Эта статья содержит спойлеры к Final Fantasy VII и Final Fantasy VII Rebirth.
В середине игры Final Fantasy VII 1997 года Клауд Страйф поднимается по небольшой лестнице и обнаруживает свою спутницу, Аэрит, стоящей на коленях на небольшой платформе. Она заперта в молитве, а через окна вокруг нее льется священный свет. Этот безмятежный момент сменяется шокирующей трагедией. Аэрит смотрит на Клауда и спокойно улыбается, а затем камера проносится над ее головой. Из света над ней вырывается черная тень - это злодей Сефирот с массивным мечом наперевес. Прежде чем Клауд успевает осознать происходящее, Сефирот вонзает свой меч в спину Аэрит, убивая ее.
Ее тело замирает, а Сефирот вытаскивает свой клинок. Нет долгого прощания. Нет закрытия. Аэрит умирает.
Это момент, который травмировал целое поколение геймеров. Сколько бы раз вы ни играли в Final Fantasy VII, результат не меняется. И Клауд, и управляющий им игрок чувствуют, что подвели своего самого ценного члена партии, целителя, который на протяжении всего приключения героически защищал всех. Это жестокий поворот судьбы, который заставляет убитого горем Клауда задуматься, мог ли он сделать хоть что-нибудь, чтобы спасти ее. Может быть, если бы он появился на секунду раньше, она была бы жива.
Вместо того чтобы танцевать вокруг этого момента, Final Fantasy VII Rebirth делает эту драматическую иронию центром своего сюжета. Сиквел ремейка использует надвигающуюся судьбу Аэрит как топливо для эмоциональной, управляемой персонажами истории о героях, преодолевающих сомнения в себе, чтобы бороться за лучшее будущее. Этот подход сопровождается серьезным - и очень полярным - изменением оригинальной концовки. Хотя это наверняка разозлит некоторых пуристов, грандиозный финал - это именно то вознаграждение, которого требовала подрывная история Rebirth.
Будущее без судьбы
Уже с первой главы Final Fantasy VII Rebirth становится ясно, что сиквел полностью построен вокруг известной судьбы Аэрит. Это становится ясно с самого начала. В шокирующей первой главе Зак Фэйр, чудом спасшийся после гибели в Crisis Core, пытается спасти Клауда и банду из-под стражи Шинры. Операция идет наперекосяк, когда вертолет терпит крушение. Зак вытаскивает Аэрит из-под обломков и держит ее на руках, пока ее тело замирает, как это было в оригинальной Final Fantasy VII. На мгновение кажется, что Аэрит снова мертва.
А потом - удар хлыстом.
Внезапно мы снова оказываемся в компании Клауда и его друзей, включая вполне живую Аэрит, которые продолжают свой путь, чтобы остановить Сефирота. Все идут как ни в чем не бывало. Это безумный момент, и Rebirth не торопится его продолжить. На протяжении длительного отрезка сюжета игроки остаются в неведении. Где Зак? Мы имеем дело с альтернативными вселенными? Неужели Аэрит мертва? Эти вопросы висят над бодрым приключением мучительно долго, а ответы на них можно получить через несколько загадочных промежуточных сцен.
Этот момент создает напряжение, которое сохраняется на протяжении всего приключения. С самого начала надвигающаяся смерть Аэрит ощущается как реальная угроза. Даже если партия успешно уничтожила концепцию судьбы в Final Fantasy VII Remake, это не значит, что Аэрит в безопасности. Трагедия все еще может разразиться в любой момент. Но в то же время еще не поздно спасти ее. Несмотря на то, что это самый известный спойлер в истории видеоигр, Rebirth успешно превращает судьбу Аэрит в полную загадку.
Эта динамика является ключом к пониманию того, как Rebirth в итоге переиначивает самую запоминающуюся игровую последовательность. Если отбросить все эти странные махинации с временной шкалой, то можно обнаружить, что Rebirth рассказывает приземленную, человеческую историю о персонажах, которые искренне верят в то, что их будущее невозможно исправить. Несмотря на окончательное обретение свободы воли в конце Remake, каждый член команды стал своим злейшим врагом. Клауд убежден, что он обязательно станет таким же, как Сефирот, и на протяжении всей истории с любой теплотой относится к нему с черствым безразличием. Баррет боится, что его чрезмерная опека над дочерью, Марлин, задушит ее. Каждый человек переживает горе или травму в той или иной форме, и все они посеяли в их головах семена сомнения в себе.
В Remake команда должна была преодолеть богоподобное проявление судьбы, чтобы вернуть себе свободу воли. В Rebirth им придется победить гораздо более жестоких врагов - самих себя. Это не борьба за укрощение личной тревоги: на кону - спина Аэрит.
Призыв к действию
На пути к Городу Древних Rebirth выжидает, чтобы полностью раскрыть свою тематику, до ключевой сцены с Заком. В середине истории мы, наконец, получаем более четкое представление о том, что происходит в его отступлениях. Зак попадает в некую альтернативную временную линию, отличную от того мира, который мы знаем. Там жители Мидгара сталкиваются с надвигающимся апокалипсисом, о приходе которого сигнализирует расколотое небо. Если для того, чтобы понять это, требуется некоторое время, то это потому, что это трудно понять по окружающим Зака людям. Все в Мидгаре почти не признают сложившейся ситуации и не выглядят особенно заинтересованными в спасении. Они смирились со своей участью.
Зака это не устраивает. В короткой речи он выражает свое недовольство тем, что все так легко сдались. В этот момент он становится идеальной противоположностью Клауду. Если наш светловолосый герой задумчив и безнадежен, то Зак - ясноглазый и решительный. У него есть на то основания: он бросил вызов собственной смерти вопреки всему. Возможно, его версия Гайи не подлежит спасению. Может быть, жители Мидгара правы, считая, что они слишком малы, чтобы предотвратить апокалипсис. Но это не значит, что все должны просто смириться и позволить этому случиться.
Даже столкнувшись с невозможным, всегда стоит бороться за лучшее будущее.
Призыв Зака к действию закладывает основу для финала "Возрождения". В предпоследней главе судьба Аэрит начинает казаться все более неизбежной, поскольку мир буквально сужается. Если большую часть игры мы проходим в широких биомах, где игроки могут свободно размять ноги и исследовать окрестности, то в 13-й главе банда отправляется в Храм Древних. Это длинное и линейное подземелье, которое напоминает об ограничительном дизайне уровней в Remake, когда персонажи были обречены двигаться в одном заданном направлении. Rebirth снова вызывает чувство клаустрофобии, когда приближается танец Аэрит с судьбой. Напряжение достигает точки кипения.
Тяжелая глава окупается - не яркой схваткой с боссом, а ключевыми моментами взросления наших героев. В самом сердце храма каждый член партии проходит испытание, где его заставляют взглянуть в лицо своей неуверенности. Они видят свое прошлое: людей, которых они потеряли, свои неудачи, весь эмоциональный багаж. Это терапевтический момент, когда каждый вынужден вытаскивать якоря, удерживающие его на месте. К концу съемок возникает ощущение, что команда не стала похожа на безнадежных жителей временной линии Зака.
Отбросив самоуничижение, они наконец-то готовы к своему величайшему испытанию... даже если это означает столкновение с еще одной трагедией.
Аэрит Шредингера
Как бы близко вы ни знали оригинальную Final Fantasy VII, ничто не сможет подготовить вас к финальной главе Rebirth. Вместо того чтобы просто отправиться в Город Древних и посмотреть, как умирает Аэрит, Клауд попадает в сюрреалистическую последовательность, которая почти похожа на RPG-версию "Американца в Париже". Это сюрреалистическая, балетная последовательность, о прибытии которой двумя главами ранее возвестила постановка Loveless, эпической пьесы во вселенной Final Fantasy VII. Это не просто фансервис для тех, кто всегда хотел увидеть полностью реализованную версию пьесы; это подготовка игроков к театральному финалу.
В финале раскрывается и большая часть общего сюжета. Мы узнаем, что когда что-то отклоняется от судьбы, например Зак выживает в расстрельной команде, это создает новую временную линию. Конечный план Сефирота заключается в том, чтобы воссоединить эти раздробленные временные линии, отсекая любые переменные в его конечном поиске. Чем больше вы вчитываетесь в эту историю на чисто сюжетном уровне, тем больше дыр вы найдете.
Но концовку Rebirth не стоит воспринимать так буквально: в ней присутствует старый добрый символизм. Перед финалом Клауд и Аэрит бродят по миру Зака и устраивают что-то вроде свидания. В одном из эпизодов Клауд подходит к разным уличным торговцам и предлагает им выбрать подарок для Аэрит. Что бы он ни выбрал, торговец вместо этого предлагает ему нечто совершенно иное. Это последнее проявление его тревоги: у него не будет выбора в судьбе Аэрит.
Это последний момент самоанализа, который Клауд получает перед тем, как ему придется встретиться лицом к лицу со своим самым большим страхом. В напряженной последовательности, следующей за сном, он входит в Город Древних и застает Аэрит в знакомой позе. Она снова молится, окруженная святым светом. Все начинает происходить точно по сценарию. С неба падают черные перья, камера взмывает вверх. Черное пятно на потолке быстро обретает форму. Сефирот пикирует вниз с мечом в руке. История вот-вот повторится... и тут раздается лязг стали.
Меч Сефирота не пронзает Аэрит, его перехватывает меч Клауда Buster Sword. Десятилетия катарсиса вырвались наружу. Аэрит спасена.
Но это облегчение недолговечно. В хаотичной последовательности, напоминающей коварные "Забавные игры" Михаэля Ханеке, мы внезапно оказываемся в более знакомой временной шкале. Аэрит лежит окровавленная, больная в результате воссоединения временной линии Сефирота. Происходит столкновение миров, в котором Клауд сражается с Однокрылым Ангелом вместе с Аэрит и Заком. Они побеждают Сефирота, но это еще одна фальсификация временной линии. В итоге Сефирот покидает Возрождение победителем. Зак отправляется обратно в свой мир, Аэрит лежит мертвая, а убитый горем Клауд, похоже, остается разрываться между мирами, видя то умирающее небо временной линии Зака, то призрак Аэрит.
Это очень много.
Что все это значит?
Как и полярная концовка "Ремейка", эта последовательность наверняка вызовет недовольство пуристов Final Fantasy VII. Вполне оправданно критическое прочтение может оставить недовольство "мультивселенной", которая смягчает величайшую трагедию игры. Square Enix не жалеет об убийстве Аэрит, но дает игрокам возможность прояснить ситуацию с ее смертью в 1997 году. В Rebirth Аэрит не только съела свой торт, но и создала "Аэрит Шредингера": Она и спасена, и убита, и жива, и мертва. Есть даже проблеск надежды, что в третьей части ее можно будет спасти навсегда, отменив воссоединение с Сефиротом.
Хотя для фанатов это может быть эмоционально сложным финалом, "Возрождение" не могло закончиться иначе.
Псевдосмерть Аэрит создает многослойное завершение коллективной дуги партии, богатое нюансами. Да, Rebirth - это история о героях, преодолевающих неуверенность в себе и понимающих, что они сами хозяева своей судьбы, но она также реалистична в своем оптимизме. Даже если у вас есть возможность что-то изменить, это не значит, что вы всегда можете это сделать. Роковое путешествие Аэрит в Город Древних - это что-то вроде самоубийства. Это давняя теория фанатов, которая стала более явной в "Возрождении", когда Аэрит из временной линии Зака говорит Клауду, что она умрет. Как и в случае со смертью Зака в Crisis Core, она знает, что может пожертвовать собой, чтобы остановить Сефирота в долгосрочной перспективе. Это ее выбор, а не Клауда.
У нас не всегда есть возможность спасти тех, кого мы любим. Мы можем стараться изо всех сил присматривать за ними, так же как Баррет беспокоится, что он навязчиво делает это для Марлин, но нет способа полностью защитить кого-то в этом неизвестном жизненном пути. Это может расстраивать. Когда я вспоминаю друзей, которых потерял, у меня все еще бывают моменты, когда я корил себя. После того как несколько лет назад один из моих друзей попал в аварию, я часто думаю о том, могла ли я предотвратить это, пригласив их потусоваться в тот день. Может быть, это отвлекло бы их от перекрестка, где его сбила машина. Это полная фантазия, но она все еще преследует меня время от времени. За последние несколько лет мне пришлось справиться с этим горем и не позволять случайной неизбежности смерти останавливать меня в борьбе за своих близких.
В финале "Возрождения" Клауд проходит похожий путь, но в более сверхъестественном масштабе. Момент, когда он временно спасает Аэрит, - это не физическая, а ментальная победа. В этот момент Клауд полностью преодолевает свое саморазрушительное отношение к судьбе. На краткий миг он видит, что не способен быть героем. У него есть сила и решимость, чтобы спасти Аэрит. В конечном итоге этого не происходит, но это не его вина и не судьба. Жизнь складывается иначе.
Сопереживательная красота подрывной концовки Final Fantasy VII Rebirth заключается в том, что она позволяет Клауду принять смерть Аэрит не как личную неудачу. Он сделал все возможное, чтобы спасти ее, преодолел собственный нигилизм, чтобы защитить любимого человека. Это героический поступок, который заслуживает похвалы, даже если он не предотвратил ее убийство. Жизнь продолжается и после трагедии; нельзя просто перестать бороться.
В конце приключения в убитом горем Клауде вновь вспыхивает решимость. Он переродился. Он как никогда полон решимости победить Сефирота, даже если его будет преследовать Аэрит. Он не станет уподобляться унылым жителям Мидгара, ожидающим неизбежного апокалипсиса, который сотребит их всех с лица земли. Клауд будет бороться за лучшее будущее и людей, которых он любит, до последнего вздоха, даже если шансы покажутся ему невыполнимыми. Он знает, что способен на это; он видел, как его клинок меняет историю, достаточно долго, чтобы понять, что у него есть сила.
Жизнь не определяется нашими прошлыми трудностями. Важно то, как вы поднимаетесь, чтобы принять следующий вызов.
Final Fantasy VII Rebirth уже вышла на PlayStation 5.
Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь, чтобы не пропустить еще много полезных статей!
Также вы можете почитать меня здесь:
- Telegram: https://t.me/gergenshin
- яндекс Дзен: https://dzen.ru/gergen
- официальный сайт: https://www-genshin.ru