Найти тему
Инвест-Форсайт

Проблемы цифровизации в крупных компаниях

Мировая экономическая ситуация требует от России выйти на новый уровень технологического суверенитета. Сегодня тема цифровизации экономики не только популярна, но и необходима в связи с санкционным давлением.

   Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

С февраля 2022 года странами Запада и США введены новые санкции на ввоз в Российскую Федерацию современного оборудования и новейших технологий. В связи с уходом из России различных предприятий из недружественных стран с трудностями столкнулись, главным образом, наукоемкие и высокотехнологичные отрасли промышленности. Появились проблемы, которые связаны с прекращением поставок импортных товаров и их импортозамещением.

О цифровизации экономики говорили очень давно, еще в советское время в 50–70 годах. Известный в то время академик Китов Анатолий Иванович, которого все считают основателем советской кибернетики, предложил создать в Советском Союзе сеть на основе электронно-вычислительной машины, которая бы собирала, обрабатывала и анализировала всю информацию о важных процессах в экономике и выдавала бы пути решения разных задач. Эта идея в то время могла бы подтолкнуть наше академическое сообщество инженеров к развитию отечественных электронно-вычислительных машин, так как тогда мы уже отставали в развитии этого направления от США. Но эта идея не нашла поддержки у руководства государства. И только к концу 70-х годов все-таки приняли решение построить такую систему. Но мы опоздали, так как американцы уже проектировали свою сеть, которая потом стала прототипом сегодняшнего Интернета.

Однако и сегодня не все глубоко понимают, что же такое цифровизация экономики, цифровая трансформация промышленности, внедрение в бизнес-процессы новых современных технологий, которые смогли бы вывести крупные компании на более высокий уровень развития. Автоматизация отдельных бизнес-процессов на предприятии — это одно, а полная перестройка всех процессов компании — это совершенно другое. Для того чтобы провести цифровизацию промышленности или крупной компании, необходимо полностью перейти на автоматизированное производство, которым бы управляли интеллектуальные системы для повышения эффективности производственных и технологических процессов, для сокращения затрат и простоев, для повышения безопасности и исключения влияния человеческого фактора на тот или иной процесс. И здесь возникают вопросы: как же компаниям перейти на более высокий уровень? Как отстоять свой технологический суверенитет? Как оставаться конкурентоспособным? Ответ на эти вопросы очень простой: внедрять новые технологии. А следом возникает вопрос по поводу того, кто конкретно в компании должен этим заниматься и какие финансовые вложения необходимы.

В настоящее время экономика Российской Федерации включена в процесс цифровизации. Однако различные исследования показывают, что сегодня есть ряд проблем, с которыми сталкиваются российские компании при планировании и освоении новых цифровых решений. Это недостаток таких специалистов, как программисты, архитекторы сетей и других; это отсутствие у персонала навыков для внедрения новых решений; это цифровая неграмотность; наличие старых систем с несовершенной архитектурой; неверный выбор новых технологий.

Однако, на мой взгляд, главные же причины проблем цифровизации на предприятиях и в крупных компаниях — это не только недостаточная подготовка IT-специалистов, у которых не стоят задачи думать о повышении рентабельности и прибыльности компании, а и то, что руководством уделяется больше внимания новым технологиям и процессам, а не кадрам. Поэтому необходимо формировать новые команды специалистов с теми компетенциями, которые являются в этом процессе главными, необходимо прививать сотрудникам новую культуру, ориентированную на расширение бизнеса, проводить обучение цифровой грамотности.

Большинство предпринимателей и руководителей хотят увидеть ощутимые результаты преобразования своего предприятия в течение короткого периода. А ведь цифровая трансформация не только и не столько про технологии, сколько про изменение подходов к работе, мышлению, культуре. И важно понимать, что цифровизация — это лишь инструмент, она не выведет вас автоматически на новый уровень. Придется меняться всем, в том числе руководителю, собственникам и всему персоналу компании.

Новые цифровые технологии выдвигают новые требования как к уровню знаний и компетенций специалистов, которые будут эти технологии внедрять, так и к тем, кто будет ими пользоваться. Требуются масштабные мероприятия по обучению и переобучению, формированию мотивации, преодолению сопротивления инновациям.

В первую очередь изменения отразятся на сотрудниках компаний. Далеко не все окажутся готовы к инновациям, к новым требованиям. Это зависит от очень многих факторов, таких как образование, опыт, личные качества. Обязательно найдутся те, кто болезненно воспримет изменения и технологические нововведения, и это понятно. Люди боятся перемен, которые могут обратиться в сокращения, боятся потерять работу.

Цифровизация экономики — сложная комплексная задача, для решения которой требуется достаточно много специалистов со всеми необходимыми компетенциями. Компаниям придется менять себя изнутри и нарабатывать новые компетенции. И я считаю, что залогом успешной цифровизации и цифровой трансформации любых предприятий, и особенно крупных, так же как и при реализации любых новых проектов, является работа, и в первую очередь, со своими кадрами.

АВТОР: Светлана Зыбенко
Канд. экон. наук, доцент кафедры товарной экспертизы и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова