучит во всех положениях, во всей обстановке фильма. Отрицательная Таня — белоручка и постоянно наряжается. А Соня в это время с удовольствием моет пол в своей комнате, босиком, подоткнув подол простенького ситцевого платьица. Таня ничем не хочет пожертвовать для любимого (это относится и к Феде и к Рощину), а Соня оставляет все и едет за Степой на Урал. Таня равнодушна к делам Феди — Соня в курсе всего, чем живет на заводе Степан, она первый его друг и помощник. И вот результат — скромная Соня получает в награду сердце любимого, а Таня, красивая, нарядная, остается одна.
Пожалуй, возражать против этого было бы нечего, если бы это оправдывалось показом сложной, интересной, трудной жизни людей с сильными, яркими характерами, чтобы зритель мог видеть, как отстаивают герои свои убеждения, как, может быть, их убеждения меняются, как дается им то, чего они достигли в жизни. Сейчас же счастливые завершения судеб положительных героев недорого стоят, да и не делают их привлекательнее и интереснее.
… А все это — и схематизм характеров, и назидательность, и отсутствие примет времени и образа современника — оттого, что не удалось авторам проникнуть вглубь изображаемых явлений, не удалась попытка разобраться в сложностях жизни. Образы оказались обедненными, а судьбы неинтересными и к тому же нерассказанными по-настоящему.
… Зритель смотрит «Разные судьбы» с большими надеждами и желанием получить ответ на волнующие его жизненные вопросы. Но он обманут в этих надеждах. Фильм не мудрее его самого и гораздо менее конкретен в проявлениях того, что зритель знает и видел сам. … приблизительность в раскрытии характеров, боязнь показать не прикрашенный, а настоящий быт, уход от серьезного разговора о вопросах морали, поведения человека в семье, в коллективе, с любимой. Судьбы остались нерассказанными. А необходимо их рассказать, необходимо наконец поднять серьезный разговор о нашем молодом современнике. Не нужно бояться суровой правды. Без прикрас молодой герой выглядит неизмеримо более привлекательным и достойным подражания» (Белова, 1956: 53-59).
Вместе с тем, на мой взгляд, прав киновед Евгений Марголит – в «Разных судьбах» «на материале современного «молодежного» фильма о столкновениях «активной» и «потребительской» жизненной позиции режиссер … фактически выстраивает классическую модель мелодрамы: роковая, эгоистичная красавица, губящая жизнь влюбленным в нее мужчинам разного возраста и социального положения; чистая и преданная девушка, чьей любви ослепленный герой не замечает (до определенного момента, разумеется)» (Марголит, 2010: 281).
Умелое использование авторами законов мелодрамы и яркие актерские работы привлекают зрителей «Разных судеб» и сегодня:
«Отличный фильм, я его очень люблю, смотрела не один раз... И пусть он снят больше полувека назад, все что в нем показано, очень актуально и в наши дни. Фильм заставляет нас задуматься о жизненных ценностях, о том, как добиться чего–то в жизни» (Ната).
«Фильм просто какой то магический... С год назад посмотрела его после долгого перерыва и как будто заново открыла для себя. Да еще как открыла! Теперь тянет смотреть минимум раз в месяц, но я держусь – смотрю не чаще раза в два месяца). Очень хочется надеяться что такие цельные характеры еще есть... правда» (Тутта).
«Фильм "Разные судьбы" сочен, вкусен, красочен, даже глянцевит – вполне по–голливудски, в стиле "золотого века" легендарной киностудии. Собственно, эстетически десятилетие, начавшееся "Кубанскими казаками" и более или менее завершившееся "Поднятой целиной", и вообще было самым голливудским в отечественном кинематографе – и почти без поправок на идеологию и предмет изображения. После снимать без изысков красиво и без оговорок в удовольствие стало как–то не комильфо – а жаль. По мне так перед чувственным воздействием радостей земных дооттепельной классики – живой, непосредственной, естественной, не вполне даже сознательной – суррогатно и вымученно выглядит выпестованная нега "Амели"... И то сказать: фильм "Разные судьбы" – сугубо женский. Он не только стилистически пребывает под сенью девушек в цвету (а концентрация красавиц разнообразнейших типажей и возрастных категорий в нем – учитывая формат – редкая, с исключительным знанием дела подобранная, с кустодиевской щедростью скомпонованная), женские характеры однозначно задают в нем и содержательный тон, оттесняя мужчин» (Агафья Тихоновна).
Хотя, как это часто бывает, есть и иные мнения:
«Собственно фильм я не очень люблю, он кажется слишком прямолинейным, наивно назидательным. Если и буду его пересматривать, то только затем, чтобы посмотреть на известных актеров в молодости. К тому же я ни разу не видел его в цвете, только по черно–белым телевизорам. Впрочем, некоторым старым фильмам цвет не всегда шел на пользу. Цветная пленка тогда была еще несовершенна, и цвет нередко придавал какую–то слащавость, приукрашенность» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров
В моей смерти прошу винить Клаву К. СССР, 1980. Режиссеры Николай Лебедев и Эрнест Ясан. Сценарист Михаил Львовский. Актеры: Надежда Горшкова, Владимир Шевельков, Лена Хопшоносова, Ольга Озерецковская, Максим Ясан, Андрей Мусатов, Вениамин Смехов, Любовь Полищук, Любовь Малиновская и др. 30,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Николай Лебедев (1897–1989) за свою долгую творческую карьеру поставил два десятка игровых полнометражных фильмов, из которых два («Честь товарища», «В моей смерти прошу винить Клаву К.») вошли в тысячу наиболее популярных советских фильмов. Мелодрама «В моей смерти прошу винить Клаву К.» стала последней работой режиссера.
Режиссер Эрнест Ясан (1936–2018) поставил 13 полнометражных игровых фильмов и сериалов, из которых два («В моей смерти прошу винить Клаву К.» и «Прости») вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.
Сережа полюбил Клаву ее с первого взгляда, еще с детского сада, но когда они стали старшеклассниками, Клава перестала обращать на Сережу внимание…
В год выхода фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.» кинокритик Ромил Соболев (1926–1991) предположил, что «фильм вызовет и споры, и, недовольство отдельных воспитателей, полагающих, что дети ходят в кино только на детские сеансы, по радио слушают лишь «Пионерскую зорьку» и по телевидению смотрят передачу «Спокойной ночи, малыши». Но, думается, что фильм нужный и полезный, ибо он не только показывает необычную для детского искусства историю, не только касается реальных проблем,— главное, он учит чувствам, воспитывает нравственные устои. Фильм, нужный детям,— для них–то он и сделан. Однако не менее он нужен и родителям — их он учит тоже очень многому, прежде всего, пониманию, что наши дети — это не совсем те люди, какими мы были в их возрасте» (Соболев, 1980).
Этот фильм и сегодня нравится многим зрителям XXI века:
«Когда фильм вышел на экраны, мне было лет шестнадцать, столько же сколько и героям картины. Мы с подружками ходили смотреть его раз десять. Все искренне сочувствовали Серёже, ругали Клаву, жалели Таню и не могли (наверное, в силу возраста) оценить не по годам мудрого Лаврика. Недавно посмотрела фильм по ТВ. Интересно было смотреть глазами взрослого человека и испытывать новые чувства. Немного стало грустно, как и всегда при воспоминаниях о детстве и юности. Но сейчас меня потрясло другое, а именно реакция Серёжкиных родителей, когда они прочитали его записку. Это как надо знать и понимать своего ребёнка, чтобы так спокойно отреагировать, без криков, истерик и обмороков. Вот вам эталон семьи. … Отличный фильм, актуальный, каждый в нём найдёт что–то для себя» (Татьяна).
«Добрый, грустный и немного ностальгический фильм. В наше время очень не хватает таких фильмов, заставляющих нас задуматься о жизни, о любви, предостерегающих от ошибок, научающих нас с уважением и любовью относиться к ближнему. Меняются времена, меняются условия, но взаимоотношения парня и девушки, родителей и ребёнка, младшего и старшего брата всегда будут оставаться сложными» (Михаил)
«Прекрасный фильм! И сюжет, и игра актеров. Вот именно такие искренние, высоконравственные фильмы (как и "Розыгрыш", и "Вам и не снилось"…) нужно смотреть современным подросткам, так как они учат идеалам добра, справедливости и, главное, любви» (В. Тимофеева).
Киновед Александр Федоров