Эта история интереснее любого детектива.
Прежде всего стоит объяснить, почему самбо так называется. Самбо — это акроним, который расшифровывается как «САМозащита Без Оружия». При этом многие до сих пишут «САМооборона Без Оружия», но, кажется, это все-таки ошибка. Автор акронима неизвестен, но известно, что в 1937 году в газете «Красный спорт» вышла статья, где рассказывалось о спортсменах общества «Динамо», которые занимаются по «системе самозащиты без оружия „самбо”».
Однако официальное название данного вида спорта вплоть 1947 года было «борьба вольного стиля». Именно под таким называнием проходили первые чемпионаты СССР в 1939 и 1940-м годах. Про вариант «самбо» вспомнили, когда начали готовить сборную для участия в Олимпийских играх 1952 года и выяснили, что там уже есть другая вольная борьба. Во избежание путаницы советский вид срочно переименовали в «самбо». Опять же, в чью светлую голову пришло это решение, неизвестно. Возможно, это был ученик Ощепкова Николай Галковский, работавший в 1946-54 годах заместителем председателя Всесоюзной секции борьбы. А возможно, инициатива исходила от другого его ученика — Анатолия Харлампиева.
Еще немного объяснений. Самбо — борьба в одежде, очень похожая на дзюдо. Оба вида спорта настолько близки, что самбисты могут выступать на соревнованиях по дзюдо без какой-то особой подготовки. Самбисты используют куртку с «крылышками» на плечах и с прорезями для пояса, вместо штанов у них шорты, а на ногах — ботинки-«самбовки». Ковер у самбистов круглый, у дзюдоистов — квадратный.
Но есть и отнюдь не стилистические отличия. В спортивном самбо можно делать болевые приемы на ноги, но нельзя проводить удушающие приемы (исключение сделано для боевого раздела), а в дзюдо — наоборот. Кроме того, в дзюдо и самбо разные системы подсчета очков. Да, и как вы уже поняли, боевой раздел самбо представляет собой, по сути, отдельный вид спорта, сходный, скорее с ММА.
И самое главное, самбо, наряду с художественной гимнастикой, — вид спорта отечественного производства. Что придает ему особенную ценность в глазах энтузиастов.
До сих пор не существует точного представления, когда же самбо родилось по-настоящему и кого следует считать отцом-основателем.
Популярных версий три. Согласно первой и самой ранней, основателем является Анатолий Аркадьевич Харлампиев (1906-79), советский тренер, работавший на кафедре физвоспитания МЭИ и посвятивший практически всю жизнь популяризации самбо. Основанию этой версии дал очерк Исая Рахтанова в журнале «Огонек», который так и назвался «История самбо». В нем все лавры создания самбо приписывались Харлампиеву.
У Рахманова есть надежный источник, подтверждающий первенство Харлампиева. Вот он:
Почему «борьба вольного стиля», а не «самбо» — чуть позже.
По мотивам этого очерка снят фильм «Непобедимый» (1983), в котором главную роль сыграл Андрей Ростоцкий. По сюжету главный герой Андрей Хромов ездит по стране и собирает лучшие приемы национальный видов борьбы.
Примерно в это же время, то есть в середине 80-х, журналист Михаил Лукашев (1926-2014), занялся изучением истории единоборств в императорской России и СССР. Он создал первые версии биографий двух других тренеров, принимавших участие в создании единоборства — бывшего царского офицера Виктора Афанасьевича Спиридонова (1884-1944) и выходца с Дальнего Востока Василия Сергеевича Ощепкова (1893-37). Первый ввел название «Самозащита без оружия», второй был наставником юного Харлампиева.
Изучив обстоятельства, Михаил Лукашев утверждал, что Харлампиев, мягко говоря, присвоил себе чужие лавры (хотя сам Анатолий Аркадьевич не настаивал на своей исключительной роли). По версии Лукашева, отцом следует считать Ощепкова. Тогда как Спиридонов, хотя и придумал термин «Самозащита без оружия», но все же использовал другие приемы и правила. Если быть точным, в системе Спиридонова практически не было бросков, а только захваты и удержания, необходимые для обезоруживания и конвоирования.
Ощепков — выпускник Института Кодокан, основанный японцем Дзигоро Кано. Там же он получил второй дан по дзюдо. Он создал секцию дзюдо во Владивостоке, а потом переехал в Москву, где продолжил популяризацию японской борьбы. Собственно, практически весь арсенал бросков современного самбо был введен в практику Ощепковым. Позднее, работая на кафедре Института физкультуры, Ощепков собрал большую библиотеку, посвященную разным видам борьбы (не только народов СССР). Лучшие практики он проверял прямо в борцовском зале вместе со своими студентами и аспирантами, среди которых был и Харлампиев.
Однако Ощепков никогда не использовал ни термин «самозащита без оружия», ни «самбо». Он до конца жизни считал себя дзюдоистом. Именно поэтому существует и третья версия, в которой первенство отдается Спиридонову.
Спиридонов был самоучкой, читал популярные брошюры по модной борьбе джиу-джитсу, придумывал свои приемы и после Гражданской войны начал обучать милиционеров способам самозащиты и обезоруживания. Именно его система изначально была принята в качестве основной для представителей силовых структур. Произошло это событие в 1926 году, тогда как Ощепков появился в Москве лишь год спустя.
Теперь становится более понятно, почему Исай Рахтанов исключил Спиридонова и Ощепкова из числа основателей — оба имеют опосредованное отношение к самбо. Один пропагандировал дзюдо, другой создавал свою собственную систему, которая в последние годы жизни Спиридонова получила название «самоз». Кроме того, Ощепков был арестован в 1937 году как японский агент, умер в тюрьме и на долгое время оказался забыт. Ученики Ощепкова, включая Галковского, и не только они, продолжали разрабатывать новые приемы и методы, которые должны были стать подспорьем для военных, милиционеров и диверсантов. Из этих экспериментов впоследствии родился армейский рукопашный бой, ближайший родственник самбо и дзюдо.
Так все же, кто придумал самбо? Официальная версия уравнивает заслуги всех троих — Спиридонова, Ощепкова и Харлампиева. Проблема в том, что Спиридонов и Ощепков знали друг друга и враждовали. Спиридонов на дух не выносил Ощепкова, поскольку тот вытеснил его из всех институтов и, по сути, наглядно показал непригодность «самоза» для силовых структур. А Харлампиев, пусть и с благородной целью, но присвоил наработки Ощепкова.
Так что, возможно, стоит все-таки согласиться с утверждением Рахтанова. Не забывая при этом, что авторство Харлампиева было закреплено в сложной ситуации, когда за преподавание дзюдо можно было попасть в тюрьму. Само название «борьба вольного стиля» — придуманная на ходу замена названию «дзюдо», а исключение из контекста Ощепкова позволило избежать репрессий по отношению к его ученикам и аспирантам.
Впрочем, точно также можно утверждать, что самбо создавалось не конкретным человеком или людьми, а постановлениями Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту. Если спорт — это правила, финансы и подготовка тренеров, то получается, что именно советская административная система и породила самбо. Но такая версия вряд ли устроит любителей этого, бесспорно, замечательного вида спорта.