Январский номер ежемесячного литературно-художественного и общественно-политического журнала «Сибирские огни» за 2023 год полон комических моментов, отображающих суровость жизненных реалий, но вместе с тем и направляющих читателя в мир правды, добра и счастья.
Начинает номер роман Янги Акуловой «Преступная гардеробщица». Главная героиня произведения – Надежда Владиславовна Евфимкина, кандидат физико-математических наук, она любит ходить на спектакли, но по стечению обстоятельств устраивается на работу гардеробщицей в театр: «И вот теперь я здесь, тоже в особенном месте – в том самом, с которого, страшно сказать... начинается театр». Через комические сцены из жизни Надежды читатель может ощутить истинный трагизм женщины, её одиночество и разительную непохожесть на окружающих. Чувство авантюризма порой берёт верх над рационализмом, и героиня попадает в нелепые, а порой и опасные ситуации (появление в гримёрке, ночь в театре, просмотр спектакля в рабочее время и др.): «Без бдительности гардеробщица, как и разведчик, пропадет». Остальные персонажи в сознании Надежды предстают героями детской сказки (Шерхан, Зебра, Мартышка). Параллельно с основным сюжетом в произведении периодически появляются эпизодические зарисовки о Фее и детях, которые сходили на спектакль «Маугли». Окончание романа планируется в следующем номере.
Поэтическая подборка Екатерины Яковлевой «Лимонница в листопаде» (сопровождаемая рисунками Натальи Яковлевой) выдвигает торжество памяти и жизни над всем, что есть или возможно когда-либо:
Как против смерти преступление,
В вельветовом цилиндре тельца
Качало маятник биения
Огромное – с пылинку – сердце.
Или:
Сад. Из него не уйти –
Сумерки в нем или пламя.
Как головой ни крути,
Явь – это фото на память.
И ещё:
Жизнь, сколько ни экономь, –
Слишком короткая пленка.
Рассказ Ирины Виноградовой «Осень. Женский род» состоит из трёх частей. В первой («Сентябрь. Петрович») читательскому взору предстаёт охранник Петрович, который «через застарелые слои обиды и зависти мир видит тусклым, сальным». Вторая часть рассказа («Октябрь. Борис») показывает Бориса, продающего щенков, после чего отправляющего заработанные деньги дочери. Третья часть («Ноябрь. Юрочка») отображает судьбу мужчины, некогда послушно ослепшего от родительских наставлений «Чтобы я ее больше не видела» и «Не туда смотришь» касаемо дружбы с девушкой Галей. А после смерти матери и отца «Юрочка потерялся. Он не знал, как стоять в очередях, как зарабатывать, как выживать...». Все три части показательно отображают привыкание человека ко всему, что случается в жизни, но вместе с тем и оголяют надломленность моральных постулатов.
Рассказ Ирины Родионовой «Рядомжитель» написан в комической форме, но оставляет после прочтения печальную нотку. Главная героиня Ольга, всю жизнь проработавшая водителем трамвая, глубоко несчастна и одинока: «И смена, и жизнь Ольги проходили в коротких гудках водителям, в красно-зеленых светофорах, в стрелках и графиках, в городе, то сонном, то дождливом, то беспокойном». Случившийся у отца инсульт подвигает женщину на постоянную помощь другим: «Все люди – братья, в заботе наша сила, нельзя быть равнодушным... Ольга упивалась своим великодушием и надеялась хоть немного искупить вину перед отцом». Но долгожданных спокойствия и прощения она не ощущала…
Также в номере Дарья Князева, Аня Ковалёва, Павел Пономарёв, Павел Сидельников, Надежда Третьякова, Сергей Рыбкин, Василий Нацентов, Дмитрий Бавильский и другие авторы.