В 1937 году Страна Советов поставила много рекордов на земле, в небесах, на море и в зале самого справедливого советского суда тоже. Но могло случиться еще одно громкое достижение и тогда пароход «Моссовет» был бы сейчас известен не менее «Сибирякова», «Челюскина», «Варяга» и прочих флотских знаменитостей.
Увы, но в реальности все сложилось не так, как планировалось и вместо рекорда «Моссовета» случилась совсем другая история, приведшая к поискам врагов, саботажников и прочим прелестям эпохи. В результате широкая публика про плавание «Моссовета» в 1937 году почти ничего не знает. А жаль.
Начиналось всё просто здорово. На 1937 год товарищ Сталин поставил перед ГУ СМП особо важные задачи: усилить, углубить и расширить освоение Севморпути. В том числе планировалось поставить какой-нибудь громкий рекорд, кроме значительного увеличения грузоперевозок в Арктике. Таким событием должно было стать прохождение Северного Морского пути «туда-обратно» за одну навигацию! Представляете, еще только в навигацию 1933 года «Челюскин» не смог пройти Северный морской путь в одном направлении, да еще и утонул. А теперь, всего через 4 года, «Моссовет» пройдет из Ленинграда в Петропавловск-Камчатский и обратно!
Славный советский пароход «Моссовет» построили в Дании в 1935 году специально под массовый экспорт зерна и древесины. Под экспортные перевозки СССР заказал у датчан целую серию грузовых кораблей для Арктики и Балтики. Да, мои читатели, славные советские пароходы «Революционер», «Комсомолец», «Иосиф Сталин», «Вячеслав Молотов» построили на буржуйских верфях. Ведь транспорт и индустрию социализма сплошь и рядом ковали буржуи, пока Павки Корчагины занимались показательной штурмовщиной.
Пароход «Моссовет» самым тщательным образом подготовили к рекордному рейсу. Корабль имел ледовые подкрепления, нос ледокольного типа и хорошую скорость. Плюс, перед началом навигации «Моссовету» провели гарантийный ремонт на датских верфях. Капитан Александр Бочек мог надеяться как на технику, так и на свой экипаж – всё проверили, продумали и просчитали с целью выполнить задачу, которую начальник ГУ СМП Отто Шмидт поставил перед кораблем.
А задача была такой:
загрузиться в Ленинграде грузами для Дальнего Востока. Доставить 2500 тонн груза в Петропавловск-Камчатский. Там разгрузиться, принять на борт местную рыбопродукцию, в том числе консервы, предназначенные для экспорта и доставить экспортные товары в Лондон за ОДНУ навигацию.
Дальше Отто Юльевич занялся более увлекательными делами: у него нашлось чем развлечься летом 1937 года - Папанина на самолетах на Северном полюсе высадить, а потом перелеты Чкалова и Громова обеспечить. Затем через Северный полюс полетел на самом современном советском бомбардировщике ДБ-А любимец Сталина Леваневский и пропал, после чего все ринулись на его поиски. В общем, всю навигацию Шмидту было совсем не до таких мелочей, как проводка пароходов по Северному морскому пути. Там же никаких новых открытий, все изучено и освоено, надо просто работать.
Вот только с «просто работой» в НЕ ОЧЕНЬ освоенной на самом деле Арктике сложилась напряженка. Особенно с учетом того, что и без того небольшие ресурсы, особенно авиацию, отвлекли на рекламные акции вроде высадок на Северный полюс и спасательные операции по результатам тех мероприятий, которые провалились.
Тем временем, пока одни красовались на первых страницах «Правды» и «Известий», пароход «Моссовет», без особенной помпы двинулся в поход по Северному морскому пути. И, вы знаете, всё шло к тому, что громкий рекорд состоится.
✅10 июля 1937 года «Моссовет» вышел из Ленинграда
✅19 июля – «снялся из Мурманска, взяв курс на Маточкин Шар»
✅25 июля с помощью ледокола «Ермак» дошел до острова Диксон. Так как данные ледовой разведки были хорошие, решили не стоять и не ждать середины августа, как было принято, а срочно идти вперед. Вот тут и началось…
Как потом докладывали «при разборе полетов»:
«…[25 июля] на о. Диксон я [Г.Э. Эрман – уполномоченный ГУ СМП] совместно с капитаном парохода «Моссовет» тов. Бочек поехали на ледокол «Ермак» просить руководство «Ермака» взять на следующий день «Моссовет» с собой, т.к. отход «Ермака» предполагался на другое утро. Ковель и Воронин категорически отказали. В частности, капитан Воронин заявил: «Товарищи, нечего торопиться, все равно раньше 15 августа [мыса Челюскина не пройти». Тогда мы с капитаном Бочек составили телеграмму в Москву и жалобу на руководство Западным сектором, и только после этого мы получили согласие на то, что пойдем вслед за «Ермаком». Попутно был захвачен пароход «Правда»… Это была первая наша стычка с руководством Западного сектора …»
Поясню – весь Северный Морской путь был поделен на сектора и ледоколы относились к определенному сектору. И у пароходов имелись одни задачи. А у секторов – свои. И эти задачи не всегда пересекались, точнее, регулярно противоречили друг другу. В результате получилось следующее.
1 августа в небывало ранний срок «Моссовет» и «Правда» в сопровождении «Ермака» прошли мыс Челюскин!! На две недели раньше привычного срока! Есть отличные шансы выполнить поставленную задачу и поставить рекорд.
Но тут происходит шикарное!
Увидев, что дальше за мысом Челюскин чистая вода и на основании того, что за этим мысом зона ответственности Западного сектора СМП заканчивается, «Ермак», которым командовал капитан Воронин (тот самый, с «Челюскина»), повернул назад:
«… ледокол «Ермак» без всякого предупреждения поднял сигнал «Желаем счастливого плавания», оставив нас идти самостоятельно. На запрос капитана Бочек – как будет дальше, если будет лед, Ковель ответил, что он вызвал для нашей проводки ледокол «Литке». Пароходы “Моссовет” и “Правда” дошли до района острова Петра, встретили мощный 10-бальный ледовой барьер… и В ТЕЧЕНИЕ 6 СУТОК поджидали подхода ледокола «Литке»…»
Да! 3 августа «Моссовет» встал перед непроходимым для него ледовым барьером и ШЕСТЬ суток ждал прихода «Литке». Наверное, команда за эти дни передала много искренних «Спасибо» товарищу Воронину, который так мило ушел по другим делам из района мыса Челюскин.
Через 6 ПОТЕРЯННЫХ ВПУСТУЮ таких важных для установления рекорда суток пришел ледокол «Ф.Литке».
Вы не поверите, но дальше, после 6 суток простоя случился РЕАЛЬНЫЙ, СОВЕРШЕННО НЕ ЗАМЕЧЕННЫЙ И НЕ ОТМЕЧЕНННЫЙ ТРУДОВОЙ ПОДВИГ.
✅ Итак, 9 августа ледорез «Ф. Литке вывел «Моссовет» и «Правду» изо льда. Впереди была только чистая вода, поэтому «Моссовет» врубил машины на полный ход и устремился к Берингову проливу выполнять поставленную задачу, не отвлекаясь на всякие развлечения вроде научных исследований.
✅Берингов пролив «Моссовет» прошел 15 августа – в НЕБЫВАЛО ранний срок для корабля, прошедшего Северный Морской путь с запада. Напомню, что по мнению Воронина в это время корабль в лучшем случае должен был «пройти Челюскина».
✅На рассвете 20 августа 1937 года пароход «Моссовет» просигналил о своем прибытии в порту Петропавловска-Камчатского.
Не могу не отметить героизма ВСЕГО города в эти августовские дни. Я не знаю, добровольно или нет в августе 1937 года отправили людей на срочную разгрузку и погрузку «Моссовета». Я знаю одно – за ЧЕТВЕРО суток аврала в порту Петропавловска разгрузили 2680 тонн и погрузили 1200 тонн обратного груза:
«Надо отдать должное, что петропавловцы к нашему приходу готовились очень хорошо. Решительно все организации города оказали нам посильное содействие для ускорения разгрузочных и погрузочных операций в порту Петропавловск. Были показаны действительно стахановские темпы работы грузчиков и поэтому удалось в рекордно короткий срок – в 4 суток – закончить выгрузку 2 680 тонн генерального груза, погрузить: 1 200 тонн груза обратно, из которого 380 тонн экспортного груза (остальное для внутреннего рынка), взять бункер 450 тонн угля и 400 тонн воды»
Несмотря на все сюрпризы от «Ермака», 25 августа 1937 года, опережая на 6 суток график рейса, пароход «Моссовет», загруженный рыбными консервами для продажи на экспорт, отправился в обратный путь. До рекорда оставалась «сущая мелочь» - пройти Северным морским путем с Дальнего Востока на Запад.
Мчась на всех парах на запад, опережая график и обходя ледяные поля, 7 сентября «Моссовет» подошел к входу в пролив Вилькицкого в районе острова Малый Таймыр. К этому моменту за «Моссоветом» на борту которого имелся запас угля и продовольствия, собралось несколько других кораблей, у которых имелась "небольшая" проблема - у них уголь как раз заканчивался.
Поэтому по мнению начальства секторов Севморпути, «Моссовет» уже не выполнял рекордное задание ГУ СМП, а решал возникшие проблемы в окрестностях, превратившись сначала в головной корабль «Каравана «Моссовета», а потом «Каравана «Литке»». Главная причина заключалась в том, что на «Моссовете» имелось более 100 тонн угля, а на оказавшихся рядом кораблях – по 10 тонн. И шансов успеть пройти Севморпутем в эту навигацию у них не имелось никаких. Тем более, что ледовую разведку проводил всего один самолет по всей трассе Севморпути, так как остальные героически искали пропавшего Леваневского. И случилось это потому что кому-то очень хотелось новых рекордов, а вместо них получилась эпичная авария.
