Найти тему
Татьяна Макаровских

Стоит ли бояться Антиплагиата?

Близятся дни защиты выпускных работ. И когда магистры и аспиранты спокойно пишут и знают, что они делают, у большинства бакалавров возникает тьма вопросов об Антиплагиате. Как они, бедные и несчастные, его пройдут, где же возьмут ту заветную уникальность? Хотя, лукавлю. Аспирантам и научным работникам Антиплагиат тоже доставляет ряд проблем, но связано это уже не с копипастой отовсюду, а с самоплагиатом либо с падением уникальности за счет длинного списка источников. Но... обо всем по порядку.

В этой статье я напишу несколько приемов, благодаря которым у моих студентов уникальность текста достигает желаемых 80-90 процентов. Причем, добиваемся мы этого абсолютно бесплатно. С одной стороны, конечно, работы по программированию во многом уникальны, и это дает определенный процент авторского текста. С другой стороны - обзоры и анализ аналогов и инструментов для разработки, цитирование формул и все такое прочее обязано быть, а если еще студент опубликовал свою статью... то уникальность может оказаться далека от желаемой. А в кандидатской диссертации может, вообще, достигать 30 процентов (но после отключения блоков с самоцитированием получается все отлично).

Правило 1. Забудьте о существовании Антиплагиата. Совсем забудьте. Пишите так, будто его нет. Нужно скопировать и всставить с чужой работы - пожалуйста, сколько угодно, можно даже с картинками. Вы пишете черновик, и там позволительно все. Пусть будет в черновике реферат на 30 страниц. Вы его потом сократите. Главное, наберите материал. Только когда копируете, помните о квадратных скобочках в которых ставится ссылочка. Хорошо, если эта ссылочка на достоверный источник (книгу, научную статью, официальное издание), такую ссылочку можно оформить как цитату. Правда, распознавание цитат в Антиплагиате больше подходит для гуманитарных статей, в технических и естественнонаучных принят другой стиль в оформлении ссылок, потому мы автоматом попадаем на снижение уникальности. Хуже, если вы скопировали из чьего-то блога или Википедии. Эта ссылка не достоверная. Но о достоверности ссылок чуть позже напишу отдельную статью. Но все равно, ставим на эту статью из блога ссылочку. Пусть Вася Пупкин, компетентный блоггер, считает, что используемый вами фреймворк - лучший в мире. Это его, Васи, мнение, а не ваше. А если Вася опубликовал статистику о популярности приложений вроде вами разрабатываемого, то тоже ссылайтесь на Васю и говорите, что это он так считает, а вы Васе доверяете. Если вы забываете ставить ссылочки, значит, вы уже являетесь плагиаторами и воруете материал. А если вы вспомните о ссылочках, когда уже весь текст будет написан, и начнете их расставлять, то желаю вам удачи не запутаться. В общем, пишите и вставляйте необходимый для работы текст, забыв о том, что работа будет проверяться. Отпустите ситуацию - станет легче.

Правило 2. Пишите свой текст. Я понимаю, что большинство современных студентов испытывают трудности с генерацией своего текста. Причем, очень большие трудности. Мало в школах пишется сочинений, а в Интернете информация подается в виде картинок и коротких видео. Тут надо побороть себя и описать то, что сделано в работе своими словами. Как думаете. Пусть этот текст будет далек от научного стиля. Пусть в нем будет масса разговорных слов. Если сложно писать - сделать запись на диктофон, а потом записать текстом. Так рождается уникальный контент. Потом его, конечно же, необходимо вычитать и переписать. Возможно, с научным руководителем. Запомните, руководитель - это не человек, который ставит роспись рядом с оценкой в отзыве. Это человек, который вам помогает. Но об этом тоже будет отдельный пост.

Правило 3. Графика и таблицы спасают от повышения процента заимствований. На рисунках и в таблицах обычно используются короткие тексты, которые системе сложно распознать как плагиат. Кроме того, много заимствованного текста записано как поток сознания автора, который красочным языком описывает "Как космические корабли бороздят просторы вселенной" и приводят абзац на две с лишним страницы, в котором "В 2020 году 90% программ для космоса было разработано (скажем) в Тридесятом царстве, а в 2021 году эта доля снизилась до 85%, поскольку появилось крутое программное обеспечение от Тридевятого государства, в 2022 году эти два государства сравнялись и выпускали по 40% каждое..." Так давайте же это всо соберем в таблицу и напишем: "В таблице 1 представлены доли выпуска программного обеспечения для космоса в 2020-2022 годах." А далее запустим таблицу, где в первом столбце будет указан год, во втором и далее - названия государств и процентное соотношение выпущенного ими программного обеспечения. Так мы уберем целый абзац неуникального текста и добавим целую уникальную таблицу. Аналогичным образом можно с помощью схем и диаграмм изображать описание принципов действия различных программ и систем. Можно даже оставить часть заимствованного текста, поскольку у вас все равно появился уникальный контент, который повысит процент без заимствований.

