Найти тему
Политехнический музей

Догнавший «Руссо-Балт»

Оглавление

90 лет назад родился Лев Михайлович Шугуров — инженер-конструктор, председатель автомотоклубов, комментатор, патриарх отечественной автожурналистики, по крупицам восстановивший историю марки «Руссо-Балт», и просто удивительно интересный человек.

Лев Шугуров родился 22 марта 1934 года в семье инженера по строительству дорог и машинистки одной из московских газет. В 1952 году поступил в МГТУ им. Н.Э. Баумана, чтобы стать инженером-конструктором автомобилей. На четвёртом курсе за создание двигателя для гоночных машин получил премию Жуковского. Защитил диплом по теме «Микролитражный автомобиль» и поступил в конструкторское бюро кузовов на МЗМА (АЗЛК).

Уже через полгода молодой инженер стал ведущим конструктором по гоночным автомобилям. В частности, под руководством Шугурова был создан «Москвич-Г3-407», на котором дважды выигрывали первенство СССР по кольцевым гонкам, и двигатели для «Формулы-1» (проект был закрыт). Интересно, что «Москвич-Г3-407» был полностью собран 12 апреля 1961 года, в день полёта Юрия Гагарина.

Ещё в 1958 году в журнале «За рулём» вышла первая публикация Льва Шугурова на тему микролитражного автомобиля, над которым он работал в МВТУ. И этот автомобиль сохранился в коллекции Политехнического музея!

-2

В 1961-м Шугуров писал в журнал уже постоянно, а в 1967-м уволился с МЗМА и стал штатным сотрудником отдела «Наука и техника». Быстро получил должность заведующего отделом и стал членом редколлегии. Работал в «За рулём» до 1994 года. Параллельно писал для 80 изданий об отечественной автомобильной и мотоциклетной технике, автоспорте, истории автомобилестроения и даже делал обзоры зарубежных новинок. Многие хорошо помнят его публикации в журналах «Наука и жизнь», «Моделист-конструктор» и других.

Именно Шугуров создал в «За рулём» знаменитую рубрику «Из коллекции «За рулём» на последней обложке журнала. Соавтором рубрики стал великолепный художник Александр Захаров. Рубрика выходила с 1977 по 1990 год.

Даже многочисленных публикаций в СМИ для выхода кипучей энергии Шугурова не хватало. Он писал книги, по крупицам восстанавливая историю автомобильных марок XX века. В начале 1980-х вышла первая книга Льва Михайловича «Автомобили страны Советов». Затем – трёхтомник «Автомобили России и СССР», посвящённый столетию первого русского автомобиля, «Под знаком льва», «История Рено в России», «Старая любовь не ржавеет», фотоальбом «Автомобильная Москва», «Гоночные и спортивные автомобили», «В зеркале заднего вида»...

Главной книгой Шугурова стала «Погоня за Руссо-Балтом». Материалы для неё Лев Михайлович собирал несколько десятилетий, и из газетных заметок, мемуаров, архивных документов и старых фотографий восстановил для нас легенду. Прекрасная книга была издана тиражом 2500 экземпляров. Сейчас это библиографическая редкость.

Этот труд особенно ценен для нас, так как в мире сохранилось всего два «Руссо-Балта», и один, из них, легковой К12/20 1911 года — жемчужина автомобильной коллекции Политехнического музея. Многие сотрудники музея хорошо знали Шугурова и восхищались его эрудированностью, несовременной интеллигентностью и неискусственной доброжелательностью.

Этот внешне небольшой, но на деле колоссальный человек ушёл в 2009 году, в столетие «Руссо-Балта».

Интересные факты

  • За трёхтомник «Автомобили России и СССР» Льву Михайловичу Шугурову хотели присудить учёную степень без защиты диссертации. Шугуров отказался.
  • В 1960-х годах Лев Михайлович был председателем скоростного комитета Федерации автомобильного спорта СССР, с 1975 года до конца 1980-х годов — председателем клуба «Следопыты автомотостарины» (САМС).
  • В 1967 году Шугуров сконструировал автомобиль, игравший роль «Антилопы гну» в фильме «Золотой телёнок» Михаила Швейцера. Причём руль поставил не слева, что было проще, а справа — в соответствии с историческими реалиями.
-3
  • С 1980-х годов комментировал чемпионаты СССР по автомобильным гонкам и стал первым комментатором чемпионатов «Формулы-1» на российском телевидении.
  • Автомобиль Лев Михайлович Шугуров не водил — просто не хотел.