Воскресение. СССР, 1960–1962. Режиссер Михаил Швейцер. Сценаристы Михаил Швейцер, Евгений Габрилович (по роману Л. Толстого). Актеры: Тамара Сёмина, Евгений Матвеев, Павел Массальский, Виктор Кулаков, Василий Бокарев, Лев Золотухин и др. 34,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Михаил Швейцер (1920–2000) поставил 16 фильмов, часть из которых («Кортик», «Чужая родня», «Мичман Панин», «Воскресение», «Золотой теленок») вошла в число самых кассовых советских кинолент, и запомнился зрителям, конечно же, по экранизациям литературной классики («Воскресение», «Золотой теленок», «Карусель», «Смешные люди», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Крейцерова соната»).
В год выхода фильма «Воскресение» на экран советская кинокритика встретила его в целом одобрительно.
Так в статье в «Советском экране» утверждалось, что «достоинства экранизации очевидны. В ней передан обличительный пафос великого писателя, верно воплощены образы его героев, искусно воспроизведены средствами кино важнейшие особенности его стиля. Широкие масштабы социального обобщения сочетаются здесь с тонкой обрисовкой психологии действующих лиц. … Режиссерское мастерство М. Швейцера отличается многими достоинствами. Верное понимание идейного замысла и особенностей творческого метода Толстого соединяется в этом фильме со смелым, изобретательным применением изобразительных средств киноискусства. … В работе режиссера мы чувствуем слияние лучших традиций С. Эйзенштейна. … В фильме создан подлинно артистический ансамбль. … Некоторые возражения вызывает Евгений Матвеев в роли Нехлюдова. Сильные драматические сцены романа кажутся в его исполнении несколько приглушенными, а порою и однообразными» (Фрадкин, 1961: 8–9).
Спустя двадцать лет один из самых заметных отечественных кинокритиков – Виктор Демин (1937–1993) – отметил, что фильм «Воскресение» «до сих пор остается в ряду самых тонких, тактичных и в результате самых удачных экранизаций прозы Льва Толстого. В фильме «Воскресение» Михаил Швейцер проявил самые лучшие черты своего «литературного» постановочного стиля — аналитическое внимание к классическому тексту, умение отойти от буквализма, если того требует дух, уменье мыслить самыми широкими категориями и тем самым быть посредником, вовлекающим демократические слои публики в мир Толстого, в духовные его искания, в систему нравственных его категорий. … Любители кино с удовольствием вспомнят Т. Семину в роли Катюши Масловой, может быть, лучшей из ее ролей, и, должно быть, с интересом встретят Е. Матвеева в роли Нехлюдова — сегодня и облик и манера игры популярного актера связываются в нашем восприятии совсем с иными ролями» (Демин, 1980).
Мнения зрителей XXI века о фильме «Воскресение» полярны:
«Шедевр. Лучшие роли замечательных актеров Е. Матвеева и Т. Семиной. Лучшая экранизация произведения. Актеры на экране живут жизнью своих персонажей. Точное воспроизведение атмосферы и героев романа Л. Толстого. Читая книгу, я представляла себе героев именно такими, какими они показаны в фильме. Верю. Фильм трогает душу. Каждый раз, пересматривая этот фильм, сопереживаю и сочувствую героям так, как будто вижу фильм впервые и никогда не читала романа. Фильм о возрождении погибающей души, о возможности духовного роста и очищения. Смотреть всем. Шедевр» (Мария).
«Воскресение» – очень неуклюжий фильм с посредственной (Матвеев), а то и вовсе никакой (Семина) игрой актеров. Толстой здесь разжалован до площадного резонера, а все "духовные метания", весь путь от "человека духовного к человеку–зверю и обратно" сведен к шагам по комнате, наморщиниванием лба и прочим нетонущим жестам. Приемы, использованные режиссером (речь прокурора на фоне посиделок в борделе) вызывают чувство неловкости за режиссера, который притягивает за уши кислое к пресному, а сочувствие зрителя вызывают лишь сплошь второстепенные фигуры, ибо они – из плоти и крови, а не желания режиссера раздуть персонажей до плакатных героев «Окон РОСТА» (М. Кожевникова).
«Ну, не знаю, не знаю, по-моему, фильм уже устарел» (Леопольд).
Киновед Александр Федоров
Гадюка. СССР, 1966. Режиссер Виктор Ивченко. Сценарист Григорий Колтунов (по одноименной повести Алексея Толстого). Актеры: Нинель Мышкова, Борис Зайденберг, Александр Мовчан, Сергей Ляхницкий, Владимир Дальский, Анна Николаева, Константин Степанков, Раиса Недашковская, Иван Миколайчук и др. 34,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Виктор Ивченко (1912–1972) поставил 13 фильмов, из которых 8 («Судьба Марины», «Есть такой парень», «ЧП», «Иванна», «Серебряный тренер», «Гадюка», «Десятый шаг» и «Софья Грушко») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.
