Брошь из белого и желтого золота с черным опалом и бриллиантами работы Анри Вевера, Франция, около 1910 г.
Если присмотреться внимательно к этой замечательной броши эпохи ар-нуво, вы заметите, что все кромки орнамента и оправа центрального камня окружены дорожками мелкой бисерной фактуры. Такой прием в ювелирном дизайне имеет название миллегрейн – старинная техника, получившая новое рождение на рубеже XIX и ХХ веков. Именно в этот период ювелиры стали использовать для создания украшений платину. Физические свойства платины позволяли создавать очень тонкие воздушные оправы для бриллиантов, а игра света на гранях миллигрейн подчеркивала сияние драгоценных камней.
Платиновое кольцо с крупным бриллиантом (3,5 карата), Англия, около 1920 г.
Платиновое кольцо с жемчугом и бриллиантами, J.E. Caldwell & Co, около 1910 г.
Платиновое кольцо с аквамарином и бриллиантами.
Обычно миллигрейн применяли для оформления края ювелирного изделия. В конце XIX века в большой моде были украшения с бантами и лентами. Отделка бисерной кромкой как нельзя лучше подходила к таким дизайнам. На золотых ювелирных изделиях тоже встречались детали миллегрейн, но, как правило, они не использовались по краям и не были столь тонкими и изящными, как на изделиях из платины.
Платиновая брошь с изумрудами и бриллиантами, около 1900 г.
Бриллиантовая брошь, около 1910 г.
Платиновое ожерелье с бриллиантами, Франция, около 1910 г.
Брошь-кулон с морганитом, жемчугом и бриллиантами, около 1910 г.
Кулон с турмалином и бриллиантами, около 1910 г.
Корсажная брошь с жемчугом и бриллиантами, начало ХХ века.
Часы-подвеска, украшенные эмалью и бриллиантами, на длинной цепочке, Le Coultre, около 1910 г.
Золотой кулон с опалом, эмалью и бриллиантами, Tiffany & Co, начало ХХ века.
Платиновый кулон с резным кораллом, жемчугом и бриллиантами, начало ХХ века.
Для отделки миллегрейн ювелиры используют специальный инструмент с фактурным колесиком из твердого сплава на конце. Чаще всего инструмент дает дорожки миллегрейн в виде зубчиков или «бусин».
Наконечники инструментов для получения разных видов миллегрейн: зубчиков (слева) или шариков (справа).
Чаще всего техника миллегрейн ассоциируется с периодом ар-деко, когда она была на пике популярности. Именно тогда она получил свое название, которое происходит от французского "mille-grain" и переводится как “тысяча зерен”.
Платиновая брошь с сапфиром и бриллиантами, начало ХХ века.
Брошь в стиле ар-деко из полированного оникса, украшенная резными изумрудами и бриллиантами.
Платиновая брошь в стиле ар-деко с жемчугом, топазом и бриллиантами.
Кольцо из желтого и белого золота с бриллиантом, 1925-1835 гг.
Брошь-бант в стиле ар-деко из платины с сапфирами и бриллиантами.
Платиновое кольцо с опалом и бриллиантами, Lacloche Frères, около 1920 г.
Золотая пудреница, украшенная жемчугом и бриллиантами, Van Cleef & Arpels, 1949 г.
Вечерняя сумочка, украшенная бриллиантами в оправе из желтого и белого золота.
Техника миллегрейн и в наше время находит применение в ювелирном искусстве. Ее популярность уже не столь велика, как сто лет назад. И все же находятся мастера, которые периодически возвращают старинным технологиям новую жизнь. Для баварского ювелира прошлого века Эльмара Зайдлера миллегрейн стал неотъемлемым элементом его фирменного стиля.
Золотое кольцо с рубинами и бриллиантами, Эльмар Зайдлер, ХХ век.
Золотое кольцо с рубинами и бриллиантами, Эльмар Зайдлер, ХХ век