Сложные вопросы - это бич всяких политиков, руководителей и публичных людей. Вот спрашивают тебя при всех "Иван Палыч, когда зарплату то повысите/дорогу сделаете/голодающих в Африке спасете"?" и Иван Палыч сразу как-то сник, побледнел, покраснел и ничего в ответ сказать не может, как-будто его учительница к доске вызвала, а он не помнит планета Плутон или нет. Так вот к любым сложным вопросам можно подготовиться. Вот как это сделать.
1. Продумайте заранее, какие сложные вопросы могут прилететь
Если знаете, что обещали построить дорогу и не построили, логично предположить, что вас об этом спросят, подготовьтесь. 99% процентов ужасных вопросов предсказуемы. И 99% ужасных ответов, которые дают публичные лица - это результат отсутствия подготовки.
2. Не оправдывайтесь
В качестве вредного совета и примера, как не надо, предлагаю вам посмотреть интервью одного бизнесмена одному журналисту. Где журналист его спрашивает "Как ты мог говорить, что России нужен царь! Ты что за Путина?" (это не цитата, а вольное изложение смысла). И бизнесмен такой: "Ой, простите, извините, да я не то имел ввиду и вообще бес попутал".
Очень проигрышный ответ, в котором взрослый серьезный дядя почему-то оправдывается за слова, которые субъективно не нравятся собеседнику.
3. Говорим коротко
Отвечать на давящие вопросы лучше максимально коротко и уверенно. Например: "Да, было дело такое". И все.
Не нужно помогать человеку выудить из вас информацию, которой вы делиться не хотите. Хочется ему подробностей? Пусть задает уточняющий вопрос, а до этого момента молчим.
4. Переключаем внимание на другую тему
Если делать это аккуратно, получается хороший выход из ситуации. Вот вы не построили дорогу, зато, например, построили детскую площадку. Тогда хорошо бы перевести тему именно на этот факт. Лучше заранее продумать, какие варианты "зато" у вас есть в запасе.
5. Говорим о будущем, а не о прошлом
Это хорошая защита от нападающих вопросов формата "Почему ты сделал так?" Ну сделал и сделал, прошлое поменять нельзя, оправдываться я вам запретила еще во втором пункте, так что придется перемещать фокус на будущее, например так.
"Да, случился пожар, чтобы такого больше не повторилось, мы установим супер-современные противопожарные системы"
6. Не оскорбляйте автора вопроса или сам вопрос
Публично объявить вопрос плохим - это контрпродуктивно, если делать такое систематически, народ пугается и начинает спрашивать все меньше. А это нехороший симптом. Звучит очевидно, но это очень сложно. Эта проблема преследовала всех спикеров, с которыми я когда-либо работала, да и меня саму. Хорошая новость в том, что ее можно решить.
Желание уделать спрашивающего какую-то дичь вполне естественно. Спикер может считать, что вопрос глупый, или ему его задают 5 раз за день и это все очень бесит, а еще может быть чистой правдой. Но беситься нельзя ни в коем случае.
Нужно раз и навсегда забыть фразы вроде:
"Раз вы это спрашиваете, то вы не понимаете/ не знаете/ не разбираетесь"
"Вопрос странный/дурацкий"
Во всех возможных вариациях, в том числе невербальных. Закатывать глаза и ехидно улыбаться - тоже считается.
Итого: контексты бывают разные и универсального алгоритма быть не может, но отвечать на сложные вопросы можно, особенно если к ним готовиться заранее.
Так что вопросы - это не страшно, страшно, когда вопросов уже ни у кого нет.
Катя❤️