Недавно у нас в школе проходил «день босяка». Это значит, что один раз можно запросто прийти на уроки в мятом, или в рваном, или в любимом домашнем. Один день разрешается прожить в режиме «праздника непослушания». А дальше все вновь вернутся к привычной классической форме одежды.
👔 Школьная форма, распорядок, правила и иные регламенты даются особым детям гораздо сложнее, чем их нейротипичным сверстникам. Каждому из родителей особых детей знакомо то состояние, близкое к исступлению и отчаянию, когда ты в сотый раз объясняешь особому ребенку одно и то же правило. Например, после того, как поели, нужно поставить грязную посуду в раковину. Но она то и дело оказывается на столешнице, остается на обеденном столе, сказочным образом попадает даже в кровать, но упорно не доходит до раковины.
На выстраивание любого навыка поведения у особого ребенка мы затрачиваем гораздо больше усилий, нежели в случае с другими учениками. Мы с вами уже говорили о том, что для учеников «Особого классы» мы устанавливаем определенные правила. Подробнее обсудили это здесь.
Их, скорее, можно назвать даже не правилами, а принципами. Все принципы для нас всегда остаются незыблемыми. К примеру:
Любые конфликты решаются только словами. Ни в коем случае не физически, не дракой.
Или
На уроке действует принцип «уровня шума». Во время групповой работы, активного обсуждения шум достигает отметки, которую мы обозначаем как «5». Во время самостоятельной работы уровень шума - «1» или даже «0».
Принципам мы никогда не изменяем и мы не изменяем эти принципы! Что бы ни случилось, мы им следуем всегда и везде. Вероятнее всего, вы легко добавите в этот список свои принципы, например:
🔴 ребенок не уходит вместе с незнакомыми людьми, не садится к ним в машину, не берет у них никаких предметов
🔴 мы переходим на зеленый сигнал светофора, а на красный стоим
🔴в магазине мы оплачиваем покупку, а лишь затем покидаем магазин
Принципы нерушимы. Но есть еще и правила.
Какая разница?
Правила проще всего объяснить на примере игр. Правила - это то, что можно менять! Сегодня мы с детьми собрались поиграть в мяч, встаём в круг, катаем и перекидываем мяч друг другу. Проигрывает тот, от кого мяч ушёл за пределы круга.
Завтра мы так же встаём, но задаём новое правило: действуем только ногами, как в футболе. Дотронулся руками - покидаешь игру. Послезавтра снова меняем правила: теперь перекидываем мяч только руками, стараемся не уронить и ни в коем случае не касаемся его ногами. Правила мы проговариваем заранее, перед началом игры. Разумеется, если сделать это в процессе, то это вызовет огромный негатив.
Зачем мы это делаем? Потому что благодаря смене правил мы работаем с разными областями развития. Например, оттачиваем ловкость, глазомер, точность движений у детей. Помогаем выстраивать коммуникацию: «Эй, Маша, кидай аккуратнее!» - «Вася, готов? Внимание, лови!» А еще с помощью смены правил мы их диагностируем: что ребёнку дается проще? А с чем у него есть трудности?
☝И, конечно, таким способом мы приучаем детей к тому, что правила могут меняться. И к этому нужно относиться спокойно: сегодня одни правила, завтра другие, более сложные или, наоборот, более простые. Ребенок понимает: нет ничего страшного в том, что сегодня в тех же обстоятельствах что-то поменялось. Мир от этого не рухнул. В воспитании и обучении особых детей это помогает обрести свободу действий, перемещений, преодолеть избыточные ритуалы или болезненные стереотипы поведения.
Если мы объясняем особому ребенку (слово «особый» из этой фразы можно смело убрать), что правила могут меняться, это дает нам с ним более высокую степень свободы на будущее. Постепенно приучаем к усложняющимся или растущим требованиям. Вчера ты получал пятерку за то, что сам написал целое предложение. Завтра эта пятерка будет выставлена за целый абзац. Потом - за целый текст. «Ставки растут», и это абсолютно нормальный процесс. Меняется уровень мастерства ребенка, и вместе с этим меняются правила. Но при этом остаются неизменяемые принципы, которые дают ощущение стабильности и безопасности, как любые незыблемые вещи.
Вы можете называть эту пару понятий иначе. Например, не «правила и принципы», а «условия и правила» или «обычаи и догмы». Терминология здесь вторична. Важна суть, и думаю, что понимание этой разницы есть у каждого из моих читателей. Скоро продолжим тему. А пока буду рад, если вы поделитесь, с какими трудностями сталкиваетесь, когда устанавливаете какие-то правила в воспитании и обучении своих детей.