Возможно, именно благодаря этой картине супруге одиозного монарха удалось сохранить жизнь.
Реставраторы Лувра впервые провели консервацию — укрепление всех слоев, очистку и восстановление в первозданном виде портрета королевы Тюдоров, Анны Клевской, работы придворного художника Ганса Гольбейна-младшего. Картина была написана в 1539 году по заказу Генриха VIII, который подыскивал себе новую жену. Как гласит история, король влюбился в портрет благодаря мастерству живописца. И теперь, спустя четыре сотни лет, картина предстанет перед посетителями Лувра такой, какой ее увидел английский монарх.
- Портрет, как известно, стал причиной неприятностей, по крайней мере для короля, который сначала был очарован внешностью Анны. Но увидев «оригинал», так же сильно был разочарован. Как оказалось, Генриха VIII влюбили в себя не утонченные черты Анны Клевской, а сила искусства и мастерство Гольбейна.
После восстановления полотна в былом великолепии можно узнать, какой он впервые увидел потенциальную невесту: в богатом платье из красного бархата на ярко-синем фоне, почти светящаяся кожа и карие глаза в обрамлении чепца из прозрачного льна и головного убора с драгоценными камнями.
- Как пишут историки, Генрих был восхищен «милым, кукольным личиком, которое смотрело на него в ответ, светлыми волосами, нежными глазами, губами и подбородком и скромным, девическим выражением». Это описание подтверждается недавно отреставрированным образом.
Ранее картина, которая хранилась в Лувре с момента открытия в 1793 году, имела приглушенные тонна: фон выглядел больше зеленым, чем синим, а насыщенный красный превратился в тусклый кирпичный оттенок. Эксперты отмечали, что картина получилась «темной и призрачной». Однако теперь оценки звучат ровно противоположно.
«Эта потрясающая работа позволяет нам увидеть, какой яркой и красочной на самом деле могла быть середина XVI века», — рассказал историк Оуэн Эммерсон.
«Она показывает, что Гольбейн действительно был одним из ведущих художников-портретистов своей эпохи. Лицо, цвет кожи и детали просто потусторонние», — добавил искусствовед Адам Бусякевич.
Очистка картины также открыла некоторые ранее невидимые детали: в левом уголке рта Анны стала заметна родинка. По словам специалистов, можно представить, что эта естественная красота и очарование покорили короля, и он согласился жениться, учитывая, что Гольбейн славился правдоподобностью своих портретов.
- Что на этот раз пошло не так — неизвестно. Возможно, красота оказалась в глазах смотрящего на Анну художника, но не короля. Либо придворный живописец польстил своей натурщице. А может, желание окружения монарха (например, советника Томаса Кромвеля) женить его на представительнице протестантов заставило художника приукрасить оригинал. История об этом умалчивает, зато подробно рассказывает, что брак так и не стал настоящим. Генрих все полгода жаловался на то, как Анна ему не нравится, и через шесть месяцев добился-таки развода.
Однако можно сказать, что судьба Анны Клевской оказалась более счастливой, чем всех предыдущих и последующих жен Генриха VIII, которых она пережила. После того, как она безропотно приняла все условия развода, Анна стала «любимой сестрой короля».
Монарх был так рад, что обеспечил ее жалованьем и несколькими богатыми поместьями, оставил при дворе, где ее любили все — от фрейлин до слуг, и с тех пор относился к Анне очень тепло. Несмотря на позволение повторно выйти замуж, Анна, по словам историков, отказалась от этой затеи и пользовалась невиданной для женщин тех времен свободой. Вероятно, в ее жизни портрет Гольбейна сыграл счастливую роль.