И если мы честно попробуем составить "карту знаний" у детей в классе, то получится что-то в этом духе
Это называется "белый шум" - флуктуации, в которых любые закономерности случайны.
При чём что хотите обозначайте цветом - отдельные темы у отдельных детей, какие-то усреднённые показатели. Если делать честно, то картина всё равно будет аналогичной.
Вопрос "почему так получилось" ставить бесполезно и бессмысленно. Ответ на него заранее известен.
Среднестатистический восьмиклассник знает меньше половины математики, которую он проходил по программе. При этом нельзя заранее угадать, какую именно тему он пропустил, а какую смог выучить.
Обучение сейчас принимает стохастический, случайный характер. Что-то где-то уловил, понял - отлично. Не понял - так и останется белым пятном.
Но программа пройдена. Все уроки выданы.