Найти тему

"Оппенгеймер" Пособие по проектному менеджменту

Оппенгеймер спорный фильм. В целом, мне, как представителю класса пролетариата, таковыми кажутся все фильмы Нолана. Кроме, естественно, последнего фильма из трилогии про Бэтмена - Бэйн там просто прекрасен, планирую одеваться примерно также, как он в фильме, когда мне стукнет лет 45 и можно будет отдаться в объятия безумия, ссылаясь на кризис среднего возраста.

-2

Однако, сам Нолан почитаем широкой публикой далеко не только за переосмысление истории о величайшем детективе Готэма.
Последний фильм режиссера погружает нас в исторический период, по своей значимости сравнимый пожалуй только с открытием способа применением огня в быту. История человечества навсегда поделилась на период до применения реакции ядерного распада в военных целях и после. Способы ведения войны, переговоры с конкурирующими державами, решения о вводе войск, структуры международных организаций - все подверглось тотальному пересмотру в связи с появлением нового аргумента, способного уничтожить мир.

-3

Никогда до этого человечество не подвергалось такому испытанию на здравомыслие, с которым оно столкнулось в 1945-м году. Ответственность мировых лидеров возросла стократно, как и давление, под которым оказалось население всей планеты. Любой вооруженный конфликт, выходящий за рамки региональной междоусобицы способен привести к натурально евангельскому апокалипсису и зависит это от решений, принимаемыми довольно ограниченным кругом людей. Стоит ли говорить, что как только в начале 20-го века ученые доложили о возможности создания такого оружия, началась одна из самых безумных гонок по его разработке. В условиях самой кровавой войны в истории человечества, лица, ответственные за реализацию этого проекта, оказались под давлением, осознать которое вряд ли представится возможным (да наверное и слава богу).

И фильм нам рассказывает как раз об одном из таких людей - Джулиусе Роберте Оппенгеймере - одном из величайших ученых своего времени, руководившим "Манхэттенским проектом" - так называлась разработка США, закончившаяся созданием ядерного оружия. В ходе проекта Оппенгеймеру пришлось столкнуться с невероятным количеством задач - от подбора необходимых проекту кадров, до личного участия в урегулировании конфликтов, случающихся внутри коллектива, который, как не трудно понять, состоял из весьма специфических людей с не самыми простыми характерами. Параллельные события, развивающиеся вокруг разработки бомбы, так же заставляют смахивать пот со лба. Так, операция по уничтожению тяжелой воды в Норвегии, необходимой немецким ученым для создания своей бомбы, позволила замедлить ее разработку в фашисткой Германии. Детали этой операции сами по себе достойны отдельной экранизации, однако в фильме про нее сказано совсем вскользь.

И вот в этом, на мой взгляд кроется основная проблема фильма. Конечно, ожидания зрителя - проблема самого зрителя, но почему в истории, где интереснейших моментов, кричащих о том, чтобы их показали, припасено на 3 сериала, главной задачей режиссера стало снять нуднейшую арку отношений Оппенгеймера с прокоммунистически настроенной журналисткой? Ну и потом еще, для надежности, последние полтора часа фильма показывать экранизацию википедии по судебному процессу с участием Оппенгеймера, где под напором сыплющихся имен и фамилий теряешь нить примерно через семь минут.

Весьма скупо показаны последствия для самого Оппенгеймера и участников Манхэттенского проекта. Ричард Фейнман - еще один великий ученый, принимавший участие в проекте, писал в своей автобиографии, что после взрыва бомбы и демонстрации ее возможностей, у него была твердая уверенность, что миру осталось существовать еще пару-тройку лет, поскольку соблазн использовать новое оружие в грядущих войнах окажется слишком велик. Тем не менее, в фильме моральные терзания героев ограничиваются психоделикой шума трибун, да парой реплик. Почему-то никак не отражена реакция общественности - как на это отреагировали простые люди. Ведь то, что увидело человечество шестого и девятого августа 1945-го года, несло для рядового обывателя любой из стран воистину экзистенциальный ужас.

Фильм безусловно хорош. Операторская работа, звук, все эти крупные планы на Килиана Мерфи с его вечно грустными глазами безусловно вызывают желание снять шляпу перед мэтром.

-4

Но фильм о разработке самого страшного оружия на планете все же мог быть чуть менее похож на смесь документалки и мелодрамы для домохозяек про несчастную любовь. Гражданин Нолан, соберитесь, давайте еще попытку. Можете про Бэйна из Бэтмена - больно уж был хорош, чертяка.