Более двух столетий ничего не было известно о месте упокоения видного военного и политического деятеля начала XVII в. Прокопия Петровича Ляпунова, лидера национально-освободительного движения, признанного главы Первого земского ополчения.
Н.М. Карамзин в последних строках «Истории государства Российского» (хотя и не без колебаний) писал, что тело героя погребено не было и «служило пищею вранам» (Карамзин, 1993. С. 585).
Первую попытку определения места погребения П.П. Ляпунова предпринял И.П. Быстров. В Императорской Публичной Библиотеке им был обнаружен «Устав сиречь Церковное око», рукописный и некогда подаренный Наболочицкому монастырю ст. Рязани Владимиром Прокопьевичем Ляпуновым, сыном Прокопия Петровича. В рукописи есть одно примечание: « ... а родители наши которые лежат в обители сей и написаны в сенаник». Это позволило И.П. Быстрову заключить, что тело П.П. Ляпунова было погребено, прах его покоится в ст. Рязани, имя внесено в старый монастырский синодик (Быстров, 1835. С. 2, 5, 6).
В 1837 году впервые была опубликована «Рукопись Филарета», где указывалось место «упокоения» Прокопия – кладбище близ церкви «Благовещания Пречистыя Богородицы, есие есть на Воронцовском поле» в Москве. В том же году вышла работа К. Аверина, посвященная протоиерею Дмитрию из Зарайска – современнику П.П. Ляпунова и Д.М. Пожарского. Здесь названо то же место (Воронцовское поле), но храм, при котором покоится прах Ляпунова, именуется церковью Ильи Пророка. Исследователь, однако, согласился с мнением И.П. Быстрова относительно окончательного места погребения на том основании, что «Облачинская пустынь» действительно была расположена около ст. Рязани, в полутора верстах от села Исады – центре вотчин и поместий дворян Ляпуновых. Тело Прокопия, таким образом, было перенесено родственниками на родную рязанскую землю (Рукопись Филарета, 1837. С. 53; Аверин, 1837. С. 25, 26)
Позднее Н. Савельев установил, что примечание к «Уставу сиречь Церковному оку» написано собственноручно Владимиром Ляпуновым («чтоб монахи молились за меня Володимера ... и родителей наших»). Выводы И.П. Быстрова он назвал «скоропалительными» и в подтверждение привел уже известную цитату из «Рукописи Филарета». Вдобавок Н. Савельев впервые в исторической литературе указал на Прокопия Ляпунова как достойного возведения памятника (Савельев, 1842. С. 36 – 41).
Окончательную точку в дискуссии поставил известный архивист и библиограф В.М. Ундольский. Мнения Н.М. Карамзина и И.П. Быстрова он считает ошибочными, а точку зрения Н. Савельева верной лишь наполовину. Исследователь не нашел в архивах и библиотеках России «Устав сиречь Церковного око», на который ссылался И.П. Быстров. Лишь в архиве Святотроицкой Сергиевой Лавры он обнаружил список лиц, похороненных у стен монастыря. Этот список сохранился чудом, о чем свидетельствует отсутствие начала и конца документа. Здесь сказано, что прах Прокопия Ляпунова покоится по левую сторону от паперти церкви Пречистыя Богородицы, от лестницы во втором ряду: «Прокофей Ляпунов да Иван Ржевский убиты 119 года июля в 22 день». Составитель документа неизвестен, но, по мнению В.М. Ундольского, запись носит официальный характер. Пытливый ученый установил, что в описи Лаврской библиотеки 1642 г. о вкладе дворян Ляпуновых умалчивается. Зато в описи 1795 г. была отмечена «вкладная книга» обители (скорописью XVII века на 713 листах), в которой сообщается о вкладе 1613 г. Владимира Ляпунова «по отце своем Прокопии», в сумме 100 рублей, за что и погребли героя «в дому Живоначальные Троицы». Это и позволило сделать В.М. Ундольскому окончательный вывод о том, что после своей гибели 22 июля 1611 г. Прокопий был погребен вместе с И.Н. Ржевским у церкви Благовещения на Воронцовом поле в Москве, а по окончании Смутного времени, в 1613 г., усилиями Владимира, прах отца был перенесен навечно под стены Сергиевой Лавры. Данная точка зрения не вызвала возражений (Ундольский, 1846. С. 24 – 32).
В 1879 г. архимандрит Сергиевой Лавры Леонид издал «Список надгробий Троицкого Сергиева монастыря». Данные В.М. Ундольского оказались верны: «Прокофей Ляпунов да Иван Ржевский, убиты 119 (1611) г. июля в 22 день. Подле их девять камней, подписей не знать» (Горский, 1879. С. 79, 80).
Литература:
1. Быстров И.П. Краткое сведение о месте погребения Прокопия Петровича Ляпунова. СПб., 1835.
2. Историческое известие о жизни и деяниях Дмитрия протоирея Зарайского Николаевского собора, современника и сотрудника Дмитрия Михайловича Пожарского. Собрано Козьмою Авериным. М., 1837.
3. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А.В. Горскиим в 1841, с приложениями архимандрита Леонида. Издание ОИДР при Московском университете // Приложения к историческому описанию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Леонида. М., 1879.
4. Карамзин Н.М. История государства Российского / Примеч. А.М. Кузнецова; Худож. И. Цыганков. Т. IX – XII. Калуга, 1993.
5. Рукопись Филарета Патриарха Московского и всея России. М., 1837.
6. Савельев Н. О месте погребения Ляпунова // Сын Отечества. Журнал истории, политики, словесности, наук и художеств. М., 1842. Ч. 1. Отд. 1. «Русская история».
7. Ундольский В.М. Новые разыскания о месте погребения Прокопия Ляпунова // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. М., 1846. № 2.