Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Судьба" (СССР, 1977), "Любовь земная" (СССР, 1975), "Русское поле" (СССР, 1972), "Цыган" (СССР, 1967): "за" и "против"

Судьба. СССР, 1977. Режиссер Евгений Матвеев. Сценаристы Евгений Матвеев, Петр Проскурин (по мотивам романа П. Проскурина). Актеры: Евгений Матвеев, Зинаида Кириенко, Ольга Остроумова, Юрий Яковлев, Валерия Заклунная, Альгимантас Масюлис, Вадим Спиридонов, Владимир Самойлов, Георгий Юматов и др. 57,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Любовь земная. СССР, 1975. Режиссер Евгений Матвеев. Сценаристы: Евгений Матвеев, Валентин Черных, Петр Проскурин (по роману П. Проскурина). Актеры: Евгений Матвеев, Зинаида Кириенко, Ольга Остроумова, Валерия Заклунная, Юрий Яковлев, Ирина Скобцева, Владимир Самойлов и др. 50,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Евгений Матвеев (1922–2003) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, 7 из которых («Судьба», «Любовь земная», «Особо важное задание», «Цыган», «Почтовый роман», «Победа», «Смертный враг») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Вторую часть это мелодраматической дилогии Евгения Матвеева посмотрело на 7 млн. человек больше, чем первую, что говорит о реальном успехе «народного кинематографа» этого известного режиссера и актера.

Весьма позитивно оценивая масштабную дилогию Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба», кинокритик Нина Толченова в своей рецензии, опубликованной в журнале «Искусство кино», решила, что лучше всего тягу режиссера и исполнителя главной мужской роли к героико–романтической патетике выражает цитата из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева: «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу», а главное в матвеевской дилогии – «подвиг народа и партии, как всегда находившейся в первых рядах борьбы за социалистическое Отечество» (Толченова, 1977: 34, 40).

В. Подгорнов в «Советском экране» тоже в целом положительно оценил «Судьбу», однако, подметил и недостатки: «в фильме есть повторы, необязательные подробности, встречаются и просто неубедительные персонажи. … не стоило так подробно цитировать в «Судьбе» кадры из первого фильма – из «Любви земной» (Подгорнов, 1978: 2).

Рецензент «Советского экрана» Евгений Громов (1931–2005) оказался чуть менее комплиментарным, отметив, например, что в «Любви земной» «фигура бывшего кулака–вредителя с обрезом в руках кажется шагнувшей на экран прямо из фильмов и романов тридцатых годов» (Громов, 1975: 3).

В постсоветские времена киновед Клара Исаева, скептически относясь к творческой деятельности Евгения Матвеева 1980–х – 1990–х годов, именно «Любовь земную» и «Судьбу» (несмотря на их отчетливую идеологизированность) отнесла к лучшим его работам, с «током высокого напряжения» (Исаева, 2010: 296–298).

Многие сегодняшние зрители по–прежнему любят эмоциональный кинематограф Евгения Матвеева. Приведу только один комментарий: «Фильмы Матвеева глубоко патриотичны, в каждом кадре – огромная любовь к своей Родине. А уж "Судьбу" без кома в горле смотреть невозможно. Где там конъюнктура?! А музыка какая!» (О. Сергеева).

Киновед Александр Федоров

-2

Русское поле. СССР, 1972. Режиссёр Николай Москаленко. Сценарист Михаил Алексеев. Актеры: Нонна Мордюкова, Владимир Тихонов, Леонид Марков, Людмила Хитяева и др. 56,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Главным соперником Евгения Матвеева по части суперуспешного «народного кино» был в первой половине 1970–х бывший ассистент Алексея Салтыкова (1934–1993) – режиссер Николай Москаленко (1926-1974).

За свою очень короткую жизнь режиссер Николай Москаленко успел поставить всего три фильма («Журавушка», «Молодые» и «Русское поле»), но все они стали зрительскими фаворитами и вошли не только в тысячу, но и в 120 самых кассовых советских кинолент. И я уверен, проживи Николай Москаленко еще хотя бы пару десятков лет, он смог бы стать автором еще многих кассовых хитов. Но, увы, вскоре после премьеры «Русского поля» он скончался, так и не дожив до своего полувекового юбилея и навсегда оставшись автором только трех полнометражных работ…

В мелодраме «Русском поле» сыграл свою главную киноработу актер Владимир Тихонов (1950–1990). Импозантный красавец, сын звездных родителей – Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой – он подавал большие надежды, но, к сожалению, пристрастился к наркотикам и умер, едва пройдя сорокалетний рубеж…

Кинопресса в целом отнеслась к «Русскому полю» довольно сдержанно: «Советский экран» даже не стал публиковать на него рецензию, заменив ее отрывками из писем зрителей, восхищавшихся картиной.

Зато рецензия Ю. Зубкова в журнале «Искусство кино» была явно рассчитана на поддержку «народности» популярной у аудитории ленты. Особенно кинокритик хвалил яркую актерскую работу Нонны Мордюковой: «Если подытожить сделанное Н. Мордюковой, то можно сказать: это ее фильм» (Зубков, 1972: 37).

Да и в целом, подводя итоги своим размышлениям о «Русском поле», Ю. Зубков делал упор на главный женский образ этой картины: «Красота, красота человеческая на фоне красоты родной земли – об этом фильм «Русское поле». Фильм, в котором главное – характер современной русской женщины, колхозницы, увиденный во всей ее значительности, силе, правде и, следовательно, духовной красоте» (Зубков, 1972: 43).

Мнения сегодняшних зрителей о «Русском поле» расходятся полярно: от безудержных восторгов до полного неприятия:

«Эта картина не оставит равнодушным ни одного человека – вот какие раньше снимали фильмы. "Русское поле" – поистине потрясающий фильм, он потрясает глубиной и проникновенной игрой актеров, жизненностью сюжета, безграничной просторной красотой земли русской и русской природы… Фильм–эпопея, фильм–легенда, шедевр... Один из лучших в отечественном кинематографе» (С. Агеев).

«Низкий поклон всем создателям этого русского фильма, славящего труд и обычного русского человека труда! Этот фильм вмещает в сотни раз больше чувств и переживаний, чем 200 серий любого нынешнего сериала!» (Сергей Михайлович).

«Я не люблю этот фильм. И не любила никогда. … Артистам всем под пятьдесят, а у них молодежные разборки. Хитяева в белом уборе, да еще на Чайке, поющая частушку "Ах, зачем я раскатала золотую люлечку" (и где только такой нафталин раскопали), покупающая лотерейные билеты, с негодяйской целью разбогатеть. Вот такое возникает чувство, что оживляют мертвеца» (М. Джиганская).

«Ужасный, бездарный, никчемный фильм» (С. Смирнов).

Киновед Александр Федоров

-3

Цыган. СССР, 1967. Режиссер Евгений Матвеев. Сценаристы Евгений Митько, Евгений Матвеев (по одноименной повести А. Калинина). Актеры: Людмила Хитяева, Евгений Матвеев, Сергей Ермилов, Татьяна Грабовская, Владимир Емельянов, Иван Переверзев и др. 55,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Евгений Матвеев (1922–2003) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, 7 из которых («Судьба», «Любовь земная», «Особо важное задание», «Цыган», «Почтовый роман», «Победа», «Смертный враг») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Это первая экранизация нашумевшей повести Анатолия Калинина (1916–2008) «Цыган» в дебютной режиссуре Евгения Матвеева.

Автор рецензии в журнале «Искусство кино» в конце 1960–х задалась резонным вопросом: «Почему именно эта повесть А. Калинина привлекла внимание дебютанта в драматургии и режиссуре Е. Матвеева? Сказалось ли в этом выборе просто тяготение к жанру или он выявил авторскую способность понять и разделить интерес зрителя к мелодраме? А может, постановщик, пробующий свои силы в режиссуре, шел от материала, уже знакомого ему по фильму «Родная кровь», с которым в «Цыгане» есть внешнее сходство: семья, разбитая войной, дети, которым нужен отец» (Михайлова, 1968: 20).

Сними Евгений Матвеев своего «Цыгана» в конце 1970–х, уже после того, как партия доверила ему сыграть роль Л. Брежнева, рецензия в том же «Искусстве кино» была бы, разумеется, иной, не на одну журнальную страницу, а на десять и на 99 % хвалебная. Однако в 1960–х Евгений Матвеев еще не успел войти в элитное число «киногенералов» и ругать его фильмы кинокритикам еще дозволялось.

Вот почему С. Михайлова смело написала так: «...Вздыхает зал, он доверчив к экрану и, кажется, не подозревает, что захвативший его детективно–мелодраматический сюжет мог звучать совсем иначе – внутренне страстно, больно, мог передать движение душ, которое захватило бы нас целиком, без остатка. Но сделан фильм на одной ноте, в одном эмоциональном ключе. Его характер — сентиментальность, его композиция — бесконечное возвращение к цыганской могиле. Выражение эмоций упрощено до единственного способа: «рвут страсти», и этому нет оправдания, даже если объяснять наигранные страдания неуемным темпераментом. Не чувствуешь веры в происходящее ни у режиссера, ни у актеров! Отсюда — пустые глаза на экране. А что может пустота? Разве может она обвинить, оправдать, быть откровенной? … Все слишком овеществлено и грубо, чтобы быть исследованием чувств, излишне слезливо, чтобы стать драмой» (Михайлова, 1968: 20).

Но многие из тогдашних 38 млн. кинозрителей, как и сегодняшние зрители XXI века, с мнением С. Михайловой не согласны:

«Этот киновариант намного превосходит телевизионный фильм. Матвеев снял удивительный по проникновению в стиль калининской повести фильм. Актерская работа Хитяевой выше всяких похвал! Посмотрите и не пожалеете. А телефильм...? Ощущение неистребимой фальши или скверно сыгранного школьного спектакля. Натужно–манерное действие, выдаваемое за естественное, притворно преувеличенные интонации актеров – все это начинает раздражать. Моих сил хватило лишь на первую серию» (Алекс).

«Очень классный фильм! … Какая игра прекрасных актёров, какой чудесный фильм!» (Н. Клементьева).

Киновед Александр Федоров