«Моссовет» искренне пытался решить вопрос с транспортировкой загруженных на корабль консервов и завершением рекордного плавания. Но когда капитан Бочек и уполномоченный ГУСМП Эрман запросили по радио у начальника Западного сектора Севморпути П.П. Ковеля, разрешение следовать от пролива Вилькицкого самостоятельно, без каравана, учитывая особое задание парохода «Моссовет», то получили категорический ОТКАЗ.
При этом начальнику ГУ СМП товарищу Шмидту, пославшему "Моссовет" ставить рекорд, в тот момент было не до каких-то там мелочей вроде пароходов, застрявших в проливе Вилькицкого. Он занимался на самом деле серьезными делами: рекордами и спасательными операциями. С такими мелкими вопросами как застрявшие во льдах корабли и ледоколы, капитаны которых сами решают, кого они проведут сначала, а кого после, пусть разбираются без него...
Товарищ Эрман за этот отказ заплатил своей головой, потому что через несколько месяцев начались большие разборки в честь провала навигации 1937 года. Оказалось, что Григорий Александрович Эрман, ругаясь с Ворониным и начальниками Западного и Восточного сектора Севморпути, готовил тем самым теракт на пароходе «Моссовет» и если бы его не арестовали и не расстреляли за саботаж, провалил бы еще и зимовку 1937/38 года и все дальнейшие успехи славного советского полярного флота. А так его очень своевременно расстреляли в 1938 году...
17 сентября 1937 года к месту, где застрял в районе пролива Вилькицкого «Моссовет», с востока подошел ледорез «Литке». Оказалось, что он провести караван из нескольких кораблей не сможет. Это может сделать «Ермак», которому следует подойти к каравану с запада. Но Воронин успешно протянул время до того момента, когда пробиться через льды оказалось невозможно.
Я честно не знаю, зачем он это сделал. И, если честно, подозреваю не просто ошибку, которая может случиться в карьере каждого капитана. Ведь для того, чтобы пробиться в первых числах октября 1937 года к каравану, где находился «Литке» и «Моссовет», «Ермаку» оставалось около двух миль не самого серьезного льда. Но Воронин повернул назад.
Это был конец всем великим затеям на предмет прохождения Севморпути "Туда-Обратно" за одну навигацию 1937 года.
Воронин сгрузил на лед часть угля, имевшегося на «Ермаке», и снял всех лишних людей с кораблей, которым теперь предстояло зимовать. После чего, извините, свалил в Мурманск и далее в Ленинград, на ремонт.
Экспортные консервы, которые находились на «Моссовете», и которые планировалось продать в Лондоне, с разрешения товарища Сталина съели во время зимовки. Потому что по милости «Ермака» и гениальных рекордных идей советского начальства 25-ти кораблям, в том числе и "каравану «Ф. Литке»" из одного ледореза и пяти пароходов пришлось зимовать до АВГУСТА 1938 года, а припасов – продуктов и угля на кораблях не предусмотрели, потому что начальство решило, что Арктика «нами освоена для круглогодичных навигаций».
Развернувшаяся по тем же причинам «Зимовка Трех Ледоколов» для команды «Георгия Седова» обернулась дрейфом во льдах до 1940 года и последующими наградами для команды «Седова» за столь экстраординарные приключения.
Зато научный руководитель этой зимовки Самойлович получил пулю в лоб за контрреволюцию, измену Родине, саботаж и предательство. Его весной 1938 года, ради того, чтобы расстрелять, не поленились забрать с зимующих в полярных льдах ледоколов.
В августе 1938 года ледокол «Ермак», на капитанском мостике которого стоял уже другой капитан, пробился к «каравану «Литке» и освободил корабли изо льда.
Продать дальневосточные консервы за валюту не получилось. Их съели на зимовке.
В 1939 году «Моссовет» отправился в новый рейс по Севморпути. С запада на восток и с востока на запад. И мог бы поставить тот рекорд, который не поставил в 1937 году. Но новый начальник Севморпути товарищ Папанин приказал «Моссовет» разгрузить и загрузить обратным грузом в Певеке. Это означало, что Севморпуть от начала до конца этот пароход не прошел. Зато в 1939 году Северный Морской путь ТУДА И ОБРАТНО прошел новый флагман советского ледокольного флота – ледокол «Иосиф Сталин». Как вы понимаете, в год 60-летия великого вождя всех народов какой-то «Моссовет» не мог обойти флагманский ледокол Страны Советов, названный в честь столь уважаемого и заслуженного юбиляра.
В 1947 году пароход «Моссовет» затонул, попав в сложную ледовую обстановку.
Когда очередной начальник Севморпути А.А. Афанасьев доложил об этом Сталину, тот заметил в ответ:
«Что вы дрожите, молодой человек? Арктику без потерь не освоишь»
Через пару месяцев оказалось, что дрожать Афанасьеву было из-за чего. Он, как и все, кто попадал на беседы с товарищами с «чистыми руками и горячим сердцем», оказался шпионом, саботажником и контрреволюционером.
Правда, товарищу Афанасьеву повезло. Ему только испортили здоровье и посадили на несколько лет. Потом он вернулся в руководство ГУ СМП и советского морфлота.
А рекорд «Моссовета» увы, так и не состоялся.
Поэтому вы про этот корабль и его экипаж и не знаете. А зря.
-----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.