Найти в Дзене
Татьяна Васина

Стендапер Старовойтов вспоминает суровое детство 90-х в фильме "Батя"

Взрослый состоявшийся успешный мужчина вместе с женой и двумя детьми хотят отпраздновать 70-летний юбилей отца-деда-тестя в своей современной большой квартире в Москве. Но упрямый старик, однажды побывавший в столице и не взлюбивший её, приехать из Нижнего Новгорода не пожелал.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Однако, "если гора не идет к Магомеду, то магомед идет к горе"...

Макс (С.Старовойтов) с Ириной (Н.Михалкова) собирают детей и на автомобиле преодолевают расстояние в восемь часов езды для того, чтоб таки поздравить старшего родственника.

Достойно обеспечивающий семью, постоянно пропадающий на работе Макс впервые с незапамятных времен так надолго оказывается в кругу семьи, да ещё и в ограниченном пространстве и, разруливая спонтанные конфликты между сыном и дочерью, измаявшимися в дороге, задумывается над тем, какой он на самом деле отец. Эпизоды, возникающие по пути из Москвы в родной город, пробуждают в мужчине воспоминания из собственного детства.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

А детство у него было суровое не только потому, что девяностые - непростое время, но и потому, что Батя пытался вырастить из него настоящего мужика довольно жесткими методами. Например, мог заставить дошколенка отрубать петуху голову со словами: "Ты же хочешь жрать?"

Невольно герой сравнивает сытую тепличную жизнь и деликатное воспитание собственных детей с суровыми батиными раскладами. Впечатлил меня момент, когда дабы занять чем-то в дороге скучающих детей, папа дает сыну планшет с игрой в цифры и тут же вспоминает, как сам обучался арифметике на кладбище, в уме считая, сколько лет прожил человек, по надписям с годами жизни с очередного памятника, на который указал отец.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Та же история и с игрушками. Макс покупает сыну бластер с пулями, а затем сам с удовольствием все их расстреливает, потому что в его детстве роль автомата играла штакетина, с прикрученным Батей шпингалетом в качестве затвора, который можно передернуть, прежде чем включить воображение и стрелять словами пиф-паф.

Сын в ресторане нехотя ковыряет вилкой киевскую котлету, а отец вспоминает, как в таком же возрасте клал перед собой открытую на странице с фотографией такой котлеты книгу рецептов и употребляя толченку, представлял, что ест её вприкуску с недосягаемым блюдом с картинки. Вспомнил Макс и о том, как когда отказывался пить молоко, потому что невкусно, Батя дал попробовать водку: "Ты думаешь, мне вкусно? Но я же пью!"

Почему-то львиная доля воспоминаний Макса связанна именно с отцом. Мать (Е.Лядова) мелькает в них смутной тенью всего несколько раз. Возможно это связано с тем, что она ушла от мужа, когда мальчишке было всего семь. По той же причине флешбеки возвращают героя именно в те времена, когда отец еще был в семье.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но не буду спойлерить и рассказывать о других эпизодах. Отмечу лишь, что несмотря на всю суровость как самого времени, в котором прошло детство, так и батиных методов воспитания, когда в конце фильма отец как бы оправдываясь, утверждает: "Шикарное у тебя детство было", сын искренне отвечает: "Лучшее!"

Первым кадром создатели предупреждают, что "Все воспоминания в этом фильме реальны и вымышлены одновременно." Видимо, образ грубоватого, прямолинейного Бати, с зачастую тиранскими методами воспитания, все-таки собирательный. Некоторые моменты даже несколько клишированные.

Но Владимир Вдовиченков сделал его очень живым, харизматичным и местами даже забавным. А мальчишка, который сыграл Макса в детстве (Андрей Андреев), на мой взгляд, вообще находка. Он и внешне, будто бы на машине времени ребенка из тех лет привезли, и исполнил свою роль просто великолепно. Малыш настолько точно передает лицом эмоции, когда в эпизодах нет слов, что просто диву даешься.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Весьма органичен был в образе взрослого Макса Стас Старовойтов, впервые снявшийся в кино. Хотя я думаю, что он даже и не играл, а просто был самим собой. А вот многоопытная представитель знаменитой актерской династии Надежда Михалкова была на фоне всех остальных актеров, включая детей, несколько пластмассовая. Думаю, что это прям неудача кастинг группы.

В целом получилось легкое кино с нотками пропитанной светлой грустью ностальгии по девяностым, которое приятно смотреть, а над некоторыми эпизодами от души посмеяться. Создателям удалось снять милые, не пошлые, не отягощенные философскими вопросами о проблемах отцов и детей, истории, которые я посмотрела с удовольствием. Чего и вам желаю.

А о других фильмах и сериалах можно почитать в подборках ниже:

Про кино и сериалы | Татьяна Васина | Дзен
Зарубежные фильмы и сериалы | Татьяна Васина | Дзен