Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Москва, любовь моя" (СССР–Япония, 1974), "Среди добрых людей" (СССР, 1962), "Неоконченная повесть" (СССР, 1955): "за" и "против"

Среди добрых людей. СССР, 1962. Режиссеры Евгений Брюнчугин и Анатолий Буковский. Сценарист Юрий Збанацкий. Актеры: Вера Марецкая, Софья Павлова, Ирина Мицик, Юра Леонтьев, Люда Забродская и др. 30,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Евгений Брюнчугин (1899–1981) поставил семь полнометражных картин, из которых только одна – мелодрама «Среди добрых людей» – вошла в тысячу самых кассовых советских фильмов.

Режиссер Анатолий Буковский (1925–2006) поставил 14 фильмов, из которых только картина «Среди добрых людей» вошла в тысячу наиболее популярных советских фильмов.

Во время войны мать потеряла маленькую дочь, но она не погибла, ее воспитала другая женщина…

Феномен мелодрамы «Среди добрых людей» из тех, когда для аудитории не имели никакого значения имена режиссеров и сценаристов, а зрительский успех определялся трогательной мелодраматической историей приемного ребенка…

Мелодрама «Среди добрых людей» и сегодня нравится многим зрителям XXI века:

«Добрый, милый фильм. Очень хотела его увидеть, и наконец–то ... Получила истинное наслаждение» (Елена).

«Один из самых любимых мною фильмов. Любимая роль Марецкой. Не могу смотреть этот фильм без слез» (Н. Волкова).

«Очень добрый, человечный фильм! Затрагивает за живое! И сама Вера Марецкая прекрасна в этой роли! Огромное спасибо всем создателям этого шедевра!» (Виталий).

«С огромным удовольствием смотрела фильм "Среди добрых людей". Давно не видела его. Уже стала подзабывать... Посмотрев первые кадры, всё вспомнилось... Замечательный фильм, за душу берёт. Без слёз смотреть нельзя. Не то, что современные сериальчики, так и ждёшь, когда же тягомотина закончится... Учит фильм добру, состраданию, взаимопомощи… Спасибо огромное за этот шедевр киноискусства!» (Ирина Рулла).

«Замечательный и добрый фильм. За душу берет. Вроде бы тема в фильме, история, прямо для латиноамериканского сериала. Но так талантливо снято, с неподдельным состраданием, с любовью к обычным людям, с неподдельным драматизмом, а где–то и с юмором, что смотрится на одном дыхании. Не фальшивка. … Вера Марецкая и Софья Павлова – просто, как здесь сказали, две жемчужины нашего кино. Фильм учит добру, состраданию, вере, чему–то истинному и настоящему» (Михаил).

Киновед Александр Федоров

-2

Неоконченная повесть. СССР, 1955. Режиссер Фридрих Эрмлер. Сценарист Константин Исаев. Актеры: Элина Быстрицкая, Сергей Бондарчук, Софья Гиацинтова, Евгений Самойлов, Евгений Лебедев, Александр Лариков, Герман Хованов, Юрий Толубеев, Эраст Гарин и др. 29,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Трижды Лауреат Сталинской премии режиссер Фридрих Эрмлер (1898–1967) поставил 15 полнометражных фильмов, два из которых («Она защищает Родину», «Неоконченная повесть») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Главный герой (Сергей Бондарчук) из-за болезни оказывается прикованным к постели. И… влюбляется в женщину-врача (Элина Быстрицкая), которая пытается его лечить…

В отличие от многих ультра–политических фильмов Фридриха Эрмлера, перенасыщенных идеологией (один «Великий гражданин» чего стоит!), «Неоконченная повесть» – сентиментальная цветная мелодрама. Именно поэтому она и стала самой популярной работой Ф. Эрмлера.

Будущий гениальный режиссер, а в 1956 году – кинокритик Эрик Ромер (1920–2010) – писал в знаменитом журнале Cahiers du cinéma: «Неоконченная повесть» — постановка не без находок. Эрмлеру не хватает чувства юмора Барнета или живописного мастерства Донского, но некоторые эпизоды его картины являются прекрасными образцами кинематографа русской школы: неумелые ухаживания коллеги–врача, семейное застолье, ночная встреча с поющими студентами. Этой теплой повседневной интонации Советам стоило бы держаться, развивать ее — хотя, по правде говоря, они от нее никогда и не отказывались. Во всяком случае, именно постановочная точность и особенно правдивость игры актеров спасают финал от нелепости. ... Воскреснут ли призраки прошлого? Или, отринув традиции как классической литературы, так и соцреалистической догмы, в последующие годы советское кино пойдет по новому, совершенно неожиданному пути? Вот бы оно преподнесло нам такой сюрприз!» (Ромер, 1956).

Киновед Изольда Сэпман (1934–2005) писала, что «Неоконченная повесть» лишь по первому взгляду существовала в русле общей тенденции, на самом же деле стояла среди фильмов тех лет особняком. В то время как пафосом времени было освоение повседневности, Эрмлер хотел создать фильм о любви возвышенной, выводящей человека за рамки обыденного, стимулирующей все лучшие человеческие свершения. О любви, которая служит источником творческого вдохновения. Избрав интимнейшую сторону человеческой жизни, любовь, Эрмлер, по существу, утверждал эту тему как гражданскую. … концепция нового фильма Эрмлера — концепция любви как гражданского чувства, любви как неотъемлемой части общественного существования человека. … если оценивать «Неоконченную повесть», отвлекаясь от конкретной кинематографической ситуации (этот экзамен она как раз выдержала), а с позиций большого искусства, как того заслуживает Эрмлер, фильм стал творческим поражением. Прямолинейность и однозначность в воссоздании сложных жизненных ситуаций, которые современниками воспринимались как отпечаток номенклатурной эстетики предшествующего периода, были обусловлены иными, более глубокими причинами: в работе над «Неоконченной повестью» обнаружились ограниченные возможности творческого метода Эрмлера — локальность сферы его применения. Присущий режиссеру способ видения жизни и приемы ее художественного освоения, оптимальные для политического кино, оказались несостоятельными там, где дело коснулось иных житейских ситуаций, иных психологических коллизий. … Работая в рамках собственной эстетической системы, оставаясь верным своим творческим принципам, режиссер, тем не менее, потерпел поражение. Идея великой всепобеждающей любви и идея общественной, гражданской значимости личной жизни человека, обе чрезвычайно важные для режиссера, не воплотились в живых, индивидуальных, психологически разработанных характерах. Эрмлер всю жизнь занимался психологией социального типа. Сюжет «Неоконченной повести» подразумевал исследование индивидуальной психологии. Для этой задачи творческий метод Эрмлера не был предназначен» (Сэпман, 1974).

Киновед Петр Багров писал о «Неоконченной повести» так: «Картина вышла в оттепельном 1955 году. Эрмлер даже ввел соответствующую метафору: кульминационная сцена начинается кадрами ледохода на Неве. Казалось бы, классический оттепельный фильм: мелодраматическая история «об обыкновенных советских людях» (она — «скромный участковый врач», он — «простой советский инженер»), сценарий и вовсе назывался «Наши будни». Но проницательный Ефим Добин на обсуждении фильма сказал, что отсутствие в названии эпитета «великий» сути не меняет. Потому что ничего скромного и простого в героях не было, и фильм рассказывал о великой любви, которая способна вернуть человека к жизни. А ведь речь идет не о поэтическом кино (там все это было бы вполне уместно), а об очередном разговорном фильме. Только на этот раз бесконечные дискуссии ведутся не о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, а об интимных, личных переживаниях героев. Эрмлер давно мечтал поставить фильм о любви, задумывал «Наивную симфонию». Получилась же все та же «эстетика партсобраний» с «очными ставками» и «обвинительными приговорами». И все они — Инженеры и Врачи с большой буквы и с большой буквы Простые и Скромные. Проявляется это даже в мелочах: «скромный участковый врач» к тому же еще депутат горсовета, а «простой советский инженер» — член Комитета защиты мира... В середине 1950–х приходит второе дыхание к Хейфицу, Райзману, Пырьеву, возвращается в кинематограф Козинцев. Эрмлер же оказался в полной растерянности. Михаил Блейман грустно описал это: «Как и его герой, лишенный возможности двигаться, он мечтал совершить удивительное волевое усилие — встать и пойти. Он и осуществил это усилие в фильме. Не в жизни». «Неоконченная повесть» была принята благожелательно, но с легким недоумением. Думаю, что провал Эрмлер перенес бы легче» (Багров, 2008).

«Неоконченную повесть» многие зрители вспоминают и сегодня.

Мнения «за»:

«Отличная роль Быстрицкой. И то, что она в прошлом медик (хотя, медики "бывшими" не бывают) – очень ей помогло. Профессионала видно сразу, детали выдают. Посмотрите, как, надевая медицинский халат, она заученно придерживает рукав платья, чтобы не заминался и не лез вверх. И все манипуляции верны, и общение с больными на высоте. Жаль, конечно, что любовную линию ей приходится "вытягивать" одной, без помощи партнёра. В этом смысле фильм потерял большую долю скрытого драматизма, который нашёл бы ещё больший отклик у зрителей» (Калинка).

«Не перестаешь восхищаться главной героиней, такой правильной, целеустремлённой, уверенной, мудрой, уравновешенной женщиной! Мне вообще очень нравятся женщины такого склада, и вот эта героиня Быстрицкой очень напоминает героиню Марианны Стриженовой Машу в «Высоте» и животновода Наталью Сергеевну (актриса Лилия Гриценко) в «Верных друзьях» (Мими).

«Прекрасный фильм, смотреть который интересно всегда. Красивый и чистый город, в котором мало машин и людей, где можно было жить и дышать» (Валентина).

«Мне понравился фильм, понравилась игра актеров – просто великолепная. … Сам образ Елизаветы Максимовны меня глубоко тронул, потому что и моя бабушка была таким врачом. У нее был настоящий дар ставить диагноз точно и быстро, и всегда ее просили принять люди, которые никак не относились к ее участку. Она принимала. Вставала ночью, быстро собиралась и уходила, когда звонили в дверь соседи – кто–то заболел в доме. Я ее ругала, вызвали бы скорую, а тебе надо спать. Она отвечала, что дала клятву Гиппократа и никогда не откажет больному. … Вот ее–то, мою бабушку, и напомнил мне этот фильм. И еще похвалю дивные кадры Ленинграда. Смотрю на советские города в фильмах 1950–х – 1960–х с восхищением. Как же быстро восстановили города после страшной войны! Какие они были красивые, чистые, безопасные, зеленые, полные света!» (Элиабель).

Мнение «против»:

«Неоконченная повесть» – фильм промежуточный, слабый, мыльная опера для сентиментальных дам. Провал Эрмлера. Фальшивая, оглупляющая патока. И там для меня неприятны все, а не только исполнительница главной роли. Эрмлер снял надуманный, ненужный, холодный фильм. В середине 1950–х это стало проблемой для многих мэтров советского кино: как вписаться в новое время, о чём говорить с современным зрителем? ...фильмец «Неоконченная повесть» – на помойку и забыть!» (Мономах).

Киновед Александр Федоров

-3

Москва, любовь моя. СССР–Япония, 1974. Режиссеры Александр Митта, Кенджи Йошида. Сценаристы: Александр Митта, Эдвард Радзинский. Актеры: Комаки Курихара, Олег Видов, Валентин Гафт, Татьяна Голикова, Иван Дыховичный, Олег Ефремов и др. 29,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Митта поставил 15 полнометражных игровых фильмов, пять из которых («Экипаж», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Москва, любовь моя», «Друг мой, Колька!», «Точка, точка, запятая…») вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.

Хорошо помню, как осенью 1974 года я попал на творческую встречу с Олегом Видовым, и тот с горечью рассказал, как из мелодрамы «Москва, любовь моя» по требованию японских продюсеров были безжалостно вырезаны эпизоды с участием Маргариты Тереховой. А потом он улыбнулся: «Ну, хоть вы сейчас их увидите…». И показал сцены, где Маргарита Терехова в расцвете своей молодости блестяще сыграла роль соперницы героини Комаки Курихары. Когда в зале зажегся свет, Олег Видов сказал: «Ну, что, теперь вы понимаете, почему японцы уничтожили роль Тереховой? Она же полностью переиграла Курихару!»…

Да, очень жаль, что и потом первая режиссерская версия фильма «Москва, любовь моя» так и не была восстановлена…

В год выхода этого фильма на экран советские кинокритики оценили ее неоднозначно.

К примеру, Лев Аннинский (1934–2019) в «Советском экране» посчитал, что «Москва, любовь моя» выполняет разные задачи: взаимоознакомление японской и советской культур и скорбь, память, гнев против атомного ужаса. И, хотя, эти «задачи фильм выполняет вполне удовлетворительно: он пропагандирует наше искусство и служит благородному делу укрепления дружбы между советским и японским народами. Возможно, если бы режиссер А. Митта сосредоточился лишь на одной из этих задач, но постарался бы исчерпать тему на всю глубину, то при его мастерстве мы имели бы фильм просто незаурядный» (Аннинский, 1975: 9).

Мнения нынешней аудитории об этом фильме в основном восторженные:

«Больше всего впечатляет игра актёров Камаки Курихара и Олега Видова. Они действительно подняли сюжет мелодрамы из заурядности до настоящего, впечатляющего искусства. Низкий поклон им. Хотелось бы отметить и музыку – незатейливую по мелодии, но доходящую до сердца и души. Великолепный актёрский ансамбль и музыка, светлой, мощной канвой прошли через весь фильм « (И. Кувшинов).

«Да, фильм действительно прекрасный очень красивый и вместе с тем тяжелый. … Какие ужасные последствия лучевой болезни. … Мне всегда очень тяжело после таких фильмов. Хожу, а словно пелена стоит перед глазами все это в голове крутится. Очень страшно и больно» (Валера).

«Удивительно красивый, лирический, просто щемящий фильм! … Интересный сюжет, замечательно играют молодые красивые актеры, музыка, берущая за душу! Смотрела бы и смотрела его ещё» (В. Никитенко).

«Сегодня вновь посмотрела этот прекрасный, трогательный, пронзительный и щемящий фильм. Помню, что в детстве он произвёл на меня большое впечатление. Идея фильма очень правильная и отражает то время, когда он снимался: война ужасна, она может вернуться бумерангом и ударить даже через много лет, поэтому крайне важно не допускать новой войны. Моё поколение наверняка помнит, как часто мы в те годы слышали слово "мир"» (О. Сергеева).

«На днях в разговоре вспомнили этот фильм, а сегодня с большим удовольствием я его посмотрела снова. Когда увидела его в первые, в далекой юности, была по–настоящему ошеломлена. Таким светлым и пронзительным он показался мне. От Юрико и Володи не оторвать глаз, молодые, красивые, модные. По тем временам они были как будто из другого мира. Музыкальная тема не забывается до сих пор, я часто напеваю ту мелодию… Вроде бы, и знаешь о трагическом финале, но до последнего надеешься, что чудо произойдет. Юрико в исполнении Комаки – нежное, хрупкое создание, Видов, да, немного деревянный и зажатый, но скорей всего, он и в жизни такой. Просто режиссеры эксплуатировали его внешность, но пара–то получилась, действительно, красивая. На его месте невозможно представить никого другого!» (Т. Галишникова).

Киновед Александр Федоров