(беглые заметки)
.
.
.
Касаясь праздничного телевидения, хотелось бы прежде всего отметить два старых фильма, которые мне довелось посмотреть на праздники, фильм Три плюс два, (1963) и фильм Не могу сказать прощай, вышедший на экраны в 1982 году. Начал бы, с фильма Три плюс два , с совсем молодым Андреем Мироновым и Евгением Жариковым . Может быть странно, но если задать вопрос, о чем собственно этот фильм, то пришлось бы ответить, что ни о чем, или почти ни о чем. В фильме нет сюжета, как такового, есть скорее ситуация , характеры , и сцена на берегу моря, в которой три молодых человека знакомятся с незнакомыми двумя девушками , совсем не настроенными к ним дружелюбно, в виду того, что они заняли их заветное место. При этом . все характеры героев прорисованы бегло, может быть, даже поверхностно , (как если бы это больше были темпераменты, или те или иные типы молодого поколения, чем собственно характеры отдельных героев) однако четко, точно, и узнаваемо, говоря как об образах юношей , так и девушек . Вот несколько меланхоличный, мечтательный и романтичный Роман с его некоторой «лунностью» во взгляде и характере. Вот легкий и будто бы солнечный и уравновешенный Вадим, (не случайно он выбрал профессию дипломата.)А вот и мрачноватый и уединенный Степан, доктор физико -математических наук , чем то напоминающий тургеневского Базарова, с ярко выраженными холерическими чертами. Хорошо, хотя и так же бегло прорисованы и характеры двух девушек, несколько заносчивой и вздорной Зои, ( цирковой дрессировщицы), и более легкой, «сангвинистичной» , но и несколько легкомысленной Наташи, артистки кино . Интересно , что все герои являют так называемые "сливки общества", кроме Романа, неудавшегося врача.... Можно сказать с обеих сторон встретились люди классово близкие, понятные друг другу. Однако сюжета как такового не получилось. Встреча не вылилась в историю. Потому, что , что такое сюжет? Сюжет , это когда нечто внутреннее в той или иной ситуации, становится ей, чем то внешним, подчиняя или разрешая ситуацию, плохо, или хорошо для ее героев. Сюжет это всегда детерминация, это логика , судьба и история. Но фильм снят в начале шестидесятых, можно сказать в разгар оттепели . Поэтому в фильме, главное свобода . А что такое свобода? Свобода это поле возможностей и перспектив . У фильма нет не только сюжета, нет и финала, как такового. Возможно, все герои, (кроме Вадима одиночки) со временем образуют пары , а возможно они сразу после отдыха, или со временем расстанутся. Не случайно, и то что в фильме три друга и только две девушки. Сама эта ситуация намекает на одиночество " вечно третьего». В фильме Три плюс два на первый план выходит свобода, и сопутствующие ей легкость, непринужденность , непредсказуемость и множество возможных финалов или развитий. Начиная, может быть с пятидесятых , кино двигалось как завоевание свобод . Можно вспомнить , что задолго до кино, на завоевание свобод в начале девятнадцатого века претендовал Романтизм, (что такое весь Байрон, как не открытье и не завоевание каких то новых свобод для личности?) Но если романтизм в литературе открывал сугубо внутреннюю или духовную свободу, то кинематограф больше открывал свободу чисто внешнюю., особенно в шестидесятых годах . Можно вспомнить , что романтизм и байронизм 19 века окончились викторианской эпохой, а хрущевская оттепель брежневским консерватизмом. Что такое свобода? Свобода это расширение жизни, в ее возможностях, расширение космоса, разрешение и бытия и его загадки действующее через человека, через его сознание , через его выбор себя. Если кино начала шестидесятых – реанимировало свободу, переходящую в какие то именно личные свободы человека., то кино условно говоря брежневской эпохи скорее искало свободы не в расширении , а в углублении, в глубине человеческой души, где важнее не расширение, а сужение, но зато и глубина. Именно эти слова я бы отнес к фильму Бориса Дурова «Не могу сказать прощай» , который сразу же показали после фильма три плюс два, по тому же пятому каналу . Фильм посмотрел, точнее говоря пересмотрел с огромным удовольствием, не заметив как быстро пролетело время.
В фильме довольно сложный сюжет, в фильме есть драма, наконец , победа любви над равнодушием и предательством. Казалось бы главная героиня Лида , брошенная Сергеем, который женившись на другой девушке, вскоре оказывается калекой , являет редкий случай любви , самопожертвования и верности, не смотря на то, что на самом деле, логика действий внешне скромной , а внутри себя очень упертой и сильной характером девушки обьяснима. Принято считать , что мужчина в отношениях собственник. На самом же деле , женщина по своей природе намного большая собственница, чем мужчина, как ни странно, или абсурдно это прозвучит. Пусть и калека, зато мой, и только мой, такова логика главной героини Лиды. Но с другой стороны, это тот случай, когда эгоизм девушки в диалектике ее становления через любовь к Сергею , становится альтруизмом, в отличие от жены Сергея, чей альтруизм, в конце концов, напротив, становится эгоизмом, имея в виду ее поведение после случившегося с Сергеем., даже не смотря на то, что и она его поначалу не бросает, и даже любит. Но по сути она уже думает о том, что бы найти, или встретить другого мужчину . В итоге, именно любовь Лиды исцеляет Сергея. Именно с ней он остается . Прекрасный во всех отношениях фильм с интересной музыкальной композицией на стихи Владимира Маяковского, которая в фильме звучит.
Наверное, самое большое искусство – уметь показать добро без фальши.
____________
P. S.
.
Все таки, кино брежневской эпохи на мой взгляд глубже кино хрущевской оттепели. Но это на мой личный взгляд .