Найти тему

Привет из Крыма!

Автор: Вера Панфилова, заведующая отделом изобразительного искусства Музея современной истории Роccии, заслуженный работник культуры РФ

НЕМНОГО ГЕОГРАФИИ

«Алупка. Кипарисы Потемкина и Екатерины II». Россия. 1900-е годы
«Алупка. Кипарисы Потемкина и Екатерины II». Россия. 1900-е годы

Россия, как известно, страна северная. И мест с настоящим южным климатом в ней не так уж много. Черноморское побережье Кавказа освоено было достаточно поздно, во второй половине XIX столетия. Зато в конце XVIII века у России появился Крым. Первыми русскими на полуострове были люди военные: солдаты, моряки, офицеры. Именно они распространили по государству вести о чудесном солнечном крае. Так начиналось освоение Тавриды, как по-античному любили называть тогда эту землю. Весна, начинающаяся в феврале, и лето, заканчивающееся в октябре, теплое море, побережье, укрытое горами от северных ветров, плодородная земля делали полуостров одним из наиболее благоприятных по климату уголков России.

Самой знаменитой путешественницей по Крыму была российская императрица Екатерина II. Проехав в мае 1787 г. из края в край новообретенных земель, государыня назвала Крым «драгоценнейшей жемчужиной» в своей короне. С того времени Крым стал излюбленным местом отдыха для тысяч россиян. Сюда со времен Александра II переезжал на лето императорский двор, здесь творили художники, поэты, композиторы. Сюда ехали соскучившиеся по теплому солнцу жители Петербурга и Москвы, переезжали жить те, кого не устраивал сырой и прохладный климат северной России.

Многие из этих людей прославили Крымский край, наполнили его легендами, благоустроили берега Черного моря, украсив их дворцами, уютными курортными городками, садами и дачами.

Александр Сергеевич Пушкин в 1820 г. проехал по Крыму от Керчи до Севастополя, жил в Гурзуфе у своих друзей, братьев Раевских. И уже позже поехали его маршрутом поклонники его поэзии, чтобы войти на скалу под Гурзуфом, где поэт прощался с морем, и положить цветы на чашу «фонтана слез» в Бахчисарайском ханском дворце («Фонтан любви, фонтан живой. Я в дар тебе принес две розы…»). Эта традиция сохранилась и по сей день, и на белокаменном фонтане всегда лежат две свежесрезанные розы.

Открытка почтовая. «Крым. Бахчисарайский дворец-музей». СССР. 1955 г.(?)
Открытка почтовая. «Крым. Бахчисарайский дворец-музей». СССР. 1955 г.(?)

ТРИ СЕЗОНА КРЫМА

Богатая и среднего достатка публика начинала съезжаться в Крым уже в конце апреля – начале мая. Именно это время, когда солнце не пекло яростно, а тихо грело, с моря тянуло приятной прохладой и дамы на бульварах Ялты, Симеиза, Гурзуфа и других курортных городков щеголяли в бархатных платьях, изначально называлось в Крыму бархатным сезоном. Уже в начале ХХ столетия так стали называть такой же благословенный и краткий период конца августа – начала сентября. За бархатным сезоном шел ситцевый, за ситцевым – шелковый. Приехав в Крым, курортник начала ХХ века бежал на телеграф и посылал стандартную телеграмму: «Доехали благополучно. Подробности письмом». Письма из Крыма, ставшие для жителей Центральной России символом вечного счастья, благословенным краем, наполнены восторгом и восхищением. Но как сохранить память о нем в суровых северных буднях? Ведь не всем по карману было купить пейзаж Айвазовского, а позже Богаевского или Волошина. Но в середине XIX столетия появилась и получила широкое распространение фотография. Десятки любителей и профессионалов бросились фотографировать уходящую натуру: нетронутую человеком природу, стремительно меняющиеся улицы древних городов. Одновременно с этим развивалась и совершенствовалась почтовая корреспонденция, в 70-е гг. XIX столетия появились «почтовые карточки» или «открытые письма», теперь известные нам под общим названием «открытки».

«Ялта. Яхт-клуб». Россия. 1900-е годы
«Ялта. Яхт-клуб». Россия. 1900-е годы

Вскоре два изобретения – открытки и фотография – соединились. Открытки с видами посещенной местности стали излюбленным сувениром курортной публики. Они позволяли поделиться хоть капелькой счастья с теми родственниками и знакомыми, кому не удалось вырваться в благословенный край. Открытки издавались местными книгоиздательствами, газетами и журналами, а иногда и промышленными и торговыми производствами. В Крыму наибольшей популярностью пользовались открытки Ялтинского книгоиздательства Дмитрия Нимича, Севастопольского издательства А. Я. Берра, алупкинского «Фотографии Василия Скорикова». Много видов Крыма издано было стокгольмским издательством «Акционерное общество Гранберг», делавшим многотиражные выпуски открыток для России. В советский период открытки издавали государственные издательства и кустари-фотографы.

Пачки крымских сувениров, открыток (на некоторых так и писали: «На память о Крыме», «Sou-venire des Crimea») бережно хранились в семьях, иногда подшивались в специальные альбомы, становились предметами коллекционирования.

Удивительно сейчас смотреть на эти кусочки картона с написанными на обороте выцветающими чернилами текстами – фрагментами давно прошедшей жизни, давно пролетевшего счастья. И еще занимательнее узнавать знакомые места благословенного края. Вот старая Ялта, ее знаменитая набережная. Гуляют барышни в старомодных платьях, и взгляд невольно ищет даму в берете с белым шпицем и филолога Дмитрия Дмитриевича Гурова. Кажется, что сейчас вон из-за того поворота выйдет сам Антон Павлович Чехов, здесь, на этой набережной, задумавший свои лучшие произведения. А вот и Гурзуф. Где-то тут Пушкинский грот, знаменитая скала. Виднеется вдали известный всем силуэт Аю-Дага (Медведь-горы) – громадная массивная фигура, склонившаяся к морю. А чуть дальше – легендарный Суук-Су, самый роскошный курорт Крыма, где отдыхали представители высшей аристократии империи, такие как Эмир Бухарский, князь Имеретинский, многие деятели культуры. Открытка сохранила вид музыкальной эстрады, казино модного курорта. И еще одна легенда полуострова, ради которой многие и до сих пор едут целенаправленно, – винные погреба князя Голицына в Массандре, марка, известная на весь мир.

Героическая набережная Севастополя с памятником адмиралу Нахимову. На старой фотографии видны морские офицеры, моряки. Пройдет несколько лет, и именно им придется вынести четырехлетнюю войну Мировую и четырехлетнюю Гражданскую. А сейчас они прогуливаются или спешат по делам по улицам мирного города. А рядом – Балаклава, узкий и длинный залив, окруженный высокими холмами, на одном из которых стены и башни древней генуэзской крепости Чембало. В это место был влюблен Александр Иванович Куприн. Ныне на набережной стоит бронзовая фигура писателя, и школьники, и студенты приезжают специально подержаться за его тросточку, чтобы лучше писались сочинения.

 «Балаклава. Общий вид. Крым». 1900-е годы
«Балаклава. Общий вид. Крым». 1900-е годы

А вот и еще один символ Крыма – «Ласточкино гнездо», построенная в виде средневекового замка дача ливадийского врача Тобина. Но ее трудно узнать: на открытках нет знакомых нам всем декоративных шпилей и бойниц, ими здание украсят только в 1960-е гг. И еще одно знаменитое и узнаваемое место – белокаменный храм, парящий на высокой обрывистой скале над Форосом. Храм был построен знаменитым чаепромышленником Кузнецовым, а внизу, под храмом, разместился чудесный парк, куда при жизни Кузнецова свозили растения со всего мира. Здесь, с балкона дачи Кузнецова, пел Федор Иванович Шаляпин, а его внимательно слушал его друг Максим Горький.

«Ай-Тодор. "Ласточкино гнездо"»
«Ай-Тодор. "Ласточкино гнездо"»

Открытки «На память о Феодосии». Древнейший город Крыма, наполненный памятниками двух тысячелетий истории. Многое из того, что сохранили открытки, не дошло до нас. Этот город наполнен Айвазовским. Здесь и в соседнем Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина, побывали почти все, чьи имена мы сейчас связываем с Серебряным веком: Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Марина Цветаева, Алексей Толстой, Валерий Брюсов. Позже, в 1920-е г., дом поэта становится своеобразным «домом отдыха русской литературы». Недалеко от фонтана Айвазовского, в городском порту, в декабре 1941 г. высадились и героически дрались воины Закавказского фронта, участники трагических событий Керченско-Феодосийского десанта.

«Феодосия. Фонтан Айвазовского». Россия. 1912 г.
«Феодосия. Фонтан Айвазовского». Россия. 1912 г.

В советский период традиция сувенирных открыток не прервалась. Открытки запечатлели приметы нового времени – современные суда в портах Севастополя и Ялты, пионерские лагеря, рабочие санатории. Открытки были не только сувенирами. Серия открыток, запечатлевшая последствия катастрофической серии землетрясений 1927 г. в Ялте и окрестностях, помогла собрать деньги на помощь пострадавшим и восстановление разрушенного. Не был потерян общий настрой открыток – немного сентиментальный. Сохранились в советский период и дожили до наших дней особые приметы крымской, настроенной на определенные вкусы открытки – с орнаментами и букетами цветов, голубями и лентами. Сохранился тот радостный, праздничный Крым, о котором даже суровый «агитатор и главарь» Владимир Маяковский писал восторженно: «Очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории».

Открытка почтовая. «Ялта. Санаторий "Горный"». СССР. 1968 г.
Открытка почтовая. «Ялта. Санаторий "Горный"». СССР. 1968 г.

Если можно говорить о живой истории, то часть ее сейчас лежит на полках во многих семьях, подборки открыток составляют значимую и ценную часть музейных коллекций, в том числе и коллекции Музея современной истории России. Серьезная дама – История – внезапно улыбается и передает нам «привет из Крыма».