Как открыть мини-бизнес по выращиванию плодовых деревьев и кустарников (груша, яблоня, слива, ежевика, смородина, крыжовник). Регистрация бизнеса, размещение на участке, где продавать выращенные растения, доходы от продаж.
С каждым годом все больше людей начинают задумываться о том, чтобы выращивать свои собственные фрукты и ягоды. Потребители все больше ориентируются на здоровое питание, именно поэтому спрос на свежие и экологически чистые фрукты и ягоды неуклонно растет.
Потому питомники плодовых деревьев играют важную роль на рынке, предоставляя потребителям возможность купить саженцы и выращивать сады на своих участках.
Питомники плодовых деревьев и кустарников могут быть одним из источников дохода, если правильно организовать производство и продажу саженцев. Стоит учитывать, что спрос на свежие фрукты и ягоды не снижается, а растет из года в год.
Если Вы задумываетесь о создании своего мини-бизнеса, питомник плодовых деревьев может быть отличным вариантом для инвестирования.
Однако, учитывайте, что в среднем, бизнес по выращиванию саженцев деревьев и кустарников начнет окупаться через 1-2 года после запуска. При этом первые годы могут быть сложными, так как нужно будет вложить существенные средства в подготовку земли, посадку растений, уход за ними и т. д., но со временем прибыль должна начать расти.
Регистрация питомника плодовых деревьев и кустарников
Регистрация данного вида деятельности напрямую зависит от площади питомника. Если Вы новичок в этой сфере, то рекомендуется начать с небольшой площади, например, от 0,1 до 0,3 га, чтобы протестировать различные методы выращивания и оценить рынок. По мере роста бизнеса, в постепенно увеличивайте площадь до оптимального уровня, который будет соответствовать Вашим потребностям и спросу на рынке.
Важно также учитывать, что питомник плодовых деревьев требует не только пространства для самих деревьев, но и дополнительной площади для техники и оборудования, хранилища и производственных помещений.
При занятии объемными сельскохозяйственными работами и обработке более 1 га земли необходимо зарегистрировать КФХ - крестьянско-фермерское хозяйство.
Для регистрации КФХ необходимы следующие документы:
- заявление;
- паспорт руководителя-учредителя;
- соглашения;
- решение об основании КФХ;
- документы об уплате пошлины и адрес проживания лица-учредителя.
Если КФХ учреждается одним лицом, то договор о создании не требуется.
Однако, если земельные площади небольшие, то можно иметь личное подсобное хозяйство и выращивать сельскохозяйственную продукцию для реализации без уплаты налогов.
Целевая аудитория
Целевой аудиторией для питомника являются люди, занимающиеся садоводством, огородничеством, ландшафтным дизайном и благоустройством приусадебных участков. Это могут быть как профессиональные дизайнеры и ландшафтные архитекторы, так и любители, желающие создать красивый и ухоженный сад на своем участке.
Также, потенциальными клиентами питомника являются фермеры и представители сельского хозяйства, которые занимаются выращиванием фруктов и ягод на промышленном уровне.
Кроме того, среди целевой аудитории могут быть люди, желающие приобрести растения для украшения своего дома или офиса.
Какие саженцы выращивать в своем питомнике
Из-за различных климатических условий, не все плодовые деревья могут произрастать во всех регионах России. Каждый вид деревьев имеет свои требования к климату, почве, влажности и т.д. Некоторые виды деревьев могут выживать только в теплых регионах, а другие - только в зонах с умеренным климатом.
Наиболее распространенные плодовые деревья, которые произрастают во всех регионах России – это яблоня, груша и слива. А наиболее распространенные кустарники – смородина, крыжовник и ежевика.
Выращивание саженцев
Для того, чтобы получить саженец плодового дерева или кустарника Вы можете воспользоваться несколькими способами, но наиболее распространенными являются выращивание из черенков и прививка.
Черенкование: для этого необходимо выбрать здоровые и крепкие побеги растения, обрезать их в зависимости от желаемой длины черенка и обработать корневой формацией. Затем черенок следует посадить в грунт, который необходимо постоянно увлажнять. Важно также создать условия для роста корней, например, можно покрыть черенок пленкой или стеклом, чтобы создать парниковый эффект.
Прививка: для этого необходимо отрезать ветку дерева, которую будем использовать в качестве подвоя, и установить ее в грунт. Затем следует подготовить прививочный материал (вырезки побегов других сортов плодовых деревьев или кустарников), обработать их и привить на подвой.
После посадки саженцев плодовых деревьев и кустарников необходимо ухаживать, регулярно поливая и удаляя сорняки. Важно также следить за тем, чтобы грунт вокруг саженцев оставался влажным. Первую обрезку саженцев следует проводить на второй год после посадки, а дальнейшие обрезки - каждый год весной.
Также стоит учитывать, что для выращивания плодовых деревьев и кустарников необходимы определенные условия, такие как солнечный участок, плодородный грунт и достаточное количество воды.
Обычно грунт для плодовых деревьев и кустарников содержит следующие компоненты:
- Песок и крупный песок для обеспечения хорошей дренажной способности грунта.
- Питательные вещества, такие как азот, фосфор и калий, для обеспечения здорового роста и развития растения.
- Органические добавки, такие как перегной или компост, для улучшения структуры грунта и удержания влаги.
- Вещества, увеличивающие кислотность почвы, если это требуется для конкретного вида растения.
Оптимальное размещение саженцев на участке
Советуем начинать этот бизнес только в том случае, если у Вас есть собственный земельный участок. Покупать или брать в аренду землю очень рискованно на начальном этапе бизнеса.
Предположим, Вы выделили 0,1 га земли для питомника плодовых деревьев и кустарников.
Размещение на участке можно выполнить следующим образом:
- Груша и яблоня - рекомендуется выделять для них участок размером не менее 100 м². Они должны располагаться на солнечной стороне участка, чтобы получать достаточно света для нормального развития и плодоношения. На 100 квадратных метров можно использовать от 100 до 200 черенков яблони и столько же груши.
- Слива - для сливы рекомендуется выделить участок размером не менее 50 м². Слива не требует такого же количества света, как груша и яблоня, и может быть размещена на части участка, которая находится в полутени. На 50 квадратных метрах может вырасти до 50 саженцев сливы.
- Ежевика - для этого кустарника рекомендуется выделить участок размером не менее 50 м². Ежевика должна быть размещена на солнечной стороне участка, чтобы получать достаточно света для нормального роста и плодоношения. Для размножения ежевики черенками обычно выбирают здоровые побеги длиной около 10-15 см с несколькими почками. Для получения достаточного количества саженцев на 50 квадратных метрах необходимо использовать до 100 черенков ежевики.
- Смородина - для смородины можно выделить участок размером не менее 50 м². Смородина может быть размещена на части участка, которая находится в полутени. Для размножения смородины черенками обычно выбирают здоровые побеги длиной около 15-20 см с несколькими почками. Для получения достаточного количества саженцев смородины на 50 квадратных метрах можно использовать до 60 черенков.
- Крыжовник – также подойдет участок размером в 50 метров квадратных. Крыжовник, как правило, садят в рядах с расстоянием между растениями около 1,5-2 метра. На площади 50 квадратных метров Вы можете посадить около 30 растений.
Также необходимо учесть пространство, необходимое для хранилища и производственных помещений, а также для проездов и маневрирования техники. Оставьте для этого не менее 20% от общей площади участка.
Оборудование и материалы для бизнеса по выращиванию плодовых деревьев и кустарников
Важно учитывать, что данные вложения долгосрочные и могут служить Вам не один год, если Вы и дальше будете заниматься питомником. Исключением является почвогрунт, который включает в себя все необходимые удобрения и инсектициды, фунгициды, их необходимо использовать каждый год.
Рассчитаем стоимость черенков для каждого вида растений:
Время ожидания саженцев
Время ожидания после черенкования зависит от нескольких факторов, включая тип растения, времени года и условий выращивания. В общем случае, после черенкования, саженцы нужно оставить на определенное время, чтобы они успели укорениться и стать более устойчивыми перед трансплантацией.
Для груши, яблони и сливы, оптимальное время для выращивания черенков — это весна, когда деревья находятся в периоде активного роста. Обычно, чтобы черенки укоренились и стали готовыми для пересадки, нужно от 6 до 12 месяцев.
Крыжовник, смородина и ежевика — это кустарники, которые также могут быть черенкованы весной. Для них, обычно требуется меньше времени для укоренения, около 4-6 месяцев.
Но в любом случае, чтобы точно определить, когда саженцы готовы к пересадке, нужно следить за их состоянием и смотреть, когда на них появятся новые признаки роста, такие как новые листья или побеги. Также, не стоит спешить с пересадкой, лучше подождать дополнительное время, чтобы укрепить корни и повысить вероятность успешной пересадки.
Таким образом, при посадке черенков плодовых деревьев весной Вы можете уже через год заняться продажей саженцев, а реализовывать саженцы ягодных кустарников уже через полгода – осенью.
Зимовка
Зимовка черенков плодовых деревьев и кустарников зависит от конкретных видов и их потребностей в тепле и защите от морозов. Рассмотрим несколько способов утепления черенков:
- Закапывание в землю. Одним из наиболее распространенных способов является закапывание черенков в грунт. Для этого нужно выбрать место в саду, где земля не замерзает глубоко, и закопать черенки на глубину 10-15 см.
- Укрытие опилками, сухой листвой или соломой. Можно укрыть черенки опилками, сухой листвой или соломой. Это поможет сохранить тепло и защитить от мороза.
- Использование специальных материалов. Также можно использовать специальные материалы, такие как агроволокно, которые обеспечат дополнительную защиту от холода и ветра.
Важно убедиться, что черенки имеют достаточное количество влаги, прежде чем укрыть их на зиму. Также не следует утапливать черенки слишком глубоко, чтобы они не задохнулись.
Где продавать саженцы, выращенные в питомнике на собственном участке
Розничная продажа через садоводческие магазины и центры садоводства. Эти магазины предлагают широкий ассортимент растений и садовых принадлежностей, и могут быть очень привлекательными для потребителей, которые хотят создать или украсить свой сад.
Когда Вы продаете саженцы через магазины, есть два основных способа получения оплаты: продажа на условиях оплаты по факту продажи и продажа оптом магазинам.
- Продажа на условиях оплаты по факту продажи. Этот метод означает, что Вы предоставляете саженцы на продажу магазину, и оплата будет произведена только после продажи товара. Это дает магазину возможность не платить за товар, который не продается. Однако, в этом случае Вы не получаете гарантированной оплаты за проданные товары.
- Продажа оптом магазинам. Если Вы продаете саженцы оптом магазинам, то обычно устанавливается фиксированная цена за единицу товара. Вы получаете оплату заранее и можете продавать большее количество саженцев за раз. Однако, этот метод может требовать более высоких объемов производства и предоставления дополнительных скидок.
В любом случае, важно предварительно обговорить все условия продажи с магазином, чтобы избежать недоразумений. Также необходимо убедиться, что саженцы имеют высокое качество, и что они правильно упакованы и доставлены в магазин в надлежащем состоянии.
Продажа оптом фермерским рынкам и сельскохозяйственным кооперативам. Эти организации могут купить большие партии саженцев и перепродать их в розницу. Однако обычно разница в процентах между оптовой и розничной ценой составляет 50%. То есть если в розницу Вы продаете за 400 руб., то оптом цена упадет до 200 руб. за один саженец.
Онлайн-магазины и платформы. Сегодня многие люди покупают товары через интернет, поэтому онлайн-магазины и платформы могут быть хорошим каналом сбыта для Вас. Например, можно продавать свои саженцы через такие платформы, как Авито, Юла, КупиПродай и прочие. Но тут также стоит учитывать, что чаще всего покупатели обращаются в уже проверенные и давно устоявшиеся на рынке питомники для растений.
Прямые продажи на ярмарках выходного дня. Ярмарки выходного дня — это ярмарки, которые созданы для поддержки сельхозпроизводителей. Обычно они работают с апреля по декабрь включительно (в пятницу, субботу и воскресенье). Торговые места предоставляются бесплатно. Это может быть отличным способом продать свои саженцы непосредственно потребителям. Тут Вы можете лично познакомиться с покупателями, объяснить им преимущества Вашего товара и ответить на их вопросы.
Первоначальные вложения в бизнес по выращиванию саженцев на собственном участке
Доходы от продаж деревьев и кустарников, выращенных на своем участке
Не все черенки приживаются и превращаются в саженцы, Вам следует это учитывать при планировании данного бизнеса. Это может зависеть от многих факторов, таких как качество и состояние материнского растения, сезон и условия роста, метод размножения, условия хранения и транспортировки, Ваша опытность и навыки.
Опытные садоводы, которые используют правильные методы и следят за условиями выращивания и ухода за черенками, могут достичь высоких показателей приживаемости. В среднем, процент приживаемости черенков может составляет 80%. Еще примерно 20% от общего числа выращенных саженцев может либо не получиться продать, либо они могут повредится в время транспортировки и прочее.
При условии саженцев в розницу Ваш доход составит 149 240 руб. Таким образом, при первоначальных вложениях в 74 700 руб. через год-полтора Вы получите прибыль в 74 540 руб.
Рассмотрим вариант продажи оптом. При этом варианте можно не учитывать 20 %, которые мы вычитали при розничной продаже.
Как видим, оптом, при таких объемах продукции, продавать абсолютно невыгодно. Данный вариант стоит рассматривать только после расширения бизнеса, когда у вас уже есть большой ассортимент и большое количество саженцев.
Расширение питомника
- Увеличение ассортимента. Расширение ассортимента продукции - добавление новых сортов и видов растений, которые не представлены в Вашем питомнике. Это поможет привлечь новых клиентов, а также удерживать старых, которые ищут что-то новое и интересное.
- Развитие онлайн-продаж. Создание электронной торговой площадки для продажи растений и садового инвентаря в интернете. Это позволит расширить Вашу клиентскую базу, привлечь клиентов из других регионов и даже стран.
- Увеличение производственных мощностей. Увеличение площади питомника путем приобретения или аренды новых земельных участков. Это позволит увеличить производственные мощности и производить большее количество растений.
- Расширение услуг. Например, это могут быть консультации по уходу за растениями, разработка проектов ландшафтного дизайна и т.д. Это поможет привлечь больше клиентов и увеличить доходы.
- Участие в выставках и ярмарках. Участие в выставках и ярмарках, чтобы привлечь новых клиентов, повысить узнаваемость Вашего питомника и продвигать свою продукцию.
- Развитие партнерских отношений. Развитие партнерских отношений с другими компаниями, которые могут быть связаны с вашей отраслью, например, садоводческими центрами, агропредприятиями и т.д. Это поможет увеличить клиентскую базу и повысить доходы.
Таким образом, при использовании данных методов расширения бизнеса, еще через год Ваша прибыль может увеличится вдвое, а то и втрое. Однако, существует много рисков о которых Вам следует знать.
Подводные камни и возможные риски
- Погодные условия. Климатические изменения и неожиданные погодные условия могут негативно повлиять на рост и здоровье растений, а также на урожайность, что может снизить доходы питомника.
- Вредители и болезни. Растения могут стать жертвами различных вредителей и болезней, что может повлиять на урожайность и качество продукции.
- Конкуренция. Ваш питомник может столкнуться с конкуренцией со стороны других питомников и садоводческих центров, что может привести к снижению объемов продаж и убыткам.
- Локализация. Неправильный выбор места для расположения питомника может привести к увеличению издержек на транспортировку, обслуживание и хранение растений.
- Риски, связанные с перенасыщенностью рынка. Если рынок перенасыщен продукцией, то питомники могут столкнуться с трудностями продажи своих продуктов и уменьшением прибыли.
- Сезонность. Бизнес питомника может быть сезонным, что может привести к колебаниям доходов в течение года. В периоды между сезонами могут возникать финансовые трудности.
- Финансовые риски. Расширение бизнеса и увеличение объемов продаж может потребовать дополнительных инвестиций, что может быть связано с финансовыми рисками. Необходимо иметь хорошо продуманную финансовую стратегию и план для снижения рисков.
- Проблемы с качеством продукции. Несоответствие качества растений и продукции описанным характеристикам может привести к претензиям со стороны покупателей и клиентов, что может повлиять на репутацию и уменьшить объемы продаж.
Итого
Заниматься питомником для плодовых деревьев и ягодных кустарников, конечно, стоит, если у вас есть страсть к растениям и желание работать на свежем воздухе, быть ближе природе. Данный вид заработка может быть прибыльным и интересным, однако вряд ли станет основным источником дохода.
Чтобы быть успешным в этой сфере, необходимо иметь и опыт в работе с деревьями и кустарниками, а также уметь управлять рисками и развивать бизнес. Важно также учитывать конкуренцию на рынке и находить способы привлечения клиентов.
В целом, питомник деревьев и кустарников может быть прекрасным выбором для тех, кто увлечен растениями и любит трудиться. Если Вы готовы к этому, то почему бы и нет?
Александра Костенко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса