Моей трудовой книжке – 50! Документ серьёзный – считай, второй паспорт. Бережно хранит записи о моём трудовом пути, о наградах и поощрениях. Эдакая своеобразная летопись жизни взрослого человека.
Беру в руки редко. В последние годы «старушка» не востребована.
Первая запись сделана сразу после школы, в начале семидесятых. Именно тогда началась моя трудовая биография.
Я только что вернулась домой с разбитыми надеждами, не добрав одного балла в медицинский. И как-то очень быстро приняла тот факт, что не стоит жить бесплодными иллюзиями, не стоит бояться рисковать и меняться. Пробовать, дерзать, учиться новому – вот правила, следовать которым стараюсь всю жизнь. Вот и тогда я удивительно легко (прежде всего, для самой себя) сделала выбор в пользу другого ремесла. Профессия учителя – одна из благороднейших, одна из главных на Земле. От вступительных экзаменов меня отделял целый год, и я усиленно стала готовиться в педагогический.
Но в то время было так: или ты учишься на дневном, или работаешь. В противном случае тебя ожидает наказание за тунеядство.
По советским меркам, тунеядство считалось очень серьёзным проступком, за который можно было угодить в места не столь отдалённые. Если человек не работал больше четырёх месяцев в году, он объявлялся тунеядцем или человеком «без определённого рода занятий» (БОРЗ). Лозунг «Кто не работает, тот не ест» был ясен и понятен каждому, кто жил своим заработком.
И вот тут, как нельзя кстати, меня пригласили на работу в родную школу. Вот тогда я и стала обладательницей трудовой книжки (совсем взрослая!).
Лаборант кабинета химии - мне нравилось то, чем я занималась. К тому же коллеги были свои – родные учителя, да и старшеклассников всех знала хорошо. Я тогда столько одежды своей перепортила (по неосторожности сожгла кислотой…).
В конце учебного года я написала заявление по собственному желанию. На этот раз при поступлении удача мне улыбнулась, и на ближайшие пять лет я обрела новый статус – студентки педагогического института.
Данный факт был закреплён соответствующей записью в моей трудовой книжке и собственноручной подписью ректора. Это означало пятилетнюю прибавку к общему стажу. Скажем прямо, очень весомый бонус! Те же, кто пришёл учиться сразу после школьной скамьи, такой привилегии не имели.
Вот только ко времени моего выхода на пенсию учёба уже не входила в трудовой стаж. Что считаю в корне неправильным. Наши студенческие будни (на очном!) были в те годы очень серьёзной работой – ежедневной, честной, с полной отдачей. И то, что длительное время (пусть и до меня) при подсчёте стажа годы учёбы брали во внимание, было справедливым.
Вот, наконец, настал момент, когда я, молодой специалист, приехала по распределению в небольшой сибирский городок.
Образование в Советском Союзе было бесплатным. А уж коли государство затратило средства на твою подготовку, изволь (хочешь ты этого или не хочешь) отработать три года по распределению. Как правило, это были места, где в специалистах очень нуждались (самые захудалые деревни, в том числе).
- А если отказаться и не поехать? – спросил меня однажды сосед-старшеклассник. – Неужели вам не хотелось остаться жить в краевом центре? Ну, не убили бы вас, в конце концов. Авось бы прокатило.
- Убить бы не убили. Но диплома лишить могли. Закон есть закон.
- Жесть!
- Сейчас этого нет. Получил диплом, и трудоустраивайся сам. А без опыта на работу не берут. Так что гарантированная работа по специальности в наше время – в этом, был, конечно, большой плюс.
Пятьдесят лет назад в СССР ввели всеобщее среднее образование. Юноши и девушки, отстояв смену у станка, вечерами садились за школьные парты. Перед нами, учителями вечерних школ, стояла ответственная задача – «довести» каждого учащегося до государственных экзаменов. А это означало непрерывный контроль за посещаемостью. Своих подопечных мы и дома частенько навещали, и на работу к ним звонили - захаживали.
Трудовую дисциплину на предприятиях и в учреждениях никто не отменял.
