В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов. Портрет Обуховой сопровождают юмористические строки, написанные поэтом Александром Рейжевским:
«Скажу, не допустив ошибки:
Петь, как она — вот к этой цели
Стремятся флейты, арфы, скрипки,
Рояли и виолончели».
Рисунок изображает уже немолодую певицу в необычном одеянии. Ее просторное концертное платье с широкими рукавами буквально усыпано гирляндами нот. Нотные строки в виде шарфа овивают ее шею — подобно жемчужному ожерелью, которым так любила украшать себя певица.
Группы из четырех ноток висят в ушах как серьги; браслет и даже кольца на пальцах — тоже ноты, а на груди приколота брошь — скрипичный ключ. Если бы все эти ноты внезапно зазвучали, то певица оказалась бы словно окутанной звуками.
Музыка сопровождала всю жизнь Надежды Обуховой. «Я пела с детства, с тех пор, как себя помню, — вспоминала певица. — У брата и сестры тоже были голоса». В 20 лет Обухова поступила в Московскую консерваторию в класс знаменитого итальянского певца и педагога Умберто Мазетти. Сразу же по окончании консерватории молодая певица начала выступать в концертах, а в 1912 году была принята в Большой театр. Голос Обуховой отличался необычайно широким диапазоном от контральто до высокого меццо-сопрано. Певица создала сценические образы в операх Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева… Ее служба в театре длилась более тридцати лет. Но на этом ее вокальная карьера не закончилась — Надежда Андреевна выступала в концертах, на радио, записывалась на грампластинки. Певица удостоилась негласного титула «Королева русского романса».
Один из постоянных партнёров Обуховой — Иван Семёнович Козловский –вспоминал, что она любила петь по ночам. «Когда начинал звучать голос Обуховой, всегда невольно охватывало волнение. Я за стенкой, все слышу. И вот тут происходило некое таинство, когда от соприкосновения с незаурядным талантом словно вырастаешь сам, становишься духовно богаче». Козловский присоединялся к певице, и в один из этих творческих вечеров родился их дуэт «Ночи безумные».
Шарж на Обухову вместе с шуточным стихотворением Александра Рейжевского был опубликован в совместном альбоме художников Бориса Ефимова и Иосифа Игина — «Действующие лица». Игин в конце жизни писал воспоминания. В книгах «О людях, которых я рисовал», «Улыбка Светлова», «Я видел их» художник рассказал немало интересного, а порой смешного о многих известных мастерах культуры.
Ценные произведения изобразительного искусства — это достояние нашей культуры.