Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Не могу сказать «Прощай» (СССР, 1982), "Виринея" (СССР, 1969), "Евдокия" (СССР, 1961): "за" и "против"

Виринея. СССР, 1969. Режиссер Владимир Фетин. Сценарист Альбина Шульгина (по одноименной повести Л. Сейфуллиной). Актеры: Людмила Чурсина, Анатолий Папанов, Вячеслав Невинный, Валентина Владимирова, Надежда Федосова, Вячеслав Шалевич, Евгений Леонов, Олег Борисов, Станислав Чекан, Алексей Грибов и др. 34,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Владимир Фетин (1925–1981) за свою карьеру поставил чуть больше десятка фильмов разных жанров, четыре из которых вошли в тысячу самых популярных у зрителей советских лент («Полосатый рейс», «Донская повесть», «Виринея», «Сладкая женщина»).

Действие мелодрамы «Виринея» разворачивается в эпоху гражданской войны и в 1920-е годы… Главная героиня фильма – деревенская красавица Виринея (Людмила Чурсина), на долю которой выпало жить в это жестокое время…

В год выхода «Виринеи» на советский экран кинокритик Василий Сухаревич (1912–1983) с пафосом писал, что «это один из первых живых и нетленных образов советской литературы, в котором с большой глубиной, ясностью и силой отражена судьба русской женщины в революции. … Трагическая, полная волнующего смысла этой женщины достигла высокой силы обобщения благодаря безупречному мастерству, ясному стилю и глубине мысли, отличающими все эту хорошую картину» (Сухаревич, 1969: 7–8).

Мнения сегодняшних кинозрителей об этом фильме в основном тоже весьма позитивные:

«Эх–эх. Ну, неужели таких фильмов больше не будет никогда? Как будто в жизнь деревни этой окунаешься с первых же кадров и потом не сразу в действительность возвращаешься. Так виртуозно перемешать трагическое и смешное – это как же нужно любить зрителя, как же нужно бережно относиться к тому, что создаешь!» (Иренка).

«Фильм интересный, одна из вершин творчества Чурсиной и, наряду с "Донской повестью", лучшая совместная работа Чурсиной с режиссером Владимиром Фетиным, их последующие работы были слабее. Пожалуй, кое в чем фильм превзошел саму повесть. Там Виринея погибает иначе, почти случайно, во время драки с белоказаками упала, ударилась головой о железную скобу. Здесь сцена ее гибели получилась более драматичной» (Б. Нежданов).

«Виринея – отличный фильм. Чурсина сыграла одну из своих лучших ролей. Как этот фильм попустили в советское время непонятно. Мне даже в детстве это было удивительно. Актёрский состав – безукоризнен» (Викторешек).

«Потрясающий фильм. Непонятно почему показываемый редко. Самая моя любимая роль Чурсиной. Просто аж дух захватывает от её Виринеи. Ну, и нельзя здесь никак пройти мимо создателя этого фильма: Владимира Фетина. Особый почерк. Ни на кого не похожий» (Марина).

«Чурсина сыграла здесь одну из лучших своих ролей, она очень хорошая актриса, талантливая» (Ирина).

Киновед Александр Федоров

-2

Не могу сказать «Прощай». СССР, 1982. Режиссер Борис Дуров. Сценарист Лилия Неменова. Актеры: Сергей Варчук, Анастасия Иванова, Татьяна Паркина, Софья Павлова, Александр Коршунов, Владимир Антоник и др. 34,6 млн. за первый год демонстрации.

Борис Дуров (1937–2007) – режиссер самого кассового советского фильма «Пираты XX века» – порадовал зрителей и еще несколькими хитами. Всего на его счету 16 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Пираты XX века», «Не могу сказать «Прощай», «Повесть о чекисте») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Лида познакомилась с Сергеем, но вскоре он женился на другой… Все бы ничего, да из-за несчастного случая Сергей становится инвалидом…

Если «Пиратов…» смотрели (часто по нескольку раз) молодые мужчины и школьники, то аудитория второго хита Бориса Дурова – мелодрамы «Не могу сказать «Прощай» – разумеется, была преимущественно женской…

В год выхода этого фильма кинопресса встретила его с пониманием причин его массового успеха, так «речь идет о сердечности картины. Об искренности авторской интонации. О том, что ни сценарист, ни режиссер, ни исполнители главных ролей не стесняются открытости, яркости, поистине «половодья» чувств и страстей. Быть может, фильм и не претендует на то, чтобы войти навеки в число заветных творений искусства, но уж весомостью любовной темы он отмечен сполна» (Макаров, 1982: 6). Вместе с тем рецензент «Советского экрана» посетовал на то, что мелодрама бы только выиграла, «если бы не были так конфетно, так рекламно модны ее герои – в сущности, самые обыкновенные трудовые ребята и девушки. Ели бы героиня в тугих джинсиках и «фирменной» ковбоечке не походила больше на балованную владелицу «Жигулей», нежели на шофершу промасленного соляркой провонявшего МАЗа. Если бы родительская изба… не вызывала бы своим интерьером навязчивые ассоциации с журнальными проспектами загородного коттеджа»

О популярности этого фильма у российских зрителей XXI века говорят сухие цифры: на портале кинотеатр.ру у этого фильма 3770 (!) комментариев, при этом в основном – восторженных:

«Обожаю этот фильм! Готова смотреть его снова и снова! Самый добрый, романтичный, лучший фильм о любви, который я когда–либо смотрела! Большое спасибо за него!» (Елена).

«Фильм вышел на экраны, когда я была еще школьницей. Прошло много лет, но каждый раз смотрю его снова и снова, и заново переживаю с героями все события, и иногда до слез» (Ольга).

«Впервые я его увидела, когда мне было тогда лет 10. Еще тогда осталась под сильным впечатлением. … это ощущение не покидало меня. Недавно заказала диск с этим фильмом. Может быть, это и лишнее, но теперь смотрю этот фильм каждый день. Столько эмоций, столько чувств, любви, преданности не видела ни в одном фильме. Ощущения от просмотра фильма непередаваемые. Нельзя высказать словами эмоции, наполнявшие все нутро, можно только ощутить при просмотре киноленты. Спасибо, что есть такой фильм. Огромное человеческое спасибо» (Л. Локманова).

Киновед Александр Федоров

-3

Евдокия. СССР, 1961. Режиссер Татьяна Лиознова. Сценарист Вера Панова. Актеры: Людмила Хитяева, Николай Лебедев, Люба Басова, Ольга Наровчатова, Алевтина Румянцева, Юра Ахмадулин, Евгений Ануфриев, Александр Барсов, Владимир Ивашов, Наталья Защипина и др. 34,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер легендарных «Семнадцати мгновений весны» – Татьяна Лиознова (1924–2011) начинала свой творческий путь с мелодрам. И снискавшая зрительскую любовь «Евдокия» – одна из них. Всего Т. Лиознова поставила 9 фильмов, пять из которых (и это не считая легендарных «Семнадцати мгновений весны») – «Евдокия», «Рано утром», «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» – вошли в число самых кассовых советских кинолент.

Советская кинопресса отнеслась к мелодраме «Евдокия» в целом позитивно.

К примеру, кинокритик В. Сухаревич (1912-1983) на страницах журнала «Искусство кино» писал, что «Евдокия» — киноповесть бытовая, в лучшем смысле этого слова, житейски достоверная. Я не сомневаюсь в том, что она очень нужна людям, очень современна, хотя и начинается «издалека». Повествует она об очень дорогих и близких нам людях. И говорить о ее достоинствах и недостатках надо, всходя из законов, которые авторы сами себе поставили, не забывая об огромной важности и ценности кинокартин такого жанра. … Многое в фильме сделано с подлинным знанием жизни, казалось бы, просто, но с той глубиной, которая позволяет по-настоящему вникнуть в человеческую суть характеров. … В повести были горячие страсти, тягостные переживания, горькие утраты и трудные победы. В фильме все это поутихло, обрело рассудительное спокойствие, благообразие, как будто решили хороших людей оградить от дурных поступков и от внезапных бед... Вот почему мне кажется, что некоторая монотонность и тот оттенок «жития» вместо жизни, который иногда ощущается в этом правдивом и жизненно достоверном фильме, порождены боязнью перед освещением действительности как она есть, со всеми ее радостями и печалями, победами и поражениями. Нет, не может быть жизнеописания в киноискусстве без сложных и острых кульминаций, которые мы обязательно должны увидеть и почувствовать. Переломом в жизни Чернышевых была гибельная страсть Евдокии, страшным испытанием для Евдокима явилась возможность потерять жену. Воображение подсказало ему всю тяжесть этой утраты. И пусть бы это воображение оказалось пылким, огненным и проявилось как необузданный гнев. А в фильме мы увидели умилительное всепрощение. Так, если идти шаг за шагом по следам героев повести, можно без труда обнаружить, что в фильме освобождение героев от всего резко очерченного, неожиданного, даже дурного, но с большим трудом побежденного лишает их жизнеописание тех узлов,, тех ударных моментов, в которые наиболее ярко раскрывается характер человека. Так невольно появляется оттенок умилительности, деловая правдивая биография порой подменяет историю духовной жизни героев. История Чернышевых — в своем роде редкостная. Она могла бы стать «педагогической поэмой», если бы в ней ярче проявился духовный смысл происходящих событий, если бы люди открылись не только в ровном, последовательном развитии характеров, не осложненном взрывами и взлетами чувств, а в бурном и многообразном течении жизни, которое неизбежно приносит человеку и нравственные потрясения и душевные подъемы» (Сухаревич, 1961: 113-115).

И сегодня аудитория, в основном – женская продолжает с удовольствием смотреть «Евдокию»:

«Очень люблю этот фильм, как, собственно, и все фильмы, снятые по произведениям В.Пановой ("Сережа", "На всю оставшуюся жизнь"). Очень хорошая книга и по ней снят отличный душевный фильм» (Инес).

«Нежно люблю этот фильм... Трепетный, жизненный, добрый. Людмила Хитяева в роли простой Евдокии бесподобна! Картину можно смотреть много–много раз и умиляться тому, что есть где то такой Евдоким и такая Евдокия» (Анастасия)

«Фильм "Евдокия" в первый раз я смотрела в детстве. Понравился. Затем на протяжении жизни видела еще несколько раз. Сейчас в моей фильмотеке "Евдокия" – как самый для меня дорогой и желанный подарок. Часто смотрю, каждый раз вместе с героями проживаю жизнь, вместе с Евдокией плачу и вместе с ней радуюсь. Великолепная работа Лебедева – всенародно любимого Евдокима и нашей любимой Людмилы Хитяевой. Все актеры хорошие и, похоже, что все они с удовольствием создавали этот фильм» (Ирина).

«Фильм очень люблю. Вроде ровный спокойный сюжет, день за днем, … мягко смотрится, и характеры у главных героев одинаковые, добрые, душевные, щедрые. Хитяева и Лебедев сыграли роли так, что понимаешь, что они очень любят друг друга, хотя начало их семьи происходило так же спокойно без бурных страстей. Я воспринимаю этот фильм как фильм о любви и только о любви. А экранизация всех произведений Веры Пановой считаю удачей для нашего кинематографа, люблю ее не меньше, полное собрание ее сочинений прочитала рано, потому что они были в библиотеке родителей» (Любовь).

«Опять прекрасный творческий тандем двух мастеров – Т. Лиозновой и В. Пановой! Спокойное негромкое повествование о жизни уникальной семьи, которое уже столько лет не оставляет зрителей равнодушными. Чем это достигается, не пойму. Как режиссёр и актёры умеют выудить из нас чувство настоящего восхищения и уважения к своим героям, почему мы снова и снова смотрим такие фильмы?» (Тереза).

Киновед Александр Федоров