Особенно запомнились знаменитые «андроповские рейды».
Массовый отлов «бездельников» и «прогульщиков» происходил, как правило, в общественных местах. Куда можно сходить развлечься, когда делать нечего?
Как это происходило, я знаю не понаслышке.
В разгар рабочего дня в кинотеатр (могли остановить сеанс), магазин или парикмахерскую входили люди в форме.
Обращались по очереди ко всем и к каждому:
- Добрый день! Предъявите документы. И объясните, по какой причине вы не на работе/учёбе?
Причина могла быть разной: кто в отпуске, у кого – отгул, кто – после смены, у кого выходной. Только вот оправдательных документов при себе частенько не оказывалось. Таких сразу же «брали на карандаш» и сообщали на работу. А дальше – по ситуации. Нарушителям трудовой дисциплины попадало по первое число. По всей строгости. Пропесочивали всем коллективом, но могли и рублём наказать. Руководство было вправе объявить выговор или взыскание, перевести сотрудника на низкооплачиваемую работу и т.д. Отсутствие на работе в течение трёх часов приравнивалось к прогулу, за которым следовало увольнение на совершенно законных основаниях.
В трудовых коллективах регулярно проводились Дни дисциплины труда. Один раз в неделю, по пятницам. Перед началом рабочего дня на проходной работников встречала специально созданная комиссия. Не позавидуешь тому, кто в этот день опоздал хоть на минутку.
Частая смена работы в Советском Союзе не приветствовалась. Людей, которые перебегали с места на место и нигде надолго не задерживались, презрительно называли «летунами».
В почёте же, напротив, были семейные династии. Это когда общий трудовой стаж семьи насчитывал несколько десятков лет. О трудовых династиях много писали и говорили, о них снимали фильмы.
В жизни всякое случается. Бывает так, что человек, в силу жизненных обстоятельств, круто меняет свою жизнь. Так вышло и со мной. Ещё вчера я работала учителем химии и биологии, а сегодня возглавила городской архив.
С присущим мне усердием я окунулась в абсолютно новый вид деятельности. Работа моя оказалась интересной, увлекательной и разноплановой. И достаточно сложной. Мне понадобилось время, чтобы пазлы сложились в единую картину, чтобы исходные данные упорядочились в моей голове, и всё встало на свои места.
Существует мнение, что в архиве работают люди исключительно пожилые, способные лишь на то, чтобы копаться в старых пожелтевших бумагах. Но это совсем не так. Давно ушло в прошлое понятие «архивариус». Сегодняшний архивист – это специалист по архивному делу, которое очень многогранно.
Новой профессии пришлось учиться. Через два года я получила документ об окончании заочных курсов при Московском историко-архивном институте.
Первому всегда труднее. Особенно, если учесть, что не было специальной литературы, опыта работы тоже. Как преодолела эти сложности, сама не знаю.
Через два десятка лет этот путь довелось повторить моим молодым коллегам. Но это было уже совсем другое дело. Вся учёба проходила по интернету. Диплом тоже пришёл по почте. Красота, даже с дивана вставать не пришлось!
Теперь я сама заполняла трудовые книжки сотрудников. Дело это очень ответственное. Если допустишь ошибку или сделаешь помарку, то, когда подойдёт время, человеку назначат пенсию меньше заработанной.
Много было в нашей работе смешного и грустного, а подчас и курьёзного.
Вообще, моя деятельность на посту директора, отвечающего за всё и вся, частенько напоминала передний край. То хулиганы окно разобьют и его надо немедленно вставить, то надо срочно спасать документы, брошенные, по слухам, при ликвидации предприятия.
Сегодня смело могу сказать, что я нашла своё место в жизни. Иначе почти на четверть века не удержалась бы в седле, не доработала бы до пенсии.
И тут судьба сделала свой очередной кульбит – меня пригласили преподавать Архивоведение в один их техникумов нашего города.
… Вот и последняя запись в моей трудовой книжке. Я увольняюсь по собственному желанию, решение моё продуманное и взвешенное. И я переворачиваю последнюю страницу своей трудовой биографии…