Человек сказал Днепру, я стеной тебя запру!
Днепрогэс - мощное сооружение, построенное руками советского народа. И по сей день напоминает оно о былом величии СССР.
Итак, Днепрогэс - одна из шести гидроэлектростанций на Днепре. И первая, возведенная в Украинской ССР.
Строительство Днепрогэс началось в 1926-м. Запущен он был в 1932-м году. Создание Днепрогэс стало одним из главных достижений первой пятилетки и ее крупнейшим событием. Сама стройка проходила по древним русским местам сторожевой службы. И стала истинным проектом века.
Днепрогэс, затопив знаменитые речные пороги, должен был обеспечить сквозную навигацию по всему Днепру. То есть, легендарному древнерусского торговому пути "из варяг в греки" ничего уже не должно было мешать.
Днепрогэс должен быть также снабжать дешевой электроэнергией огромной район Криворожья, Запорожья, Днепропетровщины, Херсонщины, северного Крыма.
Для собравшихся со всей страны 35 тысяч строителей были построены 5 поселков с примерно 600 домами, общежитиями, бараками. Собственные летний и зимний театры. Школа, детский садик, пожарная станция. А также огромная столовая сразу на 8 тысяч обедов в день.
Многим, иногда прежде вообще неграмотным, советским людям труд на строительстве Днепрогэса дала настоящую путевку в большую жизнь. Тут они не просто научились читать и писать. Но и стали опытными прославленными рабочими.
Интересно, что труд заключенных при строительстве Днепрогэс вообще не использовался. Здесь задействованы были лишь вольнонаемные. Оттого высочайшее качество работ, крепость того же бетона, просто поражают воображение. Даже современных специалистов.
Американский след
Любопытно, что в строительстве Днепрогэса прослеживается и американский след. Заокеанские инженеры консультировали своих коллег из СССР при возведении гидроэлектростанции. Ибо только они на тот момент во всем мире имели опыт возведения подобных ГЭС - на реке Миссисипи и на Ниагарском водопаде.
Сразу 6 американских спецов тогда наша страна наградила орденами Трудового Красного Знамени. В США также были закуплены турбины и генераторы для Днепрогэса - за ходом их установки наблюдали представители американских производителей.
Любопытно, что американцы вообще не верили в успех столь смелой советской стройки. И судя по записям, наивно полагали:
- Ничего у Советов не получится. Такое количество рабочих, многие из которых занимаются ручным трудом, просто откажется трудиться и взбунтуется.
Однако ничего подобного не случилось. Все задуманное наши люди с блеском построили! Ибо каждый из строителей Днепрогэс ощущал свое участие в таком грандиозном проекте как прикосновение к чему-то великому, к светлому будущему...
Открытие Днепрогэс отметили двухдневным банкетом на обоих берегах Днепра. Причем тут царила поистине советская демократия - рядовой колхозник чокался крымской Массандрой с прославленным академиком и знатным монтажником. Каждый мог совершенно бесплатно пить и закусывать, сколько только влезет!
Непростая судьба
До 1956-го года Днепрогэс являлся не просто крупнейшей электростанцией в СССР. Но и крупнейшей в мире! Бесперебойно снабжал электричеством знаменитые промышленные гиганты Запорожья - Днепровский промкомбинат, «Запорожсталь», «Днепроспецсталь» и другие легендарные предприятия.
Но у Днепрогэс - непростая судьба. В августе 1941-го года ее взорвали наши солдаты, чтоб не досталась при отступлении врагу. Ибо сама плотина это - огромный мост для вражеских войск. А также снабжение электричеством я двух десятков предприятий всесоюзного значения, что теперь, увы, должны были достаться оккупантам.
Решение о подрыве Днепрогэс принимал в обстановке совершенной секретности сам маршал Буденный, командующий Юго-Западным фронтом.
Однако вопреки подпитанной госдеповскими грантами западной пропаганде, сделано все было крайне грамотно. Например, благодаря правильно выбранному месту взрыва высота волны составила всего 1 метр. Никаких "огромных жертв среди советских солдат и непредупрежденного мирного населения" такая волна вовсе не повлекла.
Немцы ГЭС при помощи принудительного труда военнопленных к лету 1942-го частично восстановили. Но в 1943-м году сами разрушили - уже при своем отступлении. Причем советским саперам тогда героически удалось обезвредить часть проводов и взрывчатки. Спасти ГЭС от полного уничтожения фашистами.
Окончательно восстановить Днепрогэс советским людям удалось лишь после Великой Отечественной - к 1950-му года. Причем восстанавливали ГЭС те же люди, что прежде занимались и его строительством. А потому ребята не просто постарались, но и перестарались, значительно увеличив мощности Днепрогэса.
Днепрогэс в стране У
На Днепрогэсе последние лет сорок вообще не проводился капитальный ремонт - властям Незалежной вовсе не до таких пустяков, сами понимаете.
И это при том что часть дамб Днепрогэса еще с 1980-х находится в угрожающем аварийном состоянии. По плотине запрещено передвижение 25-тонных фур - "мост устал" (С) Кличко.
Все что пока смогли сделать в стране 404 - так это провести "декоммунизацию" Днепрогэс. То бишь, убрали со стелы с названием надпись «ДнепроГЭС имени В.И. Ленина». Убрали фамилию человека, без которого весь этот масштабный проект вряд ли когда то б состоялся. Оставили ГЭС безымянной - а значит, несчастливой.
Именно Владимир Ильич в 1920-м году одобрил проект ГОЭЛРО, масштабной электрификации всей страны. Одной частей этого плана было и строительство в районе Запорожья крупной гидроэлектростанции.
Более того, в Незалежной сам Днепрогэс по заданию с Запада окружили целой пачкой мифов. Вплоть до того, что именно затопление при ее строительстве плодородных земель стало чуть ли не главной причиной того самого якобы "голодомора".
Хотя на самом деле, место для строительства Днепрогэса выбрано было идеально. Затоплено было лишь 15,5 тыс. га малопригодной для сельского хозяйства земли. А всем вынужденным переселенцам заплатили почти 7 млн рублей компенсации.
Чем так опасно разрушение Днепрогэс?
Последствия тут могут быть весьма катастрофичными. Особенно если подрыв будет проведен стихийно и крайне неграмотно.
Например, при неконтролируемом сбросе воды запросто может подняться 20-метровая волна, что просто смоет мосты и соседний город Запорожье.