Найти тему
"Липецкая газета"

Первый земский учитель узнал о лучшем селе России из Интернета

«Здесь так хорошо, как бывает только дома», говорит Александр Кошевец почти четыре года спустя после обретения нового места жительства и работы
«Здесь так хорошо, как бывает только дома», говорит Александр Кошевец почти четыре года спустя после обретения нового места жительства и работы

С детьми он говорит на английском. Даже песню «Я русский» ребята с учителем поют с припевом на английском языке: пусть весь мир знает, что русские гордятся своей принадлежностью к великому народу.

Есть своя закономерность в том, что первый педагог в Липецкой области, победивший в конкурсе федеральной программы по поддержке сельских учителей, приехал именно в добровскую Преображеновку, о которой узнал когда-то из Интернета.

Современный, продвинутый, очень располагающий к себе, Александр Кошевец обошёл многих претендентов на вакантную должность в преображеновской школе. И стал не только первым, но и единственным в 2020 году земским учителем в регионе. Тогда программа только набирала обороты. Сегодня в районах области живут и трудятся уже 9 земских учителей.

Запастись кадрами

Впервые о запуске федеральной программы «Земский учитель» Президент России Владимир Путин заявил пять лет назад, в феврале 2019-го. Цель этой инициативы — сместить фокус внимания с мегаполисов на сельскую школу, привлечь педагогов в малые города и веси страны. И бонус в миллион рублей стал весомым аргументом для переезда учителей в российскую глубинку — поселения, где численность населения не превышает 50 тысяч человек.

Не надо думать, что речь идёт о «депрессивных» населённых пунктах, где затраты на поддержание школ заведомо не оправданы. Программа позволяет «запастись» кадрами там, где хотят и могут создать достойные условия для жизни и работы педагогов. Школа с вакантной должностью должна обеспечить земского учителя учебной нагрузкой не менее 18 часов занятости и служебным жильём. А от претендента на неё требуется только соответствующая квалификация и готовность отработать в «программной» школе не менее 5 лет.

В итоге довольны все: школа получает необходимого преподавателя, село — перспективного жителя или семью, где есть или ещё родятся дети, учитель — стабильную работу по специальности, кругленькую сумму на обустройство и крышу над головой.

Регион в целом, как отметил губернатор Липецкой области Игорь Артамонов, тоже решает свою задачу — «сделать образование эффективным для всех детей».

Не потёмкинская деревня

— Выбирали из кандидатов на должность не сами, — вспоминает Лариса Емельянова, тогда глава Преображеновского сельсовета. — В рамках федеральной программы документы претендентов рассматривает комиссия конкурса и выставляет им баллы с учётом стажа, квалификации, научных званий. А потом принимает решение о том, кто более достоин вакантной должности. Но Александр Кошевец заранее побывал у нас, ему всё понравилось, и сам он произвёл на коллектив хорошее впечатление, поэтому мы за него болели.

Да и как в Преображеновке могло не понравиться? Село — многократный победитель конкурса Минстроя России на самое благоустроенное поселение и до сих пор только прибавляет в своём развитии, прирастая новыми домами для специалистов.

  • Преображеновская школа — первая в области подала заявку на участие в программе «Земский учитель».

Школа, которую фактически возвели заново после пожара в 90-е годы прошлого века, поражает воображение. В ней светло, просторно, ярко. Оборудованы современные кабинеты — компьютерный, лингафонный, технологии, два образовательных центра «Точка роста». Есть всё необходимое для проведения уроков физики, химии, биологии, для занятий робототехникой. Прекрасно оформлены классы, конференц-зал, музей.

Съездив в Преображеновку и воочию убедившись, что это не потёмкинская деревня, а уникальное село в лесной глубинке, но с комфортными условиями жизни и современной инфраструктурой — бассейном, спортивным комплексом, шикарным пляжем, хорошими дорогами, уличным освещением, — Александр Владимирович и его семья (жена и сын, тогда старшеклассник) с нетерпением стали ждать решения конкурсной комиссии. И оно оказалось в их пользу.

Долгая дорога домой

Кстати, проблема с учителем английского в преображеновской школе возникла неспроста. Это всё-таки не ближний свет. К тому же село отделено от Большой земли двумя реками и лесами, а не так давно — ещё и неукротимыми паводками, заливавшими низководную переправу каждую весну и в большие дожди.

Только осенью 2020-го через реку Воронеж на подъезде к селу построили высокий мост. Так что ранее, несмотря на широкую известность Преображеновки, «заманить» сюда хорошего преподавателя иностранного языка на постоянное жительство не получалось. Осложнила ситуацию и эпидемия.

Однако глава села и руководство школы продолжали искать нужного педагога. И когда появилась программа «Земский учитель», не мешкая подали заявку. Откликнулись 9 человек, что свидетельствует об эффективности президентской инициативы для сельских школ. То есть не было-не было учителя — и вдруг сразу 9 (!).

Откуда же «взялся» Александр Кошевец и что подвигло его вместе с семьёй искать новое пристанище и работу? Тут всё просто — они переселенцы из Казахстана, а их предки — выходцы из наших чернозёмных краёв, не по своей воле оказавшиеся на чужбине в приснопамятные годы.

— Но пришло время возвращаться домой. Съездили несколько раз в гости к родственникам в Елецкий район. И так потянуло в Россию, что не побоялись оставить всё нажитое, и в сентябре 2018-го вступили в государственную программу возвращения соотечественников в РФ. А через год уже окончательно переселились в Липецкую область, к родным, — вспоминает Александр Владимирович.

Ещё год спустя долгая дорога домой привела их в Преображеновку.

Сказка вокруг

«Это такой уникальный пример, каким должен быть район», — сказал о Добровском муниципалитете Игорь Артамонов на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.

Ну а если говорить о том, каким должно быть село, — так это наверняка Преображеновка, о которой земский учитель Александр Кошевец узнал из Интернета. И думать не смел, что когда-нибудь будет здесь жить и учить ребят английскому языку.

Почему английский? Оказывается, хоть сам Александр Владимирович родом из райцентра (Осакаровка Карагандинской области), но в школе, где он учился, преподавателя английского тоже не было. Даже учителю географии приходилось вести у них уроки иностранного. И когда наконец появился настоящий специалист, Александр поразился: вот как можно знать язык! И увлёкся.

Педагогический же институт был ему на роду написан: отец, старший брат, дяди, тёти — все учителя. Но поступить в вуз на бюджетное место после окончания школы в 1997 году юноше не удалось.

— И отец отправил меня в «ссылку», — смеётся Александр Владимирович, — в самую дальнюю деревню района, где я начинал свою педагогическую «карьеру». Там даже свет включали раз в несколько дней на пару часов. При керосиновой лампе готовился и к урокам в школе, и к поступлению в институт.

Потом он окончил Карагандинский университет и 20 лет проработал в своей родной школе в Осакаровке. И хоть дорос до замдиректора, руководящие должности не любил. Живой язык, общение с детьми, новые методики преподавания, интересные проекты — вот это его. И в преображеновской школе он работает именно в таком формате: сотрудничества, сотворчества, живого диалога с учениками и взрослыми.

С детьми он говорит на английском, ставит с ними сценки, организует конкурсы, играет, поёт — и все друг друга понимают. Даже песню Ярослава Дронова «Я русский» ребята с учителем поют с припевом на английском языке: пусть весь мир знает, что русские гордятся своей принадлежностью к великому народу.

Ученики от Александра Владимировича в восторге, многие уже сносно владеют английским. Он получил признание на районном и областном уровне, в 2022-м стал «Учителем года Липецкой области». Награждён Почётной грамотой Правительства Российской Федерации.

Но лучшая для него награда — это Преображеновка, где семье предоставили коттедж со всеми удобствами на новой улице. Единовременная выплата в миллион рублей пригодилась для обустройства дома и усадьбы. Кстати, сын Александра Кошевца пошёл по его стопам: учится в Липецком педуниверситете на учителя иностранного языка. А на вопросы журналистов, уедут ли они из села по истечении пяти лет, Александр Кошевец недоумевает:

— Зачем? Техническое оснащение школы выше, чем в любой городской, в классах не более 10 учеников, что позволяет работать с каждым, а это для преподавания иностранного языка очень важно. Люди здесь добрые, отзывчивые, коллектив дружный, целеустремлённый, экология замечательная. Здесь у нас дом, сад разбили. Где ещё можно жить и работать в такой прекрасной обстановке, когда вокруг — сказка, чистый воздух и тишина, а за окном рабочего кабинета — живописный вековой лес...

  • Программа «Земский учитель», первоначально принятая на 5 лет, по решению Президента России продлена до 2030-го.