Найти тему

Долгожитель

Изумительное по своей красоте и доброте стихотворение Анны Опариной посвящено самолёту Ан-2.

Пусть оно будет поздравлением для всех авиаторов, которые очень ей благодарны за память и за тёплые слова, а стихотворение начинается так:

*«Это вам не теплоходы с пристани –

Самолеты в небо провожать…»

Удивительно то, что за почти пятьдесят лет работы в малой авиации впервые слышу такой чудный отзыв от пассажира о самолёте-труженике, самолёте-«дедушке», незаменимом самолёте для отдалённых уголков России.

-2

*«…Лишь бы не исчез

С горизонта самолет, и пристально

В даль глядели, привыкая ждать…»

Хотя пассажиры этот лайнер и не хвалят, но, отнюдь, и не ругают. А иначе кто же будет возить добрых северных людей до своих посёлков, затерявшихся в непроходимых лесах и болотах? Пассажиры просто спрашивают: «Куда выбросить использованный пакет?» или «Нельзя ли выйти на пару минут подышать свежим воздухом?» Люди знают, что другого транспорта нет и надо терпеть большие неудобства в гремящем железном ящике в тесноте; жаре или холоде; среди коробок, мешков и сумок, которые сжимают со всех сторон.

Сейчас часто говорят, что самолёт устарел, что его надо заменить, но дальше разговоров дело пока не движется. АН-2 и в самом деле устарел. Он долгожитель, переживший всех своих ровесников и многие лайнеры, родившиеся после него. Изначально при создании самолёта предусматривалось перевозить на нём тысячу килограмм груза, но из-за малой скорости и отсутствия потребности в таких больших перевозках проект закрыли.

Настойчивость и упорство конструктора впоследствии всё же открыли дорогу АН-2 в небо.

Нельзя сказать, что ему не искали замену. Разработаны десятки и сотни проектов воздушных судов для местных воздушных линий. Некоторые самолёты были сделаны и поднимались в небо, но ни один не стал полноценной заменой АН-2, который продолжает выполнять задачи народного хозяйства. Были случаи, когда лайнер из-за некоторых погодных факторов садился и поперёк полосы шириной всего чуть больше пятидесяти метров. Как же такому самолёту не летать!

А вместимость? Однажды Ан-2, включая экипаж, поднял в небо тридцать три человека с поклажей из даров моря и природы! Полёт закончился не очень удачно, но самолёт взлетел с почти тройной коммерческой нагрузкой!

-3

Судьба распорядилась так, что лайнер закончил свою лётную карьеру, а люди после посадки на болото вышли и спокойно разошлись по домам.

Разве можно плохо относится к такому самолёту, который отработал более семидесяти лет и продолжает работать на благо людей.

Новый самолёт «Байкал», призванный его заменить, ещё не совершает коммерческих рейсов. А когда начнёт летать, только время покажет, сможет ли он работать так же, как АН-2.

*…Труженица наша, так отчаянно

В высь рвалась ты, наводя мосты…

Долетела, села и причалила

Навсегда… и замерли винты…

Самолёт "Байкал" Фото из интернета
Самолёт "Байкал" Фото из интернета

Идеи создать памятник самолёту в Лешуконии, как многие говорят, «В стране чудес и беззакония, где только лешие и кони», высказывались, но настоящую инициативу проявил Сергей Александрович Федулов, бывший пилот. Благодаря его настойчивости создали ТОС под руководством Сергея Чурсанова. За два года упорного труда полотняная обшивка самолёта оказалась заменена на металлическую и списанный самолёт приобрёл вполне сносный вид. Большую финансовую поддержку оказали частные лица и аэронавигация. Некоторые скудные средства поступали и по линии ТОС.

Целая эскадрилья готовых к полёту самолётов после ликвидации Лешуконского авиапредприятия осталась стоять на стоянках у нового хозяина, «Госимущества». Через несколько лет от самолётов остались только непригодные остовы.

-5

Самолёту-памятнику повезло. Он продолжает жить. Для других некоторых воздушных судов тоже нашёлся новый хозяин в лице московского предпринимателя, который пропустил самолёты через ремонтный завод, и они теперь летают и продолжают жить у новых владельцев, принося пользу. Жаль только, что не на благо своего предприятия.

-6

Переезд к новому владельцу

Анна Опарина высказала то, что хотели бы сказать многие пассажиры, с надеждой подолгу глядящие в небо.

*…Хоть была и «малой авиацией»,

Но большие делала дела,

Отдыхай, и наши все овации

В честь тебя – за то, что ты была!..

-7

Этому самолёту повезло. Он не исчез бесследно, а, став памятником, занял своё почётное место и стоит, как часовой, бессменно семь лет. Как и любой памятник, под действием внешних погодных факторов он ветшает и хиреет, но руководство округа и культура столько же лет от него открещиваются и не хотят замечать происходящего, в отличие от простых людей, которые все годы приходят к нему, чтобы сфотографироваться, посмотреть на красоту и отдать дань уважения долгожителю.

-8

Памятник на зимовке

Профсоюз лётного состава России наградил пожилых ветеранов, в том числе автора этих строк, знаком «70 лет ПОЛЁТОВ Ан-2». Приятно, имея стаж работы 52 года, получить такую награду.

-9

*…Вдруг да выйдет солнце из-за пазухи

Туч и полетит в Архангельск борт…

*…Хоть была и «малой авиацией»,

Но большие делала дела…

Примечание: знаком * обозначены отрывки из стихотворения Анны Опариной.

Валерий Бронников