Правило 4. Переводите с иностранных языков. Но только сами, не пользуясь известными онлайн-переводчиками. Поскольку поиск переводов уже зашит в систему, как и поиск перефразирований различных источников.

Правило 5. Чтобы повысить уникальность написанного текста, вовсе не обязательно его переписывать. Достаточно побыть немного хирургом и вырезать все второстепенное. Либо дописать что-то уникальное. Представьте стакан, в него налит концентрированный сок. Концентрация 100%. Как добиться того, чтобы концентрация была 50%? Правильно, перелить в емкость побольше и разбавить водой. Только в нашем случае с заимствованиями водой чаще всего является не уникальный текст. А разбавителем - уникальный. Вот и расчитываем, сколько чего добавить и убрать.

Правило 6. Проверяйте на плагиат как можно реже. Обычно у студентов число проверок резко ограничено. Поскольку любопытство унять сложно. Ни в коем случае нельзя отправлять на проверку черновик, в котором, очевидно, очень много заимствованного текста. Как нельзя отправлять и только обзорную часть. Результат будет печальным - в базу будет загружен заимствованный текст, и при последующих загрузках даже написанное своими словами будет расценивааться как перефразирование. Потому у меня для моих студентов всегда было и будет одно правило: проверяю на плагиат только я и проверяю один раз. В 99% случаев работа проходит с первого раза. Если не проходит - переписываем вместе проблемные фрагменты либо пользуемся правилом 5.

Таким образом, получается текст, который с первого раза впишется в требования любой редакции или любой комиссии. Уникальности 100% не бывает. Если вдруг при проверке выдается такой результат, это наводит на мысль, что возникли проблемы со шрифтами либо загруженный документ не допускает редактирования.

Почему не бывает 100% уникальности? Основная причина - шаблонные фразы, которые есть у всех. Откройте любой автореферат любой диссертации по любой специальности. Там вас ждут шаблонные заголовки. Сюда же относятся и названия организаций, и термины из четырех и более слов вроде "плоский связный 4-регулярный граф". Это не исправить, не переписать, не заменить синонимом. Именно на эти погрешности Антиплагиата и дается допуск по уникальности. Сюда же относятся и ссылки на источники. Они все абсолютно не уникальны, они снижают процент оригинальности, но относятся к "белому цитированию". Некоторые редакции смотрят, увы, только на процент уникальности и берут в расчет работу с информацией об авторах и списком источников. Тогда единственным способом его добиться является сокращение большого списка. В общем, гнаться за 100% уникальности не стоит. Ровно как и процент уникальности ни коим образом не влияет на итоговую оценку. Важно перешагнуть планку, ниже которой будет не уникальный текст, а выше - уникальный.

Обращаю внимание, что в статье рассматриваются только честные способы повышения уникальности.

Вредные советы (или за что вас могут наказать)

1. Купите "обход Антиплагиата" у незнакомца из Интернета. Желательно подороже. Уникальность напрямую зависит от стоимости подобных услуг.

2. Сделайте скриншот страницы с проблемным текстом и вставьте картинкой. Ну да, глупый-глупый Антиплагиат, кстати, научился распознавать текст на картинках, и теперь проверяется еще и уникальность графического материала.

3. Кроме русского алфавита есть и другие. Сербский, например. Давайте вставим буквы оттуда. Но и это современный Антиплагиат уже видит.

4. Напишите текст уникальным шрифтом, который при копировании в Антиплагиате дает тарабарщину. В итоге будет получена 100% уникальность, что сразу обращает на себя внимание проверяющего.

В общем, удачи всем в написании письменных работ. Не бойтесь копировать, вставлять и цитировать. Бойтесь обманывать. Именно на поиск обмана и заточена система Антиплагиат. И поменьше думайте о ней, тогда проверка работы вашим руководителем станет просто бюрократической формальностью.