Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:
**
После ЛВИМУ работал на учебных судах, в том числе и на УПС "Мир". Везде был ещё и 5-й (хозяйственный помощник капитана), обычно выпускник факультета УМТ. Кроме начальника рации и радиооператора, имелся ещё и радионавигатор. Кстати, к комсоставу относились все, кто питался в кают-компании. Все рядовые принимали пищу в столовой команды. Вот такое простое разделение. Были времена. Сейчас судовые экипажи максимально сокращены.
**
Кто жил на верхней палубе, тот и питался в кают-компании. А если жил рядом с камбузом, то и питался в столовой команды. Никакой сегрегации по рангам не припомню. У некоторых судов и кают-компании не было. Капитан питался вместе с матросами. Не дело разделять команду на верхи и низы.
**
Палубу в МО (машинном отделении) (более правильное название - пайолы) пресной водой никто не мыл. Было специальное приспособление, состоящее из длинного шланга с красно-медной трубкой на конце. Шланг крепился к манометру ПК (парового котла).
На манометре открывали клапан и струёй пара мыли пайолы. При работе опреснителей за производство пресной воды отвечал 4-й механик (король воды и пара). За расход воды - боцман.
**
Не каждый 1-й помощник был балластом! На моём пути встретились двое, которые меня многому по жизни научили. Всегда им буду благодарен! Первый в 16 лет пришёл учеником кочегара, дошёл до старшего механика, а тут - приказ о высшем образовании для комсостава. Ушёл в замполиты. Послушаешь его рассказы - не надо ни Конецкого, ни Пикуля читать.
Второй - по основной профессии писатель, журналист. В рейсы ходил по заданию редакции, но кухню замполитов знал чётко. Все твои проблемы разложит по полочкам так, что удивляешься, как самому в голову не пришло так сделать! Конечно, были не очень хорошие люди, но после 1982 года их понемногу переставали бояться...
**
По поводу способности советских водяных реакторов самостоятельно снижать свою мощность за счёт роста отрицательной реактивности. В своё время (насколько помню, в середине-конце 1980-х годов) был случай в Большом Камне. Подводная лодка находилась в судоремонтном заводе.
При подключении электродвигателей перемещения стержней АР реактора рабочий перепутал фазировку, из-за чего направление вращения изменилось на противоположное. В схеме электродвигателя предусмотрено, что при подаче на него питания он начинает вращаться на опускание до срабатывания нижних концевых выключателей.
Прибывший на службу вахтенный пульта ГЭУ подал на него питание для прогрева схем, а сам пошёл перекурить. Потом было построение на подъём флага. Затем завтрак, затем ещё перекур... Минут 40 как минимум или больше на пульте никого не было. Когда офицеры наконец прибыли на пульт ГЭУ, они испытали шок: приборы показывали максимальное давление и температуру в реакторе.
Что же случилось? После подачи питания из-за того, что стержни АР не были на нижних концевиках, электродвигатели включились и начали вращаться в сторону опускания стержней. Но из-за неправильного подключения стержни поднялись и реактор сам запустился и вышел на мощность при неработающих ЦНПК.
Казалось бы, тепловой взрыв, нарушение герметичности корпуса реактора и разрушение ТВЭЛ было неизбежным. Однако этого не произошло. Реактор сам себя глушил, параметры снижались, он охлаждался, реактивность вновь начинала расти и всё повторялось. Эти "качели" продолжались до тех пор, пока управленцы не разобрались, не заглушили реактор и не приступили к его расхолаживанию.
Читайте также: Байки про суровую службу в стройбате и другие армейские байки
Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.