…Главная героиня «Гадюки» (Нинель Мышкова), участница гражданской войны, не может приспособиться к чуждому для нее миру нэпа, который представляется ей крушением революционных идеалов…
Многие фильмы Виктора Ивченко имели отчетливую идеологическую окраску («Судьба Марины», «ЧП», «Иванна», «Десятый шаг» и др.). К их числу относится и экранизация повести Алексея Толстого «Гадюка».
Во времена выхода фильма «Гадюка» в прокат кинокритик Анри Вартанов (1931–2019) в «Советском экране» писал о том, что «здесь кинематографисты потерпели решительную неудачу: они, что называется, передали букву литературного произведения, не сумев создать ее духа. … достаточно сравнить героев «Коммуниста» и «Сорок первого» с героями «Ярости» и «Гадюки», чтобы стало ясно, как много утратили авторы последних. И мера утраты позволяет говорить о неудаче кинематографистов без обиняков» (Вартанов, 1966: 7).
С мнением Анри Вартанова был совершенно не согласен киновед Иван Корниенко (1910–1975), который очень высоко оценил этот фильм Виктора Ивченко, считая, что «артистка Н. Мышкова создала сложный, убедительный характер, становление которого происходит в точно воссозданных в картине условиях гражданской войны. … Повесть А. Толстого получила второе рождение и зажила новой, экранной жизнью: фильм пронизан пафосом утверждения нового мира, за который отдавали свои жизни герои революционных лет. Вполне закономерным было присуждение В. Ивченко за фильм «Гадюка» Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко» (Корниенко, 1975: 188–189).
Современная аудитория продолжает заинтересованно обсуждать «Гадюку»:
«Сильный фильм, и формально вроде бы на идеологическую тему, а на самом деле глубоко психологический. Игра Нинель Мышковой абсолютно органична. Настолько редко бывает идеальное попадание индивидуальности актрисы (у актеров все–таки чаще) в образ героини. А ведь и в своей творческой (и личной) жизни она осталась во многом непонятой, невостребованной, совсем как Ольга Зотова» (Владимир).
«Я увидела (кроме всего прочего) в этом фильме, какие разные могут быть мужчины по отношению к красивейшей женщине. Одни все время низко вожделеют ее и пытаются унизить ее насилием, оскорблением и даже уничтожить ее за то, что она не воспринимает их как мужчин, а другие уважают ее красоту, чистоту и юность, берегут ее, охраняют. В жизни всему этому есть место. И хорошо, что Алексей Толстой затронул эту тему. Может быть, он хотел сказать, что это буржуазные мужчины так относятся к женщине, а красные командиры вон какие, благородные. Но я с этим не соглашусь. Во все времена так было, и во всех сословиях есть и те и другие. А для женщины очень важно встретить такого мужчину, как Емельянов, который бы ее боготворил и охранял. Просто Ольге не повезло. Она была очень юна, максималистка, и после того, как ее рыцаря не стало, она не смогла жить нормально дальше. Никто не научил ее гибкости и хитрости выживания, терпению в достижении цели. На все – с шашкой над головой и впере–ё–ё–ё–ё–д… С другой стороны хочу сказать, что Ольгу все–таки затравили. Она все–таки была не совсем здорова, ведь она еле выжила после ранения и контузии. Возможно, у нее были проблемы с нервами от пережитого, и когда весь мир ополчился против нее, её психика не выдержала. Если спроецировать линию её судьбы дальше, то думаю, что все могло бы сложиться для нее неплохо. Она сядет за убийство мещанки. В колонии она выживет, пересидит там смутное время. А потом выйдет и станет героем еще одной войны, и может быть найдет еще свою судьбу в образе достойного её мужчины, или будет только матерью, что тоже очень даже неплохо» (Людмила).
«У главной героини было не какое–то нарушение психики, а самое настоящее серьёзное психогенное заболевание. Это личностное расстройство, возникшее у неё в революционных перипетиях как реактивный (защитный) процесс на когнитивных и психоструктурных особенностях молодой барышни. И приведшее в итоге к глубоким нарушениям адаптивного поведения и далее к расщеплению личности с частичной потерей реальности.
В фильме режиссер это прекрасно показывает, кадры ступорозного состояния главной героини в обсессии, когда современные события постоянно проецируются на давно прошедшие события и эмоции. Отсюда и диссоциативный итог: ответное поведение в виде реакции: "шлёпнуть контру".
В реалиях того времени и условиях той психиатрической помощи был бы, скорее, поставлен диагноз шизоидной личности. В современном понимании это не так, скорее, это пограничное состояние с нарастающими дефектными психическими изменениями личности. … Хвала и честь актрисе, вжившейся в роль главной героини с полным успехом» (Аркадий).
Киновед Александр Федоров
Любовью надо дорожить. СССР, 1960. Режиссер Сергей Сплошнов. Сценаристы Михаил Берёзко, Сергей Сплошнов. Актеры: Нина Иванова, Эдуард Бредун, Зинаида Асмолова, Муза Крепкогорская, Инга Будкевич, Анатолий Адоскин, Татьяна Алексеева, Константин Сорокин и др. 33,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Сергей Сплошнов (1907–1979) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма: «Зеленые огни» (1955), «Наши соседи» (1957), «Любовью надо дорожить» (1960) и «Теща» (1973), но три из них (кроме первого) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
…В общежитии живут четыре девушки, одну из которых неожиданно обвиняют в нечестном поступке….
Сегодня фильмы Сергея Сплошнова (как и его фамилия) практически забыты (ну, может быть, комедию «Теща» кто–то вспомнит). Да и кинокритики его творения тоже не жаловали…
В год выхода фильма «Любовью надо дорожить» во всесоюзный кинопрокат в рецензии, опубликованной на страницах журнала «Искусство кино» отмечалось, что в этой мелодраме «молодости и новизне зданий не соответствует драматургический материал, привлеченный авторами картины. И сам конфликт, и пути, которыми он разрешается, и, наконец, нравственные критерии, определяющие поведение молодых героев, удивительно архаичны. О чем, по замыслу авторов, должен был рассказать фильм? Очевидно, о честности, о доверии, которые в нашем социалистическом обществе являются основой взаимоотношений людей, о готовности коллектива прийти на помощь оступившемуся или попавшему в беду товарищу. Но избранный авторами сюжет, и в первую очередь его центральный конфликт, вступают в коварное противоречие с этой задачей. Героиня фильма Катя — одна из лучших производственниц камвольного комбината, ее знают и ценят подруги, как человека доброго, честного и отзывчивого. И вот случилось непредвиденное: санитарная комиссия во время очередного обхода общежития обнаружила в постели у Кати мотки ниток, несомненно украденных на комбинате. В жизнь героини входит трагедия, связанная с несправедливым обвинением и невозможностью тут же его опровергнуть. Таков центральный сюжетный узел, определяющий дальнейшее развитие действия в фильме и поведение его героев; таков кульминационный момент картины — именно он подводит нас к авторским представлениям об этических идеалах, о новой, советской морали. Итак, фильм о честности и верности. Но давайте на минуту задумаемся: стоит ли нам, зрителям, неумеренно радоваться и умиляться по поводу того весьма скромного факта, что лучшая ткачиха и комсомолка действительно оказалась честным человеком, а не мелкой воровкой? Следует ли считать крупной победой то, что товарищам Кати удалось (причем с большим трудом!) вернуть честную девушку к станку? Ведь, по существу, поспешное и непродуманное увольнение героини, которая еще вчера была «гордостью комбината», является возмутительным и недопустимым в дни, когда даже людям, действительно совершившим антиобщественные проступки, оказывается доверие и помощь коллектива» (Зусева, 1960: 29).
Вот самые характерные из немногих зрительских отзывов на мелодраму «Любовью надо дорожить»:
«Какой хороший фильм, почему его никогда не показывают?! Почти как в "Девчата" – три подружки закадычные, а одна чужая! Показана настоящая дружба и предательство. Не думаю, что Катя простит своего не состоявшегося мужа, разве можно такое простить, хоть он и говорит, что этот случай для него урок на всю жизнь! … А фильм хороший, смотреть! Нина Иванова такая хорошенькая, улыбка ее приятная!» (Римма).
«Впервые посмотрела этот фильм. Незаслуженно забыт! Артисты интересные. Но я смотрела, в основном, из–за Нины Ивановой. Захотелось посмотреть ее работы в других немногочисленных фильмах, в которых она снималась. Очень хорошо сыграла, в духе того времени. Честная, гордая, немного закрытая» (Светланчик).
«Милый и наивный фильм, который когда–то прошел мимо меня. Комсомольцы, горячие сердца:), не совсем положительная одна из героинь, но, может, потом исправится. Шанс на счастливую жизнь Кати с героем Бредуна. Согласна, что не стоит связываться с таким человеком, но так решили создатели фильма, что тут спорить. В конце торжествует добро, все во всем разобрались и будут счастливы (надеюсь). Иногда полезно смотреть такие вот чистые и незатейливые киноленты, когда хочется поностальгировать немного» (Ленхен).
Киновед Александр Федоров