Изумительное по своей красоте и доброте стихотворение Анны Опариной посвящено самолёту Ан-2.
Пусть оно будет поздравлением для всех авиаторов, которые очень ей благодарны за память и за тёплые слова, а стихотворение начинается так:
*«Это вам не теплоходы с пристани –
Самолеты в небо провожать…»
Удивительно то, что за почти пятьдесят лет работы в малой авиации впервые слышу такой чудный отзыв от пассажира о самолёте-труженике, самолёте-«дедушке», незаменимом самолёте для отдалённых уголков России.
*«…Лишь бы не исчез
С горизонта самолет, и пристально
В даль глядели, привыкая ждать…»
Хотя пассажиры этот лайнер и не хвалят, но, отнюдь, и не ругают. А иначе кто же будет возить добрых северных людей до своих посёлков, затерявшихся в непроходимых лесах и болотах? Пассажиры просто спрашивают: «Куда выбросить использованный пакет?» или «Нельзя ли выйти на пару минут подышать свежим воздухом?» Люди знают, что другого транспорта нет и надо терпеть большие неудобства в гремящем железном ящике в тесноте; жаре или холоде; среди коробок, мешков и сумок, которые сжимают со всех сторон.
Сейчас часто говорят, что самолёт устарел, что его надо заменить, но дальше разговоров дело пока не движется. АН-2 и в самом деле устарел. Он долгожитель, переживший всех своих ровесников и многие лайнеры, родившиеся после него. Изначально при создании самолёта предусматривалось перевозить на нём тысячу килограмм груза, но из-за малой скорости и отсутствия потребности в таких больших перевозках проект закрыли.
Настойчивость и упорство конструктора впоследствии всё же открыли дорогу АН-2 в небо.
Нельзя сказать, что ему не искали замену. Разработаны десятки и сотни проектов воздушных судов для местных воздушных линий. Некоторые самолёты были сделаны и поднимались в небо, но ни один не стал полноценной заменой АН-2, который продолжает выполнять задачи народного хозяйства. Были случаи, когда лайнер из-за некоторых погодных факторов садился и поперёк полосы шириной всего чуть больше пятидесяти метров. Как же такому самолёту не летать!
А вместимость? Однажды Ан-2, включая экипаж, поднял в небо тридцать три человека с поклажей из даров моря и природы! Полёт закончился не очень удачно, но самолёт взлетел с почти тройной коммерческой нагрузкой!
Судьба распорядилась так, что лайнер закончил свою лётную карьеру, а люди после посадки на болото вышли и спокойно разошлись по домам.
Разве можно плохо относится к такому самолёту, который отработал более семидесяти лет и продолжает работать на благо людей.
Новый самолёт «Байкал», призванный его заменить, ещё не совершает коммерческих рейсов. А когда начнёт летать, только время покажет, сможет ли он работать так же, как АН-2.
*…Труженица наша, так отчаянно
В высь рвалась ты, наводя мосты…
Долетела, села и причалила
Навсегда… и замерли винты…
Идеи создать памятник самолёту в Лешуконии, как многие говорят, «В стране чудес и беззакония, где только лешие и кони», высказывались, но настоящую инициативу проявил Сергей Александрович Федулов, бывший пилот. Благодаря его настойчивости создали ТОС под руководством Сергея Чурсанова. За два года упорного труда полотняная обшивка самолёта оказалась заменена на металлическую и списанный самолёт приобрёл вполне сносный вид. Большую финансовую поддержку оказали частные лица и аэронавигация. Некоторые скудные средства поступали и по линии ТОС.
Целая эскадрилья готовых к полёту самолётов после ликвидации Лешуконского авиапредприятия осталась стоять на стоянках у нового хозяина, «Госимущества». Через несколько лет от самолётов остались только непригодные остовы.
Самолёту-памятнику повезло. Он продолжает жить. Для других некоторых воздушных судов тоже нашёлся новый хозяин в лице московского предпринимателя, который пропустил самолёты через ремонтный завод, и они теперь летают и продолжают жить у новых владельцев, принося пользу. Жаль только, что не на благо своего предприятия.
Переезд к новому владельцу
Анна Опарина высказала то, что хотели бы сказать многие пассажиры, с надеждой подолгу глядящие в небо.
*…Хоть была и «малой авиацией»,
Но большие делала дела,
Отдыхай, и наши все овации
В честь тебя – за то, что ты была!..
Этому самолёту повезло. Он не исчез бесследно, а, став памятником, занял своё почётное место и стоит, как часовой, бессменно семь лет. Как и любой памятник, под действием внешних погодных факторов он ветшает и хиреет, но руководство округа и культура столько же лет от него открещиваются и не хотят замечать происходящего, в отличие от простых людей, которые все годы приходят к нему, чтобы сфотографироваться, посмотреть на красоту и отдать дань уважения долгожителю.
Памятник на зимовке
Профсоюз лётного состава России наградил пожилых ветеранов, в том числе автора этих строк, знаком «70 лет ПОЛЁТОВ Ан-2». Приятно, имея стаж работы 52 года, получить такую награду.
*…Вдруг да выйдет солнце из-за пазухи
Туч и полетит в Архангельск борт…
*…Хоть была и «малой авиацией»,
Но большие делала дела…
Примечание: знаком * обозначены отрывки из стихотворения Анны Опариной.
Валерий Бронников