30 января 1945 года подлодка С-13 под командованием Александра Маринеско потопила немецкое судно «Вильгельм Густлофф». По разным данным, тогда погибло от 4 до 10 тысяч человек. Почему Маринеско не присвоили звание Героя Советского Союза и был ли подвиг его экипажа действительно подвигом или на судне находились мирные граждане Германии?
Последний поход
Океанский лайнер «Вильгельм Густлофф» был построен по заказу и на деньги организации «Сила через радость», входившей в состав Немецкого трудового фронта — профсоюза работников и работодателей Германии.
До конца августа 1939 года «Вильгельм Густлофф» успел совершить 44 коммерческих рейса, но за три дня до начала Второй мировой вoйны капитан лайнера получил секретный приказ немедленно вернуться в Германию. На этом гражданская служба шикарного круизера закончилась. Как и многие другие корабли, «Вильгельм Густлофф» был передан ВМФ Германии.
Лайнер переоборудовали в плавучий госпиталь, перекрасили в белый цвет, а на единственной корабельной трубе установили красный крест. При таком оформлении корабль попадал под защиту Гаагской конференции. Летом 1940 года «Вильгельм Густлофф» был переведен в Готенхафен, где его поставили на мертвый якорь и использовали в качестве плавучей казармы школы подводников кригсмарине.
Теперь он был выкрашен в камуфляжный цвет, а на его палубах появились зенитные орудия. С этого момента корабль потерял статус госпитального судна и соответствующую защиту международного морского права.
Ночью 30 января 1945 года этот гигант вышел в открытое море. По современным оценкам, на борту могли находиться более 10 тысяч пассажиров и 173 члена экипажа. Его сопровождал мощный эскорт сторожевых и противолодочных кораблей.
По первоначальному плану, «Вильгельм Густлофф» должен был идти на предельной скорости, постоянно выполняя противолодочные маневры. Но из-за плохого состояния машины было решено идти прямым курсом со скоростью в 12 узлов.
В 18:00 на борт поступило сообщение о группе тральщиков, которые якобы действуют в данном районе. Сообщение было передано открытым текстом, что вызвало серьезные сомнения. Мнения капитанов разделились. Военные считали, что необходимо включить ходовые огни, чтобы в темноте не столкнуться с собственным тральщиком, гражданские призывали к бдительности и маскировке.
Существовали ли эти тральщики в действительности и откуда взялась указанная радиограмма, выяснить никому не удалось. Но в результате на «Вильгельме Густлоффе» зажгли ходовые огни, обозначающие габариты судна. Это решение стало роковым.
Охота на слона
До позднего вечера 30 января лодка Маринеско ничем полезным не отметилась. Всплыв на поверхность в очередной раз, С-13 заряжала батареи. Было темно, ветер нес снег, лодку мотало на волне. И вдруг буквально напротив вспыхнули яркие огни, осветив гигантский корабль, словно новогоднюю дискотеку.
У Маринеско было два часа, чтобы выработать план атаки, не погружаясь, обойти цель, заняв позицию со стороны берега, подобраться к медленно ползущему гиганту на расстояние верного выстрела и всадить ему в бок три торпеды. Со стороны это напоминало охоту из засады на привязанного к дереву ручного слона.
В 21:04 из носового аппарата С-13 ушла торпеда «За Родину», следом за ней «За советский народ» и «За Ленинград». Четвертая, уже взведенная торпеда «За Сталина», застряла в торпедном аппарате и едва там не взорвалась. К счастью, ее удалось достать и обезвредить.
В 21:08 первая торпеда угодила в носовую часть корабля. За ней вторая торпеда разорвала борт в районе бассейна. Третья ударила в машинное отделение.
Огромный корабль тонул около часа. По разным оценкам, вместе с «Вильгельмом Густлоффом» погибли от 6 до 10 тысяч человек. Википедия приводит цифру 9985.
Судьба героя
Тремя десятилетиями позже западногерманский журнал «Марине» признал, что среди погибших оказались 1300 моряков из полностью сформированных экипажей подводных лодок. По мнению председателя Ассоциации моряков-подводников, капитана 1-го ранга в отставке Евгения Лившица, атака Маринеско поставила крест на военных планах Германии в стратегическом плане.
«Во второй половине 1944 года немцы ввели в строй до 100 новых подлодок, которые охотились за караванами американских и английских судов, — отмечает ветеран. — Еще более массированная атака могла бы привести к закрытию второго фронта, к переброске соединений вермахта на Восточное направление. Подвиг, совершенный Маринеско и его экипажем, по сути, отнял последнюю надежду Рейха в вoйне и, более того, спас английский и американский флоты от гигантских потерь».
Маринеско за тот поход был представлен к званию героя Советского Союза, но так и не получил заслуженную награду. Причиной тому стало мнение командования о том, что кавалер Золотой Звезды не должен иметь негативные качества, которых, якобы, у этого офицера было достаточно.
В сентябре 1945 года приказом наркома ВМФ капитан 3-го ранга Маринеско «за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность» был снят с должности командира С-13, понижен в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислен в распоряжение военного совета Балтфлота. Он успел еще послужить командиром тральщика, но в ноябре того же года был уволен в запас.
История всё расставила по местам. Ветераны флота, прежде всего те, кто сражался в тех же водах, что и Маринеско, добились отмены приказа о его снижении в звании, восстановления его законных ветеранских и пенсионных прав.
И, наконец, в преддверии 45-летия Победы под давлением широкой общественности президент СССР Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Александру Ивановичу Маринеско звания Героя Советского Союза «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной вoйне».
Уважаемые читатели, наш канал стал жертвой очередной волны пессимизаций Дзена. Если вы подпишитесь и оставите комментарий, то есть шанс, что алгоритм это заметит и вернет нам рекомендации. Спасибо!
Читайте также: