В 1899-1901 гг в Китае разыгрались события, получившие название Восстания боксёров. Повстанцы получили такое имя, потому что в основной массе были безоружны, и дрались голыми руками или подручными средствами. Это было антиимпериалистическое выступление, ставившее своей целью изгнание из Китая иностранцев, эксплуатировавших страну, как колонию. Постепенно восстание стало антихристианским и приобрело религиозную окраску священной войны за традиционные ценности.
20-го июня 1900 г боксеры осадили иностранные посольства в центре Пекина. Блокированными оказались около 500 гражданских и 400 военных из разных государств, а также 3000 китайцев-христиан. Только через 55 дней к осажденным на выручку пришли войска международной империалистической коалиции. В битве, продолжавшейся 14 и 15 августа, боксёры потерпели поражение от колониального корпуса, насчитывавшего более 20000 солдат. Пекин был оккупирован и поделен на зоны между победителями. Боестолкновения в Китае продолжались до подписания мирного соглашения 7 сентября 1901 г. и широко освещались в прессе.
Поскольку Соединенные Штаты Америки были среди 8 наций, участвовавших в подавлении Восстания боксёров, то там эта тема почти два года регулярно появлялась на первых полосах газет. Волнительная история спасения осажденных находила глубокий отклик в сердцах тысяч американцев. Это не могло пройти незамеченным в сфере шоу-бизнеса. На столь продолжительной сенсации можно было делать деньги.
Одним из первых отреагировал на популярность китайской темы Баффало Билл Коди. Он был создателем и хозяином Шоу Дикого Запада, цирковой труппы, дававшей представления в стиле «ковбои и индейцы». Баффало Билл чувствовал, что сборы пойдут вверх, как только он сменит уже несколько приевшийся Дикий Запад на Китай. Менеджер шоу Нэйт Сэлсбёри согласился с ним, и они решили рискнуть. Весь конец 1900-го и начало 1901-го годов творческий коллектив трудился над написанием сценария. Трюки в основном использовались проверенные. Фабула оставалась простой – спасение попавших в беду. Существенно изменялся антураж. И тут Баффало Билла поджидала проблема.
Шоумен всегда предпочитал привлекать к работе в своих представлениях аутентичных личностей. Кавалерию США изображали настоящие солдаты, не по наслышке знавшие о службе на Фронтире. Ковбоев играли те, кто неоднократно участвовал в реальном перегоне скота. Индейцы были самыми настоящими этническими автохтонами. После того, как недолгое время в Шоу Дикий Запад выступал знаменитый вождь Сидящий Бык, в основном роли индейцев стали исполнять его соплеменники сиу. В представлениях никогда не участвовали китайцы. Сейчас же, для новой программы, их требовалось несколько десятков, причем физически крепких и готовых на рискованные номера.
Найти таковых в требуемые сроки не представлялось возможным. Поэтому Баффало Билл предложил своим сиу сыграть китайцев. Индейцы с радостью ухватились за возможность не оставлять прибыльную работу (в новом сценарии ролей индейцев не предусматривалось). От них потребовалось только хорошенько загримироваться и надеть китайские одежды.
2-го апреля 1901 г в Нью-Йоркском Мэдисон Сквер Гарден прошла премьера спектакля «Спасение в Пекине». Получилось грандиозное шоу. В нём использовалось более 100 лошадей, огромное количество стрелкового оружия и пушек, были взрывы и открытый огонь, в качестве декорации была воздвигнута высокая крепостная стена. Общее число актеров приближалось к пятистам.
Газета New York Sun отметила участие индейцев в китайской драме Баффало Билла так: “Они умирали в битвах с ковбоями за фургон переселенцев и умирали в погоне за дилижансом из Дедвуда. В этом году они без возражений умирают в качестве боксёров.” New York Evening Sun написала: “Некоторые из них чувствовали себя в гриме китайцев несколько неуютно, но они четко выполняли все как надо, отказываясь скальпировать солдат международных сил, и ни разу не порывались воинственно заулюлюкать.”
Представление «Спасение в Пекине» стало очень прибыльным. Из Нью-Йорка труппа направилась в гастроли по востоку и среднему западу США, выступая до конца октября. На следующий театральный сезон Баффало Билл поехал с тем же шоу по западным штатам. В 1902-м году успех был не меньший, чем годом ранее. В среднем в сутки (представления давались дважды в день) на «Спасение в Пекине» приходило 20-30 тысяч зрителей. Часто их количество превышало население городка, в котором обосновывалась труппа.
Далее шоу направилось на гастроли за океан. Баффало Билл дал множество представлений в Великобритании, а затем и в континентальной Европе. Однако там более была востребована тема Дикого Запада, к которой труппа с энтузиазмом вернулась. Восстание боксёров исчезло со страниц газет и вскоре забылось.
(с) Свен Железнов
Читайте также:
5 великих вождей времён Дикого Запада
Падение наездницы: из истории американского родео