За свою почти полуторавековую историю Белгородский государственный университет стал местом встречи и создания крепких семей. Николай Николаевич и Анна Михайловна Болговы познакомились здесь в начале 80-х годов.
– Всё началось с того, что на 2 курсе Белгородского пединститута к нам с заочного отделения перевелась девушка по имени Аня. Наши отношения сложились практически сразу именно в стенах института, наверное, как и у многих однокашников, – рассказал профессор Николай Болгов.
Учёбу в те годы, а именно в начале 80-х, можно назвать совместным творчеством студентов. Это сегодня в интернете самому можно найти всё, что хочешь, а тогда… Книг не хватало, о ксерокопиях вообще никто не знал, а поехать в Москву, чтобы в библиотеках отыскать нужный материал, было непросто, да и невозможно оторваться от учебного процесса даже по заявлению… Как рассказал Николай Николаевич, тогдашняя учеба, особенно если сравнивать с нынешней, отличалась иной степенью личных усилий, усердия.
– В совершенно другой информационной ситуации мы не отвлекались на лишнее, пусть и с трудом, но добывали необходимое. В целом, было ощущение прикосновения к мощной глыбе знания, а наши преподаватели становились проводниками в этот удивительный мир, – заметил профессор.
Общие интересы, увлекательные лекции, конспекты, экспедиции. И студенты были тогда едины в своих целях, интересах и даже увлечениях. Не зря ведь режиссёр Леонид Гайдай в короткометражке «Наваждение» сблизил героев на почве подготовки к экзамену. Однако у нас другая история и драматургия. После окончания 1 курса в жизнь студентов исторического факультета, словно ураган прошлого, несущий новые знания о неизведанном, ворвалась археологическая практика в Крыму. А осенью на втором курсе учеба встала на паузу, и студенты отправились в стройотряд. В то время значение стройотрядов трудно переоценить. Например, 4 корпус НИУ «БелГУ» вознёсся на площадке по Студенческой благодаря в том числе усилиям студентов – преимущественно ребят истфака и спортфака. В 1983 году Николай и Анна работали под Валуйками на строительстве площадки завода по производству мясокостной муки.
– Мы готовили и бетонировали огромную чашу отстойника будущего предприятия. Наш отряд состоял полностью из студентов второго курса, парней и девушек 18-19 лет. Работали без преподавателей, а это означало полное самоуправление. И, конечно, здесь наша личная история получила не только продолжение, но и развитие, ибо жизнь в ту осень к этому полностью располагала. Решение сложных жизненных задач, укрепление коллектива, личное взросление – в этом истинная роль стройотрядов того времени, – подчеркнула Анна Михайловна.
И, конечно, совместный труд, обустройство нехитрого быта роднили молодых людей. Что-то большее, чем просто дружба, зарождалось между Николаем и Анной. Но вскоре по возвращению его призвали в армию, в войска связи. На два года. И отношения выдержали экзамен, которое принимало время. А ведь время умеет быть беспощадным.
– Спустя два года всё вернулось на круги своя, и наши отношения с Аней продолжились, – рассказал Николай Николаевич.
В 1987 году свадьбу сыграли во время экспедиции в Крым. По словам супругов, их традиции во многом продолжают семейный уклад, сложившийся у родителей, бабушек, дедушек. Традиции зиждутся на чувстве неразрывной связи семьи и Родины.
– Помню, как с радостным воодушевлением мы (я и сестра) с родителями часто гуляли по Харьковской горе, подмечая, как она расширяется новыми микрорайонами. Поэтому любовь к Белгороду далеко не случайна, а лично осознана и осмыслена, – заметил профессор. – Конечно, семейные ценности и традиции у нас существовали. Сейчас о них вспоминаешь ещё и в тесной связи с атмосферой ушедшего времени, от которого была неотделима жизнь семьи. Это уважение к старшим – дедушке и бабушке, к которым в небольшое село в Горшеченском районе Курской области часто приезжали дети, в том числе старший сын – мой отец.
Одно из ярких воспоминаний детства – подобные встречи, а ещё – рассказы дедушки о войне, которую он прошёл до Победы. Поддержка близких неоценима в любые времена.
– Без помощи родителей трудно было бы пройти период скитаний по съёмным квартирам в течение первых 9 лет совместной жизни. И, конечно, их помощь в воспитании наших детей бесценна, – уверены супруги. – Бесконечная любовь матери к детям кажется естественной, но лишь взрослым начинаешь понимать, насколько она была велика в твоей жизни…
Причём ценности семейные являются не только личным достоянием Болговых. Это не реликвия, которую скрывают от чужого внимания. Ко всему лучшему преподаватели приобщают и студентов. Это ценность поездок по стране и миру, знакомства с историей, памятниками прошлого, а ещё любовь к хорошим книгам и кино.
Николай Николаевич и Анна Михайловна уверены, что секрет семейного счастья не так уж непостижим. Главное – не стремиться переделывать друг друга, что-то ломать, а потом заново выстраивать. Нужно просто жить. А любовь к жизни, к своему делу, любовь и уважение друг к другу – это энергия, которая по-прежнему держит вместе.
Евгений Толмачёв, фото из личного архива семьи Болговых