У отечественного автопрома появился самый настоящий шанс проявить себя во всей красе и наконец-то за долгие годы доказать иностранным конкурентам свою самодостаточность. Одним из "ударников" этого труда в последние годы стал АвтоВАЗ, автогиганта, судя по всему, уже ничем не сбить с пути, если смотреть по новостным заголовкам, то отечественный автопроизводитель то и дело радует нас, по мнению руководства, победами и прорывами:
- в импортозамещении побеждают
- новые модели штампуют
- планы долгоиграющие строят
- всю Россию завалить доступными народными машинами намереваются
И все это не глядя на вездесущих конкурентов, вставляющих палки в колеса российского бренда:
Но кроме ниши обычных легковушек, в которых ВАЗ преуспел больше всего, есть и другие, на данный момент неподвластные нашему автогиганту сегменты - кроссоверы и минивены.
Если с первыми все понятно - выпуск "китайцев" под ником Xcite X-Cross 7 уже налажен, а свой кроссовер пока ещё в долгосрочных планах, то вот в нише вместительных городских авто пока зияет дыра.
Справедливости ради, в России уже давно пытались создать универсальный вариант, который попал бы сразу в обе группы - минивен + внедорожник. Речь идет о модели Лада "Надежда" - ВАЗ 2120, которая по многим причинам провалилась и осталась в памяти, как провальный проект с отпугивающим внешним видом, невнятной конструкцией и отвратительным качеством исполнения.
Сырок продукт так и не дошел до массового серийного выпуска и был отложен, судя по всему, навсегда.
Куда более успешным и прорывным оказался современный вариант отечественного универсала-минивена - тот самый "Ларгус" на платформе первого "Логана" имеет высокий спрос по сей день.
Этот авто доказал свой успех, его с некоторыми изменениями выпускают с 2012 года, машину считают одной из самых успешных моделей ВАЗа, пускай и позаимствованной. Однако на данный момент в производстве техническая "передышка".
Сложности с логистикой, нехватка комплектующих, внезапный перенос производства на площадку в Ижевск из Тольятти и куча других проблем, - все это серьезно сказалось на выпуске отечественного универсала повышенной вместительности.
В такой уникальной ситуации при отсутствии альтернатив в РФ поплыла китайская "шайка" заменителей Ларгусу. Кроме откровенной "китайщины", т.е. авто чисто китайских брендов, к нам начали везти авто "параллельного" характера - авто именитых брендов, сделанные для внутреннего рынка Китая.
Среди низ оказались такие "Ларгусо-заменители", как Suzuki Ertiga и Mitsubishi Xander Cross. Семиместные альтернативы отечественной модели получили широкий интерес у наших автолюбителей, ведь ценник был практически сопоставим с Ларгусами из летней партии 2023 года, при этом у этих китайских "японцев" в преимуществах значится классический 4-х ступенчатый "автомат", высокий клиренс и обычные атмосферные моторы.
Машины активно покупают, даже не смотря на отсутствие гарантий, запчастей и сервиса - возить на чем-то большую компанию/семью/коллег тоже нужно.
И на данный момент АвтоВАЗу попросту нечем ответить: сборку Ларгусов понемногу восстанавливают, машина плавно возвращается на конвейер, и появятся машины в продаже ближе к лету 2024 года, но есть нюанс - отечественная копия Dacia Logan MCV, коей является Lada Largus уже безнадежно устарела.
Даже румыны, уже перешагнули в новую "эру", начав собирать современный аналог "Ларгуса" на более свежей платформе CMF-B - Dacia Jogger, на которой, между прочим, будет собрана Lada Iskra. При этом АвтоВАЗ до сих пор для чего-то мужественно ищет замену компонентам для устаревшей платформы B0.
Но стоит сказать, что в этом направлении у ВАЗа тоже есть подвижки, руководство решило не идти по тропинке европейцев, делая минивен по образу и подобию того самого "Джоггера", а сделать полностью свою машину. Так сказать, "ответка" всей наводнившей наш рынок китайской "шайке":
"Будет новый автомобиль, который пойдет на замену "Ларгусу", машины будут совсем другими и внешне, и по внутреннему пространству. Мы стараемся максимально уделить возможности потребительским свойствам с точки зрения эргономики, все над этим работают"
- слова главы АвтоВАЗа по стратегии и техническому развитию Евгения Шмелева.
Передняя часть будет позаимствована от Весты, за основу будет взята её же платформа "Lada B": днище, полы, подвеска, ходовка - от Vesta, все, что выше уровня порогов будет "самостоятельной моделью".
Любимые дизайнерские Хэ-образные "Иксы" останутся на выштамповках, этот нюанс также утвержден. Что же касается технического оснащения, то совершенно новая Lada Vesta Van (пока предварительное название модели) получит "начинку" от современной Весты. Под капот встанет 1.8 л EVO мотор в паре с китайской автоматической трансмиссией - вариатором фирмы WLY.
Таким образом, по мнению АвтоВАЗа, машина будет оснащена "самой свежей, современной и выдающейся "начинкой". Сам минивен не будет похож на нынешний Ларгус, а будет существовать, скорее, в нише аналогов Dacia Dokker или Lodgy, то есть полноценный семиместный минивен без куцего третьего ряда сидений.
По задумке завода, Lada Vesta Van должна будет стать конкурентом всему тому, что движется на наш рынок из Китая. При таком раскладе никакой параллельный импорт будет не нужен - будем создавать свое. Подход правильный, само собой, нужно создавать и развивать свое собственное, а не заниматься переклеиванием шильдиков.
В этом плане автогигант смотрит наперед, ведь появление новинки намечено не раньше, чем через 2-3 года.
Зачем тогда возобновлять производство устаревшего Ларгуса?
Ответ простой.
Это необходимо, чтобы хоть как-то отбить вложенные миллиарды в перенос производства и заполнить нишу отечественными автомобилями на ближайшие пару лет. Так же есть и другая цель - для поддержания жизнеспособности проекта E-Largus, который, как по мне, существует только для "списания бюджета". Но об этих подковерных играх нам никто не расскажет.
В остальном же стратегия вырисовывается следующим образом - выпуск Ларгусов будет постепенно подменен новыми "вэнами" Lada Vesta Van по аналогии с Lada Iskra, которая придет на смену Lada Granta к 2026-2027 году.
С нынешними возможностями и складывающейся в пользу АвтоВАЗа ситуацией, хочется верить, что руководство компании пойдет правильным путем и мы в ближайшем будущем увидим новые и нужные рынку отечественные автомобили.
Если на выходе получится не провальный аналог "Надежды", а вполне нормальный 7-ми местный автомобиль, который переплюнет Ларгус - тогда и спрос будет. Нужен ли нам такой автомобиль и стоит ли его ждать в реальности, или это очередная фантазия завода?
Что думаете на этот счет - обязательно оставляйте свое мнение в комментариях, будет интересно почитать.
Спасибо за внимание.