Найти тему
FORUMHOUSE

Маркировка стройматериалов: вырастут цены или качество?

Оглавление

Почти треть сухих строительных смесей и 21% цемента в продаже — контрафакт, заявляет Минпромторг. Ударить по фальсификату планируют добровольной маркировкой стройматериалов в системе «Честный знак».

Что за знак?

«Честный знак» — государственная система мониторинга, помогающая выявить подлинность товаров. Производитель наносит на упаковку QR-код, считав который можно посмотреть где, как и из чего был изготовлен товар и какой путь он прошел от производителя до прилавка.

Изначально систему вводили для проверки подлинности лекарств, но сегодня списки продукции расширились: промаркируют молочные продукты, одежду, парфюмерию, алкоголь, табак, покрышки — всего 12 наименований. Это те самые QR-коды, которые считывают на кассах с упаковки молока и сигарет. Теперь эта участь грозит и некоторым стройматериалам.

Кто участвует?

Цемент, раствор, бетонные и сухие строительные смеси до конца года планируют промаркировать тем самым QR-кодом. Пока добровольно. Присоединиться к эксперименту предлагают производителям, импортерам, оптовым и розничным продавцам. Пока бесплатно и с полной поддержкой оператора.

По оценкам Минфина, после полноценного внедрения QR-кодов стоимость маркировки за одну упаковку не превысит 50 копеек.

Будет ли толк?

Проблема важная — от качества стройматериалов зависит надежность и долговечность построек. Но реально ли бороться к контрафактом внедрением QR-кода? Чиновники Минпромторга уверены, что да: маркировка поможет избавиться от теневых игроков на строительном рынке и убрать поставки нелегальных материалов, в том числе, импортированных незаконно. А это поможет улучшить качество строительства.

Не все эксперты разделяют уверенность Минпромторга
Не все эксперты разделяют уверенность Минпромторга

А что будет на самом деле? Пока не знают даже участники рынка, мнения очень разные:

  • Маркировка поможет, но с некоторыми оговорками: надо совершенствовать систему сертификации и дать переходный период, говорят одни;
  • Другие акцентируют: несмотря на гипотетически низкую цену за этикетку, поставщикам придется заплатить за допоборудование. Это принтеры для печати этикеток, сканеры QR-кодов, кассы для маркировки, ПО и так далее. А на кого лягут расходы? На плечи покупателей. И, привет, рост цен на стройматериалы!
  • Третьи убеждены: маркировка улучшит качество при розничных поставках стройматериалов, а оптовых закупок новшество не коснется. Те, кто дорожит репутацией, итак используют качественные компоненты, а для недобросовестных поставщиков ничего не изменится;
  • А четвертые уверены, что маркировка как раз и поможет бороться с такими поставщиками: перефасовать некачественное сырье и продавать его под видом дорогой брендированной смеси будет непросто;
  • Сами строители не готовы следить за качеством продукции через систему «Честный знак» — для этого у них пока нет оборудования, но есть трудности с отслеживанием и идентификацией каждой упаковки. И чем крупнее стройка, тем сложнее отследить конкретный мешок строительной смеси. И проверить их не так уж и просто. А еще непонятно, как отслеживать качество на кустарных производствах или стихийных строительных рынках.

Эксперимент, начатый в марте, продлится до конца 2024 года. И уже по результатам будет решено, станет ли добровольная маркировка обязательной.

А вы как считаете, «Честный знак» улучшит качество продукции или только создаст трудности для покупателей и продавцов? Выберите стройматериал с маркировкой или купите что подешевле?