В предыдущих статьях мы выяснили, что индивидуализированное человеческое сознание (душа) оформляется и развивается в процессе жизни плотно материального тела. Впечатления приходят в сознание-душу и трансформируют ее. Приходят они в соответствии с законами физического плотно-материального мира, законами физиологии человеческого организма. Далее: есть ещё закономерности человеческого языка, речи, закономерности математики, закономерности социума, социальной жизни, закономерности психологической жизни человека в социуме, закономерности психосоматики.
Далее: в человеческой жизни есть ещё интуиции, откровения свыше, моменты прозрения и просветления, общения с духами и духовным Абсолютом.
Очевидно, что в жизни динозавров работали в основном законы материальной действительности. Психика динозавров, в основном, следовала-откликалась на стимулы, раздражители внешнего материального мира. Морфогенетические поля, которые управляли жизнью динозавров можно считать их душевной составляющей. Скажем так: физическая и душевная составляющая динозавров находилась полностью во власти автоматизмов природы. Эволюция динозавров шла очень и очень медленно.
Но вот появляется человек. Зарождается самосознание. Появляется культура, речь, религия, осознание потребностей, сознательная воля.
В своей социальной, психической жизни человек начинает замечать, что у него есть выбор действий, он может планировать.
Появляется иерархия важности, неотложности действий и поступков.
Появляется понимание того, что можно удерживать себя от одних действий и заставлять себя совершать другие действия.
Появляется понимание того, что в жизни человека периодически происходят ситуации практически равноценного выбора. И в этих точках практически равноценного выбора сам этот выбор происходит либо случайно, либо с небольшим усилием воли, размышлений, действий.
С улучшением экономического благополучия, с развитием науки, техники, культуры, медицины, с улучшением доступа к информации, человек начинает все больше сталкиваться с точками разветвления своей жизни. Все больше в жизни человека появляется не то что точек, а отрезков, протяженностей бифуркации, сингулярности. В этих точках, или уже отрезках и протяженностях, человек может выбирать направления развития, реализации своей жизни и даже работы своего сознания.
Теперь на жизнь человека влияют уже не только физические, биологические и экономические факторы, автоматизмы природы, но и новые культурные факторы.
Самоосознавание и самоосознанность приходят к своей собственной самоорганизации.
Сознание-душу организуют, выстраивают, уже не только биологические и социальные автоматизмы, но и накопившаяся история этого самого сознания-души. Индивидуализированная душа, индивидуализированное сознание уже исходят из накопленной собственной структурной сложности, собственного опыта и опыта общечеловеческой истории и культуры.
Самосознание начинает быть все более саморазличающим.
Оно научается различать в себе все более тонкие отличия в своих переживаниях, в самоощущениях.
Повышается чувствительность, утонченность и уточненность в фокусе внимания и восприятия.
Начинаются процессы все более тонкой самоорганизации на основе все более тонкого и чуткого различения в опыте.
Теперь душа, как полевая форма вещества и материи микромира, становится все более самоорганизующейся. Она начинает саморегуляцию собственных психических процессов, приходит к саморегуляции дыхания своего тела из плотно-материального мира. Эта душа-самоосознание начинает регулировать позу тела, психосоматику.
Возможно, что однажды, индивидуализированная душа начнет управлять своим телом, физиологией, своей материальной средой, создавая силой воли, воображения любое тело себе, любую среду, любые вещи и объекты.
Когда Христос воскрес в теле, то Его тело уже не подчинялось законам материальной природы. Хотя и до Воскресения и до Преображения оно было отличным в чем-то от нашего. Но после Преображения и Воскрешения перешло на совершенно новый уровень.
В буддийской традиции утверждается, что кто-то из просветлённых превращался в радугу, в свет, и переходил таким образом в новое состояние. Там он сливался с нирваной и уже после этого ничего не улучшал, т.е., уже ничего не улучшает. Реки сами собою текут, и сами собой цветут дикие травы.
Для такого Будды начинается состояние тождества нирваны и самсары, их неслиянности, неразлучности и неизменности. Нирвана становится как бы точкой центра самсары. В этой точке равновесия, пустотности, сингулярности все эмоции и переживания приходят в полную гармонию.
В даосизме утверждается, что когда совершенно-мудрый постигает дао и сливается с ним, то наступает состояние У-Вэй - недеяния, непринуждённости, безустановочности, беспредпосылочности, самоестественности и разомкнутости.
"Время идет,
Но это ни тебя, ни меня не тревожит.
Странствуя по свету, ни от кого
Не встречая препятствий,
Я чувствую весенний ветерок,
Когда играю на флейте в таверне."
Ху Цзинцзы.