...И, судя по всему, имеет на то полное право. Горан Брегович родился 22 марта 1950 года в Сараево. В своей семье музыкант объединил всю этническую пестроту родной земли. Его отец — хорват-католик, мать — православная сербка, жена — боснийка-мусульманка. Гремучая смесь!
Когда-то Горан Брегович был крупнейшей рок-звездой Югославии. Но международное признание он получил, умело «повенчав» цыганские ритмы родом с Балкан с фильмами Эмира Кустурицы. Сотрудничество музыкант и режиссёра началось в 1988 году с «Времени цыган».
Выпускник факультета философии, Брегович прославился на родине в качестве лидера крупнейшей в истории Югославии рок-группы «Белая пуговица». Хотя музыкант не является цыганом по происхождению, он уже тогда был приверженцем музыки балканских цыган: «Раньше у нас в гримёрке играли цыганские оркестры, чтобы поднять нам настроение перед выступлениями на стадионе».
Группа «Белая пуговица» достигла такого уровня популярности в Восточной Европе, что фанатское безумие в её отношении начали сравнивать с битломанией. Но в 1989 году коллектив распался — вместе с Югославией. Горан Брегович отнюдь не затерялся: начал писать музыку для фильмов, сработался с Кустурицей и с Игги Попом, создав нестареющий хит из «Аризонской мечты».
Саундтреки авторства Бреговича начали собирать заслуженные награды, а сам композитор продолжил радовать публику успешными альбомами джипси-рока, поп-операми и даже ораториями. А заодно отправился в кажущееся бесконечным мировое турне по лучшим фестивалям и концертным залам мира, среди которых и Карнеги-холл, и в Сиднейская опера.
Часто Брегович бывал и в России, доезжая до городов, куда ступала нога не каждой иностранной знаменитости: Омска, Томска, Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга. В Москве же и вовсе стал своим.
Свадебно-похоронный оркестр Горана Бреговича представляет собой первоклассный ансамбль, в котором барабанщик может быть косовским беженцем цыганского происхождения, а саксофонист — профессионалом с консерваторским образованием. Его щедрая музыка искрится балканской медью, скачущими ритмами и богатым составом вокалистов, среди которых одно время числились четверо участников почтенной группы Gypsy Kings.
Про свои песни Брегович говорит: «Их судьба, по крайней мере на Балканах, состоит в том, чтобы женщины танцевали на столах, а музыканты получали много чаевых».
Бреговича порой обвиняют в том, что он приписывает себе народные мелодии или даже работы конкретных цыганских музыкантов. Примером может служить песня «Mesecina» из альбома «Underground», в которой сербский певец Сабан Байрамович признал версию одной из своих песен.
Брегович отклоняет эти обвинения: «Все начинают с существующих мелодий… Сочинение песен — это работа клептомана». К тому же, его успех во многом способствовал интересу к цыганской музыке во всём мире: «По всей Европе цыгане снова подвергаются преследованиям. Я помню огромный табор косовских цыган под мостом в Белграде во время Балканской войны... Я просто хочу напомнить людям о том, что цыганская культура дала миру».
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!