1. Для взаимодействия нужны минимум 2 стороны. По факту их может оказаться больше. Для того, чтоб анализировать суть нужно об этом помнить всегда! Весьма нелогично по части судить о целом…
2. Взаимодействие – явление, как и множество других, само по себе нейтрально. Понятие означает что есть:
- действия с 1 стороны, которые влияют на другую сторону (если их всего 2) или стороны (если их больше),
- действия с 2 сторон, которые влияют уже на 2 стороны (если их 2) или более (если их больше).
На самом деле это иллюзия, что действия 1 стороны влияют только на другую. В этом мире все взаимосвязано и цепная реакция есть всегда. Мы просто ее видим или не видим. Для этого нужно целостное, системное и надсистемное мышление.
3. Логическое мышление - это не про математические способности. Логическое мышление в области взаимодействия это про умение видеть причинно – следственные связи в их многовариативном формате да еще в расширенной временной линии (для этого нужно временное мышление).
Что это означает, если совсем по простому? У любого следствия есть причины и у любого действия будут последствия.
Поэтому если нам не нравятся или нравятся последствия, то хорошо бы отмотать назад и добавить еще аналитическое мышление.
4 и 5. Цели…. Хороший вопрос. А каковы цели? У каждой из сторон во взаимодействии? Совпадают? Их можно объединить? Нейтральны по отношению к друг другу? Противоречат или взаимоисключают друг друга?
Как реально понять, что они совпадают? По усилиям…. Усилия приводят к действиям.
Конкретным поступкам. Очень важно различать красивые слова и некрасивые поступки, понимать суть слов и суть дел.
Усилия нужны всегда. У нас есть пословица – под лежачий камень вода не бежит. Это верно. Вся наша жизнь – это сплошные усилия. Хочешь достичь цели - совершай усилие. Хочешь результат – совершай усилия. Хочешь быть человеком – совершай усилия! Хочешь быть достойным человеком с высоким уровнем морально – нравственных ценностей – совершай сверх усилия! Хочешь быть свободным от многочисленных соблазнов - совершай мега усилия.
В усилиях формируется характер человека, а без усилий деградирует.
Именно цели и усилия придают взаимодействию плюс или минус, тот или ной цвет.
Но не все хотят прикладывать усилия. Инфантильность – это проще. Это легче. Сижу, жду… Пусть кто-то сделает, а я еще покапризничаю, поковыряюсь. Или буду прикладывать усилия, но там где они нужны меньше… Значит там, где путь попроще… Обычно инфантильность означает, что человек находится в психологическом возрасте ребенка.
6. Что это означает для взаимодействия? Что нужно, чтоб оно было конфликтным и мы не достигали целей:
- разные цели,
- несовпадение целей и действий,
- при наличии общих целей минимальные усилия или их полное отсутствие.
А что нужно, чтоб взаимодействие было конструктивным?
- общие цели,
- совпадение целей и действий,
- наличие достаточного для достижения цели уровня усилий.
- с какого количества сторон? Минимум с 2.
7. Роли… Это особая тема и очень большая. Здесь можно посмотреть на взаимодействие людей с сточки зрения психологических возрастов: ребенок, подросток, юноша, взрослый, зрелый. Ведь то, что человек одет во взрослые штанишки означает только то, что он вырос физиологически. А вырос ли он психологически еще вопрос. Так что неплохо бы, что мы еще умели мыслить глубинно, гибко и структурно. Хорошо бы, чтоб все это еще и одновременно.
С точки зрения ролей и ролевых игрищ – тиран, жертва, спасатель, хозяин… А еще родитель, ребенок, взрослый.
Очень интересно рассматривать взаимодействие в таком контексте.
Но важно различать – роли могут быть проявлены по наличию реальных обстоятельств и по … призванию… (независимо от наличия обстоятельств).
Например, жертва по призванию - инфантильна, тиран по призванию – проявляет агрессию и давление под любым предлогом, а потом ему уже и предлог не нужен. И тот, и другой - отменные манипуляторы. А еще эти роли могут объединится в одном человеке, возможно добавив 3 роль – спасатель. В итоге смесь получается гремучая и невероятно разрушительная. Особенно, если они все еще и друг с другом встретились.
Нам всем очень хорошо известен фильм «Москва слезам не верит». 2 серии… Но если бы Катерина сказала Людмиле «нет» и не только ей…. Для этого хорошо иметь позитивное мышление (вместо розовых очков) вместе с критическим.
Если бы Екатерина умела говорить «нет»… Если бы она умела прикладывать усилия во всех сферах своей жизни…. Если бы она прикладывала усилия по тому, чтоб всегда держать в фокусе своего внимания морально - нравственные ценности и не поддаваться соблазнам, будучи от них свободной… А что же Люда? Усилия есть, но прикладываются там, где путь попроще. А как с морально – нравственными качествами? Печаль полная по всем направлениям. Что со свободой от соблазнов? Ничего. Полностью в них. А как с ролями? Тиран… Если шанс изменить такого человека? Ничего ведь не изменилось к концу фильма…
И тогда главный вопрос – а нужно ли с ней взаимодействие? Ведь масштаб разрушений уже понятен.
8. Результат… Взаимодействия….
Часто к теме коммуникаций весьма поверхностное отношение. Это же не дрова таскать… Заводы строить. Какой тут может быть результат? Это так… «ля-ля, тополя».
Но взаимодействие пронизывает все. Поэтому на результат влияет очень сильно, а иногда целиком и полностью его создает. И в жизни, и в работе.
Татьяна Аржаева
ТСК Лаборатория развития
P.S. Что вверху, то и внизу.