Найти в Дзене

Взгляд французского логопеда на речевую динамику Светы за полгода

Оглавление

Со Светой мы начали работать год назад, в марте 2023 года. Тогда ей было 2,5 г. Она уже успела встретиться к тому времени с французским логопедом, к которому они ходили частным образом. Он пытался вызывать звуки речи через подражание. В тот момент этот приём не сработал. Мама нашла альтернативный подход на моем канале - механическое вызывание звуков и формирование понимания речи через жестовые реакции. Дело у нас со Светой пошло довольно быстро. Через месяц-полтора в речи девочки уже было много произвольных звуков, слогов и даже появились короткие слова.

Светочка в русском национальном костюме. В Париже тоже отмечается Масленица и Света участвовала в празднике.
Светочка в русском национальном костюме. В Париже тоже отмечается Масленица и Света участвовала в празднике.

В три года во Франции ребёнок с речевыми проблемами может начать посещать государственного логопеда. В сентябре 2023 г. Света стала ходить в Центр развития и заниматься с государственным логопедом по-французски. Так как к осени у Светы в речи уже появилась короткая фраза, то больших трудностей с организацией занятий у специалиста не возникло. Девочка хорошо включалась в предложенную программу работы, её всё время хвалили.

Спустя полгода занятий моя французская коллега провела плановое обследование речи и составила своё заключение. Оно описательное, т. к. во Франции диагноз ставится после 5 лет.

Предлагаю вам художественный перевод этого обследования, который сделала мама Светы.

Конечно, я его обработала и немного приблизила к российским реалиям, но всю суть сохранила неизменной. Думаю, коллегам из России это будет интересно.

Как составляется речевое заключение во Франции.

Поведение, речевые предпосылки и невербальная коммуникация

Светлана активно коммуницирует, с радостью готова взаимодействовать. Систематически подходит к маме, садится к ней на колени, или просит ее выполнить задание вместо нее. Она хорошо усвоила принцип постоянства объекта. В настоящее время идет усвоение навыка очередности: Светлане сложно притормозить свой порыв и дать другому человеку возможность говорить или играть, когда пришла его очередь. Совместное внимание возможно, но пока на довольно короткое время. Она может привлечь внимание взрослого к чему-либо и обратить свое внимание на предмет или игру, которые ей предлагает взрослый. Девочка может сосредоточиться в одиночку на деятельности, которая ей интересна ( рисунок, пазлы).

Игра

Светлана всегда живо интересуется играми, которые ей предлагают. Она любит пазлы, рисование, настольные игры. Ей также интересны фигурки зверей, сказочных персонажей и конструктор. Она любит расставлять фигурки, но потом ей трудно включиться в сценарий игры, который ей предлагают. Света может играть понарошку, но с опорой на то, что ей показывает логопед, зеркалит его действия. Сюжетной игры пока нет.

Вербальная коммуникация

Светлана очень хорошо владеет вербальной коммуникацией. Она говорит громко, хотя иногда и непонятно, тогда ее речь "переводит" мама и оказывается, что она всегда соответствует контексту. Светлана изъясняется фразами, построенным в телеграфном стиле, в основном с использованием французских слов, но иногда проскакивают и русские слова.

Моя ремарка обратная: в беседе со мной использует русский язык, иногда вставляя французские слова.

Иногда она может немного зацикливаться на каком-нибудь слове или фразе и все время их повторяет, у нее не получается затормозиться, чтобы сказать что-то еще (например, "партнер", "рядом", "машина", "здесь нет").

Звуковой строй неполный: нет звуков [ш-ж], не очень четко звучат носовые гласные.

Моя ремарка: в русском языке нет носовых гласных, поэтому и нет проблем с их произношением. Французский грассированный "Р" у Светы есть, а русского аналога этого звука нет. Но французского логопеда это, безусловно, не тревожит.

Также наблюдаются следующие серьезные фонологические проблемы.

Ремарка мамы: тут я русскими буквами постараюсь передать звучание французских слов. Замещения: "тать" вместо "табль", "калар" вместо "канар", "зед" вместо "зебр", "бобо" вместо "робот", "балать" вместо "банан", "пуршет" вместо "фуршет"; упрощения: "кео" вместо "крейон", "гулють" вместо "гренуй"

В речи встречаются аграмматизмы. Светлана составляет слова в предложения, но грамматических морфем еще нет, она не спрягает глаголы и не склоняет существительные.

Понимание речи

В целом Светлана понимает инструкции и правила игры. Однако, при тестировании, когда нужно что-то показать, она может затрудняться из-за излишней импульсивности и недостаточной гибкости. Не нужно также забывать, что она растет и развивается в двуязычной среде, что также влияет на понимание ею речи и самовыражение.

Ей непросто расшифровывать невербальные подсказки, а также эмоции других людей. Поэтому ей зачастую сложно понять ситуацию в целом (настроения и намерения героев), в частности это касается рассказов, которые мы читаем на занятиях. Понимание рассказов еще оставляет желать лучшего. Светлана понимает отдельные моменты, но не всегда улавливает связи между ними.

Отмечено хорошее развитие математических навыков, которые несколько опережают норму.

Челюстно-лицевая сфера, восприятие органов чувств

С сенсорной точки зрения у Светланы была тактильная гиперчувствительность, но сейчас она практически компенсировалась. С едой проблем нет.

Существуют проблемы с координацией челюстно-лицевых мышц. Светлана может открыть рот и высунуть язык, но других движений добиться сложно. После множества попыток она может вытянуть губы для поцелуя, подуть. Щелкание языком очень приблизительное, но все же у нее получается. Но пока еще не разделяются движения губ и языка (язык щелкает и одновременно смыкаются губы).

Челюстно-лицевая область в целом в повышенном тонусе, малоподвижна. Светлана редко использует мимику и она не очень разнообразная.

Заключение

У Светланы наблюдаются сложности с выражением своих мыслей. Вербальное понимание сохранно, но есть проблемы с расшифровкой невербальных сигналов и эмоций и с общим пониманием. Есть также проблемы с исполнительными функциями (внимание, торможение, гибкость), а также с подвижностью челюстно-лицевой сферы. На занятиях ведется работа по всем этим направлениям, с тем чтобы помочь Светлане с развитием более богатой и функциональной речи.

Моя ремарка: развитие речи у Светы идет успешно. Она осваивает два великих языка. А с некоторыми проблемами два логопеда справятся. Успехов девочке!