Традиционно местом рождения самбо считается спортивное общество «Динамо», где в 1923 году открыл свою секцию нападения и защиты Виктор Спиридонов. Однако при тщательном изучении истории, это утверждение не кажется таким уж неоспоримым.
Но для начала вспомним давний спор про основателей самбо. Если коротко, речь о том, кому следует отдать авторство этого вида единоборства — Виктору Спиридонову, Василию Ощепкову или Анатолию Харлампиеву. В кругу первого появилось название «самбо», второй создал «дзюдо вольного стиля» для занятий в СССР, третий всю жизнь занимался популяризацией самбо. Официальная позиция гласит, что авторами являются все трое, но многих она не устраивает. Ну а в этой статье попробуем разобраться, в каком обществе самбо родилось.
Итак, общество «Динамо». Оно было образовано в мае 1923 года по инициативе Феликса Дзержинского и изначально не отличалось ничем от множества других аналогичных ДСО (добровольных спортивных обществ). Практически с самого момента его основания здесь готовил инструкторов Виктор Спиридонов (1882-1944), бывший унтер-офицер царской армии, участник русско-японской войны и большой любитель джиу-джитсу. Он написал три пособия, в которых излагал разработанную им методику самозащиты, а также осуществил несколько поездок по стране с целью ее популяризации.
В 1928 году его ученики Харитонов, Пронин и Василенко выиграли у немецких джиуджитсеров товарищескую встречу (2:1), проходившую в рамках пролетарской Спартакиады. В феврале 1929 года Спиридонов подготовил и провел свой первый и последний официальный турнир — чемпионат московского «Динамо» по самозащите (в афишах было написано «по джиу-джитцу»).
При этом ни 1923-й, ни 1928-й, ни 1929-й годы никогда не рассматривались в качестве возможной даты основания самбо. Спиридонов называл свою систему по-разному: джиу-джитсу, самозащита без оружия, сам, самоз. Существует версия, что в последние годы жизни он остановился на названии «самоз».
Аббревиатура «самбо» родилась не позднее 1937 года и до 1947 года использовалась только сотрудниками НКВД для обозначения комплекса приемов, разработанных Спиридоновым. А то, что мы знаем как современное самбо до 1947 года называлось борьбой вольного стиля, а точнее, как писал «Красном спорте» Александр Рубанчик, вольной борьбой. Она развивалось параллельно самозу в кругу обладателя 2-го дана по дзюдо Василия Ощепкова.
Почему все помнят «Динамо»?
До Великой Отечественной войны в «Динамо» секцией борьбы руководил знаменитый цирковой борец Клементий Буль, и мы не можем подтвердить, что он был знаком с системами Ощепкова или Спиридонова или хотя бы интересовался ими. В юности Клементий Буль боролся на поясах, выступал на турнирах по французской борьбе, поднимал тяжести. Самый известный его ученик Константин Коберидзе стал двукратным чемпионом СССР по самбо и пятикратным по классической (сегодня — греко-римской) борьбе. Для тех лет универсальность спортсмена вовсе не была чем-то удивительным. Один и тот же человек мог выступать и по тяжелой атлетике, и бороться, и, например, бегать.
На первых двух (довоенных) чемпионатах СССР по самбо динамовцы завоевывали чемпионские места, но делили пьедестал с «Водником», Харьковским институтом физкультуры, ГЦОЛИФКом и «Крыльями Советов». Однако после войны динамовское самбо стало лучшим. Причина не столько в том, что милиционеры особо старательно изучали единоборства. Просто «Динамо» было одним из наиболее успешных обществ, в которое вливали средства и которое в отличие многих советских ДСО избежало реорганизаций. Еще в 1928 году «Динамо» получило самый крупный стадион в стране, затем водную станцию, стрельбища, другие объекты. И именно «Динамо» создало наиболее разветвленную сеть региональных отделений.
Из-за благоприятных условий в общество стали приходить квалифицированные тренеры: в частности, ученики Ощепкова Лев Турин и Иван Васильев, создавшие целые школы; а также выпускники ГЦОЛИФКа — речь в первую очередь о Владлене Андрееве.
В 1945 году работать в «Динамо» перешел и сам Анатолий Харлампиев. Это событие ознаменовало собой встречу спиридоновской «самозащиты» и ощепковского «дзюдо вольного стиля» — двух систем, создатели которых при жизни не могли найти общий язык. Харлампиев мечтал их объединить, воссоздать универсальную систему, прикладной комплекс приемов с борцовской техникой. Но реализовать эту идею не удалось.
В 1953 году Харлампиев ушел из «Динамо» и оставшуюся жизнь проработал на кафедре физвоспитания в МЭИ. Он много занимался популяризацией самбо, писал книги, устраивал показательные выступления. На них он демонстрировал приемы обезоруживания, которые он и его коллеги разработали во время учебы в ГЦОЛИФКе. В те годы существовала легенда, что в самбо есть секретный боевой раздел. На самом деле самбо в те годы было просто борьбой в одежде. Боевая же техника изучалась отдельными энтузиастами, а некоторые приемы преподавались в армии.
Удар по самбо
На протяжении первого послевоенного десятилетия самбисты «Динамо» уверенно лидировали, забирая иногда весь золотой запас у организаторов чемпионата (например, в 1948 году), в том числе благодаря политике рекрутирования талантов со всей страны. Чемпионаты СССР 1947–1950 годов, по сути, были внутренними чемпионатами «Динамо». Ставился даже вопрос о широкой пропаганде самбо за рубежом.
Однако в 1958 году, когда 6 из 8 наград высшей пробы чемпионата СССР забрали спортсмены ДСО «Буревестник» (чумаковцы), доминирование динамовцев было прервано. Возможно, именно по этой причине в начале 60-х динамовское начальство переключилось на дзюдо, которое к тому же получило олимпийский статус. Это был сильный удар по самбо. Тем не менее динамовский период стал важным этапом развития самбо в СССР. Именно тогда борьба самбо стала полноценным видом спорта, приобретя множество поклонников. При этом следует учитывать, динамовское самбо в 40-50-е не было связано с системой Спиридонова.
Институты физкультуры
Вернемся в 30-е. Тогда параллельно с работой кружка Спиридонова коллектив студентов и аспирантов ГЦОЛИФК (тогда — Московский институт физической культуры) под руководством Василия Ощепкова разработал универсальную систему, которая на основе дзюдо синтезировала все известные на тот момент в СССР виды борьбы. Известно, что Ощепков собирал литературу по разным видам единоборств и пытался использовать полученные знания в своей практике. В 1937 году Иван Васильев написал: «В систему дзюудо школы В. С. Ощепкова вошли главные элементы всех существующих видов рукопашного боя в самозащиты».
Многие считают, что именно ощепковское дзюдо стало основой для будущего советского самбо. В числе тех, кто помогал Ощепкову (или тех, кто прошел обучение на его курсах), были: Николай Галковский, Иван Васильев, Лев Турин, Роман Школьников, Анатолий Харлампиев, Борис Сагателян, Николай Симкин, Александр Рубанчик, первый глава федерации (ассоциации) борьбы вольного стиля.
В дальнейшем именно ГЦОЛИФК станет площадкой для развития самбо как вида борьбы. В частности, здесь работал знаменитый тренер Евгений Чумаков, воспитавший плеяду будущих чемпионов: Олега Степанова, Генриха Шульца, Илью Ципурского, Евгения Глориозова и других.
В ГЦОЛИФКе и произойдет окончательная институционализация самбо, утвердится название «самбо», начнется серьезная подготовка тренеров, появятся научные разработки и т. д.
Здесь также следует вспомнить и харьковский ГИФКУ, где работал Роман Школьников. Ему самбисты обязаны окончательным дизайном своей спортивной униформы.
А что в других обществах?
В 1936-38 годах в СССР было учреждено более 90 ДСО. В некоторых из них также культивировалось самбо, но далеко не во всех.
В «Воднике» начинал свою тренерскую работу Иван Васильев, в «Медике» завоевал первое золото чемпионата СССР Евгений Глориозов (1954), в «Науке» занимался чемпион 1949 года и выпускник МИСИ Вадим Беляйкин, в «Строителе» тренировал перешедший из ГЦОЛИФК Хорен Чибичьян.
Секцию во Дворце спорта завода №1 «Авиахим» на Ленинградском проспекте (СДО «Крылья Советов») в 1934 году основал сам Василий Ощепков. Со следующего года здесь начал тренерскую деятельность Анатолий Харлампиев. Однако в 1966 году это ДСО было реорганизовано и вошло в состав ДСО «Зенит», где места для самбо не нашлось.
Из всех перечисленных мест, кажется, только секция в «Крылышках» специализировалась на самбо, тогда как остальные готовили универсалов, то есть спортсменов, который выступали в нескольких видах спорта. Другая проблема была в том, что эти общества часто расформировывались, а спортсменам и тренерам приходилось искать новое место для занятий.
Кроме того, в довоенные годы самбо некоторое время преподавалось в Спортивном клубе Центрального дома Красной армии (ЦДКА). Здесь до перехода в ГЦОЛИФК работал сам Ощепков, а позднее — его ученик Андрей Будзинский. Затем самбо ушло из ЦДКА и вернулось только в 60-е вместе с новым названием общества — ЦСКА.
В первых чемпионатах по самбо принимали участие спортсмены из ограниченного списка ДСО, где в том или ином виде существовала секция борьбы, причем неважно какая. Тогда не имело большого значения, был ли человек учеником Ощепкова, Буля, Ялмара Кокко или кого-то еще. Боролись все со всеми, не задумываясь о том, кто какой техникой владеет. Такой вот советский миксфайт.
Так где же колыбель самбо? Если бы мне предложили проголосовать, я бы выбрал ГЦОЛИФК. А что думаете вы?