Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Дело было в Пенькове" (СССР, 1958), "Любимая девушка" (СССР, 1940), "Екатерина Воронина" (1957), "Учитель танцев" (СССР, 1952) : мнения

Дело было в Пенькове. СССР, 1958. Режиссер и сценарист Станислав Ростоцкий (по повести С. Антонова). Актеры: Майя Менглет, Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина, Владимир Ратомский, Валентина Телегина, Анатолий Кубацкий, Юрий Медведев и др. 28,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Станислав Ростоцкий (1922–2001) за свою творческую карьеру поставил 11 полнометражных фильмов, многие из которых («Земля и люди», «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…», «Белый Бим – Черное ухо», «Эскадрон гусар летучих», «И на камнях растут деревья») вошли в число самых кассовых советских фильмов.

Советские кинокритики отнеслись к мелодраме «Дело было в Пенькове» неоднозначно.

Михаил Мейлах писал, что «Дело было в Пенькове» — фильм очень неровный, не только потому что одни куски получились более, а другие менее удачными. В этом фильме явственно выступили сильные и слабые стороны самой режиссерской манеры Ростоцкого — отчетливая граница пролегает между той областью, которая все еще не дается молодому режиссеру, в которой его поиски нередко остаются в пределах талантливого ученичества, и другой, где он проявляет себя вполне сложившимся наблюдательным и тонким художником. Слабость Ростоцкого ощутима в сфере раскрытия средствами драматургии динамики развивающихся характеров, их логики внутренних законов личности, без чего кинематографическое действие теряет связь, мотивированность, единство. Сила его и в передаче отдельных ситуаций, своего рода кинематографических этюдах, где все художественные элементы фильма — типаж, пластическая выразительность актерской игры, ритм сцены, детали обстановки, сливаясь воедино, вызывают живейшее ощущение самой жизни, запечатлевают поэтическую атмосферу неповторимого мгновения» (Мейлах, 1962).

В. Горелова отмечала, что «С. Ростоцкий, поставивший «Дело было в Пенькове», сделал на первый взгляд странный выбор, пригласив Тихонова
на главную роль в фильме. У Тихонова отнюдь не крестьянская,
но типично городская внешность. Внешность, которая может подойти для исполнения всяких ролей — молодых офицеров флота или армии, врачей, веселых и героических одесских матросов, только не колхозников. С этой внешностью можно сыграть даже породистого офицера царской армии из старой дворянской семьи Нащекиных в фильме «Две жизни», и сыграть так, что ни в ком подлинность созданного Тихоновым образа не вызовет сомнений. И, однако, Ростоцкий пригласил именно Тихонова на роль Матвея. … Тихонов сыграл эту роль так, что эти черты героя выступили ярко и наглядно; так, что даже его недостатки оказались проявлением его огромных достоинств, его мятущейся, ищущей, неуспокаивающейся души. … образ Матвея в исполнении Тихонова стал как бы живым свидетельством морального и душевного роста людей нашей деревни, изменения самого крестьянского типа, его психологии, всего его душевного и умственного строя. … История мук и метаний Матвея была историей острой, сложной, психологически насыщенной, история, в которой раскрылась своя тема актера — тема морального и душевного роста человека, тема мятущейся, ищущей, гневной души, души, отвергающей покой, привычность, будничное однообразие, мещанское прозябание, — тема человека–борца» (Горелова, 1964).

Кинокритики обращаются в фильму «Дело было в Пенькове» и в постсоветские времена.

К примеру, Александр Шпагин убежден, что «Дело было в Пенькове» — одна из первых режиссерских работ Станислава Ростоцкого и, наверное, первый советский фильм, где родная деревня представала в малосимпатичном, даже неприглядном свете. Главный герой — молодой, талантливый, артистичный — терпел поражение, оказывался за решеткой, но под финал все же возвращался к нелюбимой жене: основы народного мировосприятия не были потревожены.

С этой точкой зрения кинокритик Виталий Трояновский согласен лишь частично: «Среди многочисленных сельских картин «Дело было в Пенькове», снятое Станиславом Ростоцким по повести Сергея Антонова, выделялось редкой для тех лет мрачностью красок, особенно в изображении беспощадной агрессии, с какой Пеньково обрушивается на невинную Тоню Глечикову, на ее робкое, затаенное чувство. … Кажется, что эта озабоченность деревенской отсталостью и составляет главный смысл фильма. Однако победа городской культуры, или, иначе говоря, победа нового над старым имеет здесь особую подоплеку. Тоня, инициатор и идеолог всех перемен, бессильна что–либо сделать без Матвея, без его творческой энергии. … Фильм замечателен тем, что в нем вообще нет ни одной безупречной позиции. Слаба и беззащитна Тоня со своим интеллигентским просветительством, бесплодна власть с председателем, не способным организовать строительство того же клуба, с долдоном–лектором и со штатным колхозным передовиком, которого Матвей выставляет идиотом. Сам же герой мутит застойную деревенскую «воду», нарушая все запреты и нормы, вплоть до уголовных. … Движимый искренними чувствами, хоть и по своей, неправильной траектории, именно он находит лучший выход из всех изгибов и неправильностей жизни. Пусть даже этот выход оказывается воротами в тюрьму. Ведь он живет в такое время (ах, эти «оттепельные» грезы!), когда это уже не страшно» (Трояновский, 1996).

«Оттепельная» мелодрама «Дело было в Пенькове» и сегодня нравится многим зрителям XXI века:

«Талантливый, чудесный, родной наш фильм» (Раиса).

«Просто замечательный фильм. Смотрится на одном дыхании, причем не в первый раз. Все в нем сошлось и сложилось как пазл, и получилась картина, что не насмотреться. Браво всем и режиссеру и актерам. Все хороши невероятно. Особенно конечно В.Тихонов» (Лера).

«Прекрасный фильм. В русской деревне разворачиваются самые настоящие шекспировские страсти. Отличный сценарий и постановка Станислава Ростоцкого превратились в нетленный шедевр отечественного кинематографа. Можно только порадоваться за молодое поколение, которое смотрит "Дело было в Пенькове" и оценивает это кино по достоинству. Замечательно играют Тихонов, Дружинина, Менглет. … Очень смешная получилась лекция "Сны и сновидения". А сцена в которой Лариса зовёт сына Матвея по силе и трогательность цепляет не хуже "Титаника". Фильм из "Золотой коллекции советского кино"» (Андрей).

Киновед Александр Федоров

-2

Любимая девушка. СССР, 1940. Режиссер Иван Пырьев. Сценарист Павел Нилин (по собственному рассказу «Варя Лугина и её первый муж»). Актеры: Марина Ладынина, Всеволод Санаев, Леонид Кмит, Александр Зражевский, Мария Яроцкая, Фаина Раневская и др. 28,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Иван Пырьев (1901–1968) поставил 18 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Богатая невеста», «Партийный билет», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Идиот», «Белые ночи», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.

Ко времени создания фильма «Любимая девушка» зрители уже привыкли к Ивану Пырьеву как к режиссеру популярных комедий. А он неожиданно для поклонников «Трактористов» повернул здесь в сторону мелодрамы. Этот поворот, конечно же, отразился на кинопосещаемости – «Любимую девушку» посмотрело почти на десять млн. зрителей меньше. Однако успех у истории рабочего–ударника, у которого из–за ревности личная жизнь дает трещину, был весьма значительным, что говорит о востребованности мелодраматической тематики у аудитории.

Современные зрители о «Любимой девушке» вспоминают редко.

Кому–то кажется, что это «отличная мелодрама для своего времени» (Елена), но чаще встречаются такие оценки: «фильм глупый какой–то» (Хром), «скукотища и пустота» (Е.Г.), «самый плохой фильм Пырьева» (Е. Девицкая), «Смотрел этот фильм на перемотке, чтобы узнать, чем кончится, на нормальной скорости его смотреть нельзя» (Пранк).

В силу жанровых особенностей И. Пырьев не стал превращать «Любимую женщину» в лубок (как это он делал в «Трактористах», «Свинарке и пастухе» и «Кубанских казаках»), поэтому сегодня эта картина может рассматриваться в большей степени как источник более–менее достоверной информации о быте советских рабочих рубежа 1930–х – 1940–х годов.

Сам Иван Пырьев не считал «Любимую девушку» свои достижением, да и советские кинокритики обычно обходили ее стороной в различных «кратких» и «длинных» историях кинематографа…

P.S. С режиссером Иваном Пырьевым мне встречаться не довелось, а вот с Мариной Ладыниной (1908–2003) приходилось в 1980–х беседовать в Доме творчества кинематографистов Болшево. Помнится, она настойчиво советовала мне прочесть роман Питера Бенчли "Челюсти"... Я последовал ее совету и прочитал. И правильно сделал, так как потом смотрел экранизацию (в режиссере С. Спилберга) более осмысленно...

Киновед Александр Федоров

-3

Учитель танцев. СССР, 1952. Режиссеры Владимир Канцель, Татьяна Лукашевич (по пьесе Лопе де Вега). Актеры: Владимир Зельдин, Марк Перцовский, Георгий Сорокин, Борис Лесовой, Любовь Добржанская и др. 27,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Театральный режиссер Владимир Канцель (1896–1977) поставил (вместе с Т. Лукашевич) всего один фильм–спектакль «Учитель танцев».

Режиссер Татьяна Лукашевич (1905–1972) поставила 13 игровых полнометражных фильмов, семь из которых («Подкидыш», «Анна Каренина», «Учитель танцев», «Свадьба с приданым», «Аттестат зрелости», «Слепой музыкант», «Ход конем») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

«Учитель танцев» и сегодня не оставляя неравнодушными зрителей: «Наш любимый и достойный восхищения Зельдин – вдвойне, втройне гений. Здесь он умеет всё – играть, петь, танцевать, фехтовать. Он создал до сих пор непревзойдённый образ романтического героя, а то, как он танцует Болеро, никто из его последователей так и не смог повторить» (Ольга Д.).

Таким образом, экранизации мировой театральной классики, сделанные в СССР 1950–х, до сих пор остаются востребованными аудиторией.

Киновед Александр Федоров

-4

Екатерина Воронина. СССР, 1957. Режиссер Исидор Анненский. Сценарист Анатолий Рыбаков (по собственному одноименному роману). Актеры: Людмила Хитяева, Надир Малишевский, Сергей Бобров, Вера Пашенная, Ариадна Шенгелая, Вадим Медведев, Михаил Ульянов, Нонна Мордюкова и др. 27,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Исидор Анненский (1906–1977) поставил без малого два десятка фильмов, многие из которых («Анна на шее», 1954; «Княжна Мери», 1955; «Екатерина Воронина», 1957; «Матрос с "Кометы", 1958; «Бессонная ночь», 1960; «Первый троллейбус», 1963) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Во время войны Екатерина (Людмила Хитяева) работала в госпитале. После войны стала инженером. Но сердцу, как говорится, не прикажешь…

«Екатерина Воронина» была снята Исидором Анненским на «оттепельной» волне, когда жизнь простых людей на экране стала представать в большей степени в бытовом контексте. Кроме того, зрителей, разумеется, не мог не привлечь яркий женский ансамбль актрис, умело подобранный режиссером.

Можно, наверное, согласиться с тем, что «Екатерина Воронина» «представляла собой мелодраму в чистом виде. Интрига была столь запутана и многосложна, что на детализацию характеров, на разработку фона не хватало экранного времени, да и режиссер к этому не стремился» (Багров, 2010: 27).

Поклонники у этой мелодрамы есть и среди сегодняшних зрителей:

«Замечательный фильм! Из тех, которые не надоедает смотреть, и каждый раз, смотришь с удовольствием. Хитяева одна из моих самых любимых актрис, чудная, талантливая, красавица» (Донна).

«Отличный фильм. … Нет в этой картине наигранности сюжета. За полтора часа экранного времени можно рассказать о человеческой судьбе без лживой морали. Очень люблю Людмилу Хитяеву в роли Екатерины Ворониной. Именно такой и представляется героиня: не размазней, не истеричной особой. Сильная духом, умная, энергичная получилась героиня актрисы» (Мотылек).

Киновед Александр